Сибирь и Дальний Восток охвачены катастрофическими пожарами — площадь лесов, пройденная огнем с начала пожароопасного сезона, по самой скромной оценке превысила шесть миллионов гектаров. Самые крупные пожары действуют в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах, Томской области, Красноярском крае, Республике Саха (Якутия). Амурской области и Хабаровском крае. Дымом затянуты Западная и Центральная Сибирь и значительная часть юга Дальнего Востока, местами концентрация дыма на протяжении нескольких дней, а кое-где и недель, превышает опасные для здоровья и жизни людей уровни.
Главная причина катастрофы, как и в 2010-2011 г.г., — неготовность страны к борьбе с лесными пожарами и в целом к обеспечению пожарной безопасности природных территорий. Лесное хозяйство, пришедшее в упадок в результате реформ последних двенадцати лет (начиная с ликвидации в мае 2000 года Федеральной службы лесного хозяйства и Госкомэкологии РФ), и окончательно добитое Лесным кодексом 2006 года, в своем современном состоянии просто не способно справиться с пожарами при высоком или чрезвычайном уровне пожарной опасности по погодным условиям. Количество людей, занятых в лесном хозяйстве, в результате реформ последних лет сократилось вчетверо, причем многие из оставшихся были вынуждены превратиться в офисных бюрократов — служителей бумагооборота. При низком или среднем уровне пожарной опасности оставшихся сил еще как-то хватает на борьбу с огнем, а при высоком или чрезвычайном — не хватает, и пожары быстро выходят из-под контроля, достигают той стадии развития, на которой победить их почти невозможно. Работникам леса в реальности остается только спасать от огня населенные пункты, и сдерживать его распространение на наиболее ценных и важных территориях.
Попытки хоть как-то исправить ситуацию, предпринятые федеральными органами власти после пожарной катастрофы 2010 года, почти полностью провалились. Государственная лесная охрана появилась лишь «на бумаге», за исключением разве что Подмосковья и некоторых других богатых регионов. На федеральные деньги была закуплена техника, которая как-то годится для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, но не подходит для борьбы с пожарами на ранних стадиях. Изменения, внесенные в Лесной кодекс, повлияли главным образом на бумажную сторону дела — резко увеличили объемы бумагооборота и отчетности, сократив и без того невеликие силы тех, кто может реально бороться с огнем в лесах. Введенное лицензирование деятельности по тушению лесных пожаров дополнительно сократило количество тех, кто имеет законное право тушить леса, и сделало привлечение сторонних организаций к борьбе с катастрофическими пожарами еще более сложным. Масштабы лесопожарной лжи — искажения данных о пожарах в официальной отчетности — лишь увеличились, поскольку власти необходимо демонстрировать, что предпринимаемые ею действия приводят хоть к каким-то успехам.
Несмотря на катастрофическое развитие лесных пожаров в Сибири и на Дальнем Востоке, эта тема почти не находит отражения в центральных (федеральных) СМИ. Скорее всего, связано это в первую очередь с той или иной формой цензуры — журналистам подконтрольных власти СМИ ставится задача «не раскачивать лодку», отфильтровывать тревожную информацию, способную побеспокоить граждан самых густонаселенных регионов. Кроме того, многие журналисты центральных СМИ, по всей видимости, уже не воспринимают нашу страну как единую территорию, все части и все жители которой требуют равного внимания. За счет того, что пока в основном горят леса малонаселенных и далеких от столицы районов страны, и благодаря отсутствию интереса центральных СМИ к пожарной катастрофе в Сибири и на Дальнем Востоке, властям пока удается скрывать реальные масштабы бедствия.
В ближайшие дни распространение крупных лесных пожаров в Сибири, скорее всего, принципиально не изменится, а ситуация на юге Дальнего Востока, скорее всего, немного улучшится в связи с приходом дождей. При этом в Европейско-Уральском регионе России, где ситуация с лесными пожарами пока была в основном весьма спокойной, уровень пожарной опасности по погодным условиям будет нарастать.
О развитии ситуации с лесными пожарами в сравнении с прошлым годом можно судить по данным сервиса Вега — российской системы дистанционного мониторинга состояния растительности, разработанной Институтом космических исследований РАН.
На сайте «Сервис ВЕГА» публикуются ежедневные обзоры пожарной ситуации на территории Российской Федерации с официального начала пожароопасного сезона (1 апреля) по настоящее время. В каждом обзоре приводятся данные о лесных площадях, которые могли быть затронуты пожарами за соответствующие сутки, за 2012 и 2011 г.г. Поскольку за оба года приводятся данные, полученные в рамках одной системы дистанционного мониторинга, сравнение их друг с другом вполне правомерно.
Вычислить общую площадь, пройденную лесными пожарами, суммируя показатели за отдельные дни, невозможно, поскольку площади пожаров за соседние даты могут перекрываться друг с другом. Однако, такое перекрытие характерно для каждого года, и условно, в первом приближении, можно считать, что соотношение сумм суточных площадей лесных пожаров примерно отражает соотношение площадей, пройденных лесными пожарами. Сумма суточных площадей лесных пожаров, указанных в обзорах сервиса ВЕГА, за период с 1 апреля по 5 июля 2012 года, в 2,26 раза превышает аналогичный показатель прошлого года. Соответственно, в первом приближении можно считать, что площадь, пройденная лесными пожарами с начала пожароопасного периода 2012 года по настоящее время, примерно в два с половиной раза превышает аналогичный показатель прошлого года.
Пожары в Сибири и на Дальнем Востоке не только угрожают сельским населенным пунктам, но и создают опасное задымление городов, в том числе крупных — Хабаровска, Красноярска, Томска, Тюмени, Новосибирска и многих других. Дым от лесных пожаров представляет особую опасность для городских жителей. Во-первых, летом сильный дым действует, как правило, одновременно с жарой — а в «каменных мешках» крупных городов летняя жара проявляется в наибольшей степени. Во-вторых, задымление, вызванное лесоторфяными пожарами, в городах складывается с сильной загрязненностью воздуха промышленностью и автотранспортом. В-третьих, микрочастицы дыма способны впитывать в себя загрязняющие вещества, содержащиеся в городском воздухе, и способствовать их проникновению в легкие людей, и накоплению там. В-четвертых, городские жители часто менее здоровы, чем сельские, и чаще страдают как раз заболеваниями органов дыхания, сердца и сосудов, что делает их особенно уязвимыми. В-пятых, городским жителям часто труднее изменить свой ритм жизни и работы, чем сельским, и потому труднее избежать воздействия пиковых концентраций дыма.
Источник
Главная причина катастрофы, как и в 2010-2011 г.г., — неготовность страны к борьбе с лесными пожарами и в целом к обеспечению пожарной безопасности природных территорий. Лесное хозяйство, пришедшее в упадок в результате реформ последних двенадцати лет (начиная с ликвидации в мае 2000 года Федеральной службы лесного хозяйства и Госкомэкологии РФ), и окончательно добитое Лесным кодексом 2006 года, в своем современном состоянии просто не способно справиться с пожарами при высоком или чрезвычайном уровне пожарной опасности по погодным условиям. Количество людей, занятых в лесном хозяйстве, в результате реформ последних лет сократилось вчетверо, причем многие из оставшихся были вынуждены превратиться в офисных бюрократов — служителей бумагооборота. При низком или среднем уровне пожарной опасности оставшихся сил еще как-то хватает на борьбу с огнем, а при высоком или чрезвычайном — не хватает, и пожары быстро выходят из-под контроля, достигают той стадии развития, на которой победить их почти невозможно. Работникам леса в реальности остается только спасать от огня населенные пункты, и сдерживать его распространение на наиболее ценных и важных территориях.
Попытки хоть как-то исправить ситуацию, предпринятые федеральными органами власти после пожарной катастрофы 2010 года, почти полностью провалились. Государственная лесная охрана появилась лишь «на бумаге», за исключением разве что Подмосковья и некоторых других богатых регионов. На федеральные деньги была закуплена техника, которая как-то годится для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, но не подходит для борьбы с пожарами на ранних стадиях. Изменения, внесенные в Лесной кодекс, повлияли главным образом на бумажную сторону дела — резко увеличили объемы бумагооборота и отчетности, сократив и без того невеликие силы тех, кто может реально бороться с огнем в лесах. Введенное лицензирование деятельности по тушению лесных пожаров дополнительно сократило количество тех, кто имеет законное право тушить леса, и сделало привлечение сторонних организаций к борьбе с катастрофическими пожарами еще более сложным. Масштабы лесопожарной лжи — искажения данных о пожарах в официальной отчетности — лишь увеличились, поскольку власти необходимо демонстрировать, что предпринимаемые ею действия приводят хоть к каким-то успехам.
Несмотря на катастрофическое развитие лесных пожаров в Сибири и на Дальнем Востоке, эта тема почти не находит отражения в центральных (федеральных) СМИ. Скорее всего, связано это в первую очередь с той или иной формой цензуры — журналистам подконтрольных власти СМИ ставится задача «не раскачивать лодку», отфильтровывать тревожную информацию, способную побеспокоить граждан самых густонаселенных регионов. Кроме того, многие журналисты центральных СМИ, по всей видимости, уже не воспринимают нашу страну как единую территорию, все части и все жители которой требуют равного внимания. За счет того, что пока в основном горят леса малонаселенных и далеких от столицы районов страны, и благодаря отсутствию интереса центральных СМИ к пожарной катастрофе в Сибири и на Дальнем Востоке, властям пока удается скрывать реальные масштабы бедствия.
В ближайшие дни распространение крупных лесных пожаров в Сибири, скорее всего, принципиально не изменится, а ситуация на юге Дальнего Востока, скорее всего, немного улучшится в связи с приходом дождей. При этом в Европейско-Уральском регионе России, где ситуация с лесными пожарами пока была в основном весьма спокойной, уровень пожарной опасности по погодным условиям будет нарастать.
О развитии ситуации с лесными пожарами в сравнении с прошлым годом можно судить по данным сервиса Вега — российской системы дистанционного мониторинга состояния растительности, разработанной Институтом космических исследований РАН.
На сайте «Сервис ВЕГА» публикуются ежедневные обзоры пожарной ситуации на территории Российской Федерации с официального начала пожароопасного сезона (1 апреля) по настоящее время. В каждом обзоре приводятся данные о лесных площадях, которые могли быть затронуты пожарами за соответствующие сутки, за 2012 и 2011 г.г. Поскольку за оба года приводятся данные, полученные в рамках одной системы дистанционного мониторинга, сравнение их друг с другом вполне правомерно.
Вычислить общую площадь, пройденную лесными пожарами, суммируя показатели за отдельные дни, невозможно, поскольку площади пожаров за соседние даты могут перекрываться друг с другом. Однако, такое перекрытие характерно для каждого года, и условно, в первом приближении, можно считать, что соотношение сумм суточных площадей лесных пожаров примерно отражает соотношение площадей, пройденных лесными пожарами. Сумма суточных площадей лесных пожаров, указанных в обзорах сервиса ВЕГА, за период с 1 апреля по 5 июля 2012 года, в 2,26 раза превышает аналогичный показатель прошлого года. Соответственно, в первом приближении можно считать, что площадь, пройденная лесными пожарами с начала пожароопасного периода 2012 года по настоящее время, примерно в два с половиной раза превышает аналогичный показатель прошлого года.
Пожары в Сибири и на Дальнем Востоке не только угрожают сельским населенным пунктам, но и создают опасное задымление городов, в том числе крупных — Хабаровска, Красноярска, Томска, Тюмени, Новосибирска и многих других. Дым от лесных пожаров представляет особую опасность для городских жителей. Во-первых, летом сильный дым действует, как правило, одновременно с жарой — а в «каменных мешках» крупных городов летняя жара проявляется в наибольшей степени. Во-вторых, задымление, вызванное лесоторфяными пожарами, в городах складывается с сильной загрязненностью воздуха промышленностью и автотранспортом. В-третьих, микрочастицы дыма способны впитывать в себя загрязняющие вещества, содержащиеся в городском воздухе, и способствовать их проникновению в легкие людей, и накоплению там. В-четвертых, городские жители часто менее здоровы, чем сельские, и чаще страдают как раз заболеваниями органов дыхания, сердца и сосудов, что делает их особенно уязвимыми. В-пятых, городским жителям часто труднее изменить свой ритм жизни и работы, чем сельским, и потому труднее избежать воздействия пиковых концентраций дыма.
Источник
[ Регистрация | Вход ]