Стив Джобс.Темная сторона медали.


Прекрасно понимаю, что из Стива Джобса американские СМИ сделали просто настоящую IT-икону, своего рода недостижимый идеал человека-искателя, креативного гуру, великого провидца и удачливого бизнесмена-новатора в одном флаконе.

На самом деле, конечно, реальный Стив был далек от всех этих эпитетов (как минимум от большинства) — это был во многом обычный человек, правда, со своими странностями. Как сказал один из его близких друзей: «Настоящий секрет заключается в том, что успех гарантированно приходит не к умным и сообразительным, а к зацикленным на навязчивых идеях психопатам.»

Сегодня я привожу перевод некоторых отрывков биографии Стива Джобса, вышедшей в США в октябре 2011 года. Написанный бывшим редактором «Time» Уолтером Айзексоном 600-страничный труд основан на более чем 40 интервью автора с самим Джобсом, а также множестве бесед с его родными, близкими и коллегами — ещё раз, исключительно на реальных фактах.

Айзексон последовал совету жены главы Apple и не стал утаивать неприятные моменты жизни и особенности личности Джобса. И хотя у нас не принято говорить плохо об умерших, нарушу эту негласную традицию — итак, воспоминания о Стиве Джобсе, просто человеке...

Про мебель

Из воспоминаний его жены.

«Джобсу всегда было трудно обставить собственное жилье. Ещё холостяком он жил в доме с одним матрацем, столом и парой стульев. И даже когда у него появилась семья, изменилось немногое. Он стремился к совершенству во всем, а на совершенство нужно время.
«Восемь долгих лет мы обсуждали нашу будущую мебель в теории, — рассказывает жена Джобса Лоурен Пауэлл. — Например, Стив долгое время задавался вопросом, зачем нужен диван?»

Про компромиссы

Джобс выяснил, что европейские стиральные машины потребляют меньше моющих средств и воды, а также мягче, чем их американские аналоги, очищают загрязнения. Но их цикл стирки при этом в два раза длиннее.

Сам Джобс рассказывал:
«Мы обсуждали с семьей, на какой компромисс можем пойти. Что важнее: чистое белье всего за один час вместо полутора, или приятная к телу одежда, которая прослужит дольше? Имеет ли значение, сколько воды мы при этом используем?

Мы много обсуждали это каждый вечер за ужином в течение двух недель».

Про сложный характер

«Он обладал сверхъестественной способностью определять ваше слабое место, понимать, как именно вас можно унизить», — рассказывает один из его друзей по работе.

Джобс отказывался признавать свою родную дочь, часто занимал на парковке места для инвалидов, кричал на подчиненных и плакал, как ребенок, если что-то не получалось. Помню, он гневно сигналил полицейскому, замешкавшемуся с выпиской штрафа за превышение, после чего погнал с той же скоростью.

В ресторане он мог по три раза менять не понравившееся блюдо.

А как-то в номере нью-йоркского отеля в десять часов вечера ему вдруг пришло в голову, что пианино стоит в номере не на своем месте и его надо срочно передвинуть, местная клубника никуда не годится, да и цветы не те: он требовал каллы.

И когда в полночь все его причуды наконец выполнили, а запыханная помощница принесла ему нужные цветы, он напоследок заявил, что ее костюм «отвратителен».

Про перфекционизм

«Станки и автоматы на его фабрике красились и перекрашивались многократно, пока он фанатично выбирал цветовое решение, — пишет Айзексон о запуске производства компании NeXT, созданной Джобсом в конце 1980-х. — В итоге там были белоснежные, как в музее, стены, черные кожаные кресла за $20 тыс. и изготовленная на заказ дорогущая уникальная лестница.

Он настоял, чтобы оборудование на линии сборки iPhone длиной в 165 футов установили неестественным для сборщиков способом, но зато любым посетителям фабрики теперь было удобно наблюдать за процессом монтажа печатных плат».

И даже в конце своей жизни, находясь в больнице, он пересмотрел 67 медсестер, прежде чем выбрать трех понравившихся, которым позволил ухаживать за собой перед смертью. А когда пульмонолог попытался надеть Джобсу, находящемуся под действием сильнейшего успокоительного, маску, он ее гневно сорвал, пробормотав заплетающимся языком, что ему не нравится ее дизайн, и попросил принести пять других вариантов маски для выбора наиболее удачной.

Про заимствования

Стив Джобс в трактовке Айзексона — скорее не великий изобретатель и не провидец, а талантливый корректор, умевший доводить до совершенства созданное другими людьми.

Так, характерные черты компьютеров Macintosh, мышь и иконки на экране, Джобс позаимствовал у инженеров Xerox PARC, когда побывал у них в гостях в 1979. Цифровые плееры появились на рынке в 1996, за пять лет до появления iPod, но, по мнению Стива, были «полным отстоем».

От смартфонов, продававшихся еще в 1990-х, «тошнило так же, как от плееров» — iPhone был представлен в 2007.

Идея iPad и вовсе принадлежала инженеру из Microsoft, жена которого была дружна с Джобсами. «Этот парень просто достал меня, — рассказывал Стив. — Он говорил, что Microsoft собирается изменить мир, уничтожив ноутбуки своими планшетниками, и Apple просто обязана получить лицензию на программное обеспечение Microsoft. Но они все делали неправильно. Их устройства было со стилусом, что смерти подобно.
И когда этот человек из Microsoft, с которым я был вынужден постоянно пересекаться в кругу общения, завел этот разговор, наверное, уже в двадцатый раз, я так разозлился, что, вернувшись домой, решил: «Да пошли они все! Я покажу им, каким должен быть настоящий планшетник».

И даже внутри собственной компании Джобс порой одалживал идеи. Джонатан Айв, дизайнер Apple, разработавший iMac, iPod и iPhone рассказывал, как Джобс часто приписывал себе его идеи, выбрав из нескольких лучшую.

Про творчество

Джобс четко угадывал, что именно будет иметь успех, но не всегда представлял, что бы это могло быть. Как-то он сказал копирайтеру Джеймсу Винсенту, что его тексты для рекламы iPad — «полный отстой».

«А чего вы хотели? Вы же не сказали, что именно вам нужно» — начал спорить тот. На что Джобс просто взорвался. Они кричали друг на друга, пока Винсент не потребовал: «Вы должны сказать, чего хотите».
«Это ты должен показать, и я пойму что это „оно“, когда его увижу!», — зло парировал Джобс.

«Пойму, когда увижу» — его кредо. Удовлетворить Джобса могло только абсолютное совершенство.

Ему не понравились заголовки в командной строке первых Macintosh, и он заставил разработчиков программного обеспечения придумывать один вариант за другим, всего около двадцати.

Когда же их это начало потихоньку доставать и они возразили, что у них есть дела и поважнее, Джобс закричал так, что было слышно на весь этаж: «Вы представляете, каково смотреть на это убожество изо дня в день! Это не просто мелочь! Это то, что нам нужно сделать на отлично».
Про Google

Сам Джобс не любил выступать источником чужого вдохновения. Исаксон вспоминает, что в худшем расположении духа он видел Джобса в тот день, когда начались продажи телефонов на базе Android с сенсорным экраном. Джобс посчитал их копией iPhone и подал в суд на разработчика операционной системы — Google.

По словам главы Apple, первоначальный черновик иска Стива, переданный им в юридический отдел компании в конце рабочего дня, выглядел так:
«Чертов Google, ты все своровал у iPhone. До последнего вздоха, до последнего пенни из $40 млрд. на счетах Apple я буду бороться за то, чтобы вы понесли наказание. Я начну ядерную войну, если надо. Я уничтожу Android, потому вы, черти, украли его...»

Про Билла Гейтса

Похожим образом Джобс отреагировал на Windows в 1980-х. В операционной системе был использован тот же графический интерфейс пользователя, что и у Macintosh. Разъяренный Джобс вызвал Билла Гейтса из Сиэтла в Силиконовую долину, и вот как описывает их общение Айзексон:

«Они встретились в конференц-зале, где присутствовало еще с десяток сотрудников Apple, желавших посмотреть, как босс атакует Гейтса. Джобс не разочаровал свое войско. «Вы нас обворовываете! — кричал он. — Я вам доверял, а теперь вы у нас воруете!»

Гейтс спокойно взглянул на Джобса — все прекрасно знали, откуда на самом деле взялся интерфейс: «Что же, Стив, думаю, на происходящее можно посмотреть иначе. Ситуация, скорее, такая — у нас с тобой был богатый сосед по имени Xerox, и когда я залез к нему в дом, чтобы украсть телевизор, обнаружил, что ты — уже украл его!».

Структура программного обеспечения Apple всегда была закрытой темой. Джобс не хотел, чтобы в устройство iPhone, iPod или iPad кто-то совал свой нос. По мнению Джобса, его творения были совершенны, и простым смертным не стоило их портить.

В новом офисе Apple он запретил проектировщикам делать окна открывающимися, хотя жара стояла отменная. Джобс вообще не считал, что простым людям нужно давать возможность что-либо открывать — иначе они могут все сломать, считал он.

Сверхзакрытая архитектура Apple iOS — это ещё цветочки, по сравнению с тем, по каким жестким консервативным правилам приходилось жить его подчиненным.

Другой взгляд на жизнь

На самом деле, Стив Джобс далеко не так уникален. Вопрос в том, кто сможет уловить едва зарождающуюся моду и успеть оседлать по-полному её вздымающуюся волну-тренд.

Например, прямо сейчас я вижу на улицах Нью-Йорка просто шквальную моду на старомодные и объективно неудобные ретро-трубки для мобильников (в первую очередь для iPhone) под китайским названием moshi moshi, которые, казалось бы, противоречат всем высочайшим эстетическим взглядам Стива — но их продажи сейчас в Нью-Йорке прут просто со страшной силой!

Закончить хотелось бы признанием, что Стив, конечно, велик, и он здорово встряхнул всю мировую электронную индустрию, как бы по-разному к нему не относились многие люди. Но, ещё раз, слова его друга, которые я цитировал уже выше, я считаю самым точным и откровенным определением природы подобного успеха:

"Настоящий секрет заключается в том, что успех гарантированно приходит не к умным и сообразительным..

Рейтинг:
0.0 / 0
Просмотры:
11659
Категории материала:
Новости шоубизнеса
Источник:

Комментарии к материалу (0)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]