Необычная электричка на берегах Байкала

Для туристов на Байкале Россия представлена не только традиционными vodka, matreshka, balalaika. Необычный аттракцион: прокатиться вдоль самого большого пресного озера в мире на поезде, по исторической части Транссиба. Кругобайкальская железная дорога, некогда самая сложная и дорогостоящая частью “стального пояса” России сегодня утратила стратегическое назначение, но не была разобрана, как многие другие устаревшие железнодорожные ветки. Из неё сделали экскурсионный маршрут, который приводит иностранцев в настоящий восторг.

В этом репортаже много природных красот, необычная электричка и самая интересная железная дорога в России. И новые впечатления: почувствовать себя иностранцем в собственной стране, и, не выезжая за её пределы, оказаться в Китае.



1 К туру готовятся основательно. Специальная компания продаёт билеты, арендует автобусы, катер, и собственно сам поезд у РЖД. С заполняемостью никаких проблем: ежедневно в тур собирается три с лишним сотни человек, пять таких автобусов. Байкалу, конечно, повезло, и поток туристов здесь в сотни раз больше, чем в среднем по России.


2 Час езды на автобусе, из центра Иркутска до Байкала. Даже такой сухарь до природы, как автор этого журнала, в который раз восхищается красотой этих мест. Над озером всегда особенные облака.


3 Пока многочисленная группа туристов смотрела вдаль, я обнаружил нерпу совсем недалеко от берега. Она то показывала мордочку над водой, то снова ныряла. И, по-моему, негромко урчала.


4 До железной дороги нужно добираться автобусом и паромом: звучит абсурдно? Ну вот так, от деревни Листвянка до порта Байкал другого транспорта нет, кроме водного. Как говорят на Чукотке - У нас сложная транспортная схема. Этим оправдывается всё. Можно не упрощать. Но с туристической точки зрения даже забавно, покатали на автобусе, проплыли на пароходике…а местных жителей здесь не так много, потерпят.


5 При входе в бухту стоят на вечном приколе самые первые круизные теплоходы, когда-то переделанные из буксиров.


6 А в самом порту нас встречает малыш с мороженым. Он восторжённо смотрит на гостей слегка раскосыми глазами: азиатские туристы машут мальчику в ответ.


7 Иностранцы едут сюда не только за природой. Ещё за тем самым колоритом, в поисках которого я сам обычно нахожусь. Глаз соотечественников ничего особенного не видит, деревня как деревня, по всей стране такие.


8 Вот и поезд. Я ожидал чего угодно, но только не это! Обыкновенная электричка, прицепленная к тепловозу: “Кругобайкалка” построена ещё в паровозную эпоху. Говорят, обычно ходит рельсовый автобус, а изредка и самый настоящий паровоз. Но тут не угадаешь: электричка так электричка.


9 Платформы в современном понимании здесь тоже нет. Поэтому к дверям приставлены лестницы-стремянки. Удивительной смекалки был человек, который это придумал. Колорит, едва начавшись, уже не отступает, иностранцы в восторге от русского ноу-хау, фотографируются на лестницах.


10 А вот внутри поезд отличается от обычной электрички примерно так же, как грузовик отличается от малолитражки. Салон переделан под “купе” на четверых, каждому пассажиру достанется кусочек столика.


11 Стол многие используют по прямому назначению. Мне досталось место рядом с семьёй из трёх человек: бабушка, мама и маленькая дочка. Если вы успели подумать, что на поезде ездят только иностранцы, это не так: отечественных туристов около трети. Мои соседи оказались пламенными поклонниками образа жизни вымышленных Гаргантюа и Пантагрюэля. Всю их объёмную поклажу, кажется, занимала еда. Пряники-кексы-огурцы-сыр-яйца-курицагриль-сосиски-яблоки-пирожки…это лишь та часть, что была уничтожена за “завтраком”. Мама с бабушкой постоянно поминали всуе какую-то тётю Валю, иркутскую родственницу, у которой те провели ночь. Мол, тётя Валя мало положила. Мне было сложно находиться рядом с постоянно жующими людьми, поддержать беседу я не мог: диета. Потому, оставив попутчиц предаваться чревоугодию, я отправился смотреть на других пассажиров.


12 Зайдя в соседний вагон, я обнаружил, что он…полон китайцев! Следующий тоже. И через один…Добравшись до головного вагона я уже не сомневался, что машинисты тоже китайцы, поезд захвачен, и мы уже едем по направлению к монгольской границе!


13 Шутка, конечно. На самом деле именно туристы из Китая составляют до 70% общего турпотока на Байкале. Не удивительно, лететь им всего три часа из Пекина до Иркутска. С ними повсюду ездят русские девушки-гиды, переводчики на китайский. Даже если бы азиаты владели английским, у нас это всё равно бы не помогло. Европейцев немного, но они есть. Познакомился с французами, шведами и швейцарцами. Но европейцы это обычно самостоятельные туристы, как правило, не очень молодые парочки. И они тоже помогли взглянуть на свою страну другими глазами. Нужно видеть, как они разглядывают путеводители и карты. Поражаются размерами, искренне восхищаются тем, что для нас банально и замыленно. Красная площадь и Кремль же на самом деле красивы, только мы этого не замечаем. Иностранец сфокусирован на красивой доминанте, он не увидит грязи и разрухи, только если ему её не сунут под нос. А мы в этом живём. Вот и вся разница. Когда путешествуешь сам, просто меняешься местами.


14 Дорога занимает весь день: поезд стартует около десяти утра, и приходит на конечную лишь в восемь вечера. Состав идёт очень не торопясь, километров двадцать в час. И не только, чтобы туристы могли разглядеть окрестные красоты: особенности самой дороги, полотна, рельефа, не позволяют сильно разгоняться. Плюс множество остановок, потому что из окна поезда всего не увидеть.


15 Первая остановка на 85-километровом участке дороги. Для китайцев сама электричка это тоже часть приключения. Её фотографируют не меньше, чем природу. Экскурсия стоит 75 долларов с человека, но иностранцам невдомёк, как удалось договориться, чтобы поезд стоял и ждал их весь день.


16 Кроме экскурсионного, по КБЖД ходит один-единственный местный поезд, и то не каждый день. Байкальцы зовут его мотАаня, потому что туда-сюда мотается. Сегодня “кругобайкалка” — тупиковая ветка, добраться что до Слюдянки, что до порта Байкал (конечные станции) проще на рейсовом автобусе или электричке по основной дороге. А между ними, на этой ветке, всего лишь несколько деревень. Трудно поверить, что когда-то это и было тем знаменитым Транссибом, его основным ходом, где каждый день ходило 72 пары поездов.


17 Первое знакомство с Байкалом. Подойти, потрогать, снять тапочки и попробовать воду. Бррр, ледяная, даже июльская жара не прогревает многокилометровую глубину озера. Китайцы, словно дети малые, резвятся, брызгаются, швыряют камушки. Про пассажиров этого в чём-то уникального поезда у меня даже будет отдельный рассказ.


18 Лесенки, оказывается, поставили специально для детей: взрослый без труда влезет на ступеньки даже при отсутствии платформы.


19 В какой-то момент мне захотелось отстать от группы и потеряться. И вернуться через день, на следующем поезде. Меня и в прошлый раз поразила эта особенная байкальская аура: при абсолютной дикости и неблагоустроенности мест, сюда тянет. Даже когда возвращаешься назад. Может быть, Байкал берёт именно своей первозданностью?


20 В какой-то момент перспектива открылась полностью, все китайцы оказались в одном месте в одно время. Их были полчища, словно терракотовая армия ожила и приехала с экскурсией на Байкал. Уже потом я уточнил у гида, из трёхсот пассажиров поезда двести были китайцами!


Телепродюсерам на заметку: следующее реалити-шоу нужно делать на этой железной дороге! Весь день наблюдал за взаимоотношением народов. Хоть и говорят, что русский и китаец братья навек, наш брат их отчего-то сторонится, даже побаивается. Быть может, русских напрягает, что они в меньшинстве. Мои соседки по вагону, те самые, от которых я сбежал, причитали на одной из остановок: Да сколько же их вообще!. Проходившая мимо гид-переводчик парировала: “Полтора миллиарда!"

21 Кругобайкальская железная дорога была одним из самых сложных инженерных проектов своего времени. Отчасти, из-за огромного количества тоннелей, которые приходилось выгрызать в скальных массивах. Сегодня используются далеко не все из них: дорога была двупутной, а сегодня действует только один. Лишние рельсы разобрали, тоннели стали пешеходными. Они отработали всего полвека.


22 На одной из станций предлагался маленький пеший маршрут, всего на полчаса. Люди прошли от остановки через несколько тоннелей, по тропинкам и путям. Поезд приехал вслед. И здесь я решился на довольно рискованную штуку.


23 У тепловоза есть одна особенность, и огромное преимущество перед электричкой. Спереди есть площадка, где можно безопасно стоять, и при этом быть абсолютно незаметным для машинистов, которые смотрят вперёд через небольшие окошки слева и справа. По центру же “слепая зона”. Воспользовавшись тем, что локомотивная бригада смотрит назад, как китайцы садятся в вагоны (и меня совершенно не видит) я забрался на эту площадку.


24 Такой вид значительно интереснее, не правда ли? :) Оно того стоило!


25 Перед тоннелями было немного страшновато. Скорость небольшая, но всё-таки въезжаешь в кромешную тьму, вдруг там какие-нибудь летучие мыши или того похуже?


26 Тоннели были короткие, а были и длинные, без просвета в конце. Крепко держась за поручни, я вспоминал парки развлечений, вагончики в пещерах. Так вот, мчаться на носу тепловоза через старые тоннели гораздо круче!


27 110-й километр, она же “Половинка”, но отнюдь не в честь половины пути, а названный по имени реки Половинная. Здесь электричка делает самую большую, двухчасовую остановку.


28 Станционная избушка, несмотря на свой абсурдный вид, зимой служит единственным кровом для ожидающих поезда. Ходит очень редко, опаздывать нельзя, люди приходят заранее. И ждут, греясь у печки-буржуйки.


29 Пассажиров экскурсионной электрички уже ждут. Аборигены вышли к чужестранцам, и предлагают рассмотреть их дары, при желании — приобрести. Сувениры Байкала представлены магнитами, бусами и расписными тарелочками. Всё, разумеется, made in China.


30 Китайцы покупают китайские сувениры. Круг замкнулся. Но продавщицы не унимаются: Берите, в других местах дороже! Таких низких цен больше нету!. Туристам переводят. Китайцы улыбаются.


31 Эта остановка предполагает обед. Кто-то, как мои “попутчицы”, начал его с самого утра и до сих пор не закончил, некоторые заказали комплексное питание прямо в поезде, экономные туристы-одиночки сели на пригорке кушать тушёнку. Большинство пошло гулять по деревне, где местные развернули настоящий кейтеринг. И это тоже — колорит.


32 Меню a-la-carte не предложат, "комплексный обед" по-русски, это значит ешь, что дают. Зато эта та самая русская кухня, о которой были наслышаны и начитаны: pelmeni, borchsch, pierogi. Но что это? Мне кажется, или эти ребята привезли еду с собой, похлёбка напоминает какие-то китайские блюда!


33 Заглянул на огонёк к местным жителям. Те тоже как раз начинали обедать пивом, потому что для водки ещё рано. Какой-то мат в сторону китайцев, что не хотят покупать у них рыбу. Потом разговоры за жизнь. Узнав, что из Питера, тут же стали распрашивать, как там у нас Собянин. Мужчина слева был особенно общителен, а по виду и манерам напоминал представителя Донецкой народной республики. Быть может, посол в Иркутской области? :) Внезапно спросил, как в Петербурге дела с пидорами. Радости его не было предела, ведь гей-парады пока не проводятся. Дальнейшая реакция была непредсказуема: Ну ты скажи, что Сибирь за вас! Мы поднимемся и приедем, если чё!. За кого именно Сибирь и куда конкретно он собирается приехать решил не уточнять, местный житель излучал агрессивную доброжелательность, иначе и не объяснить.


А вообще, в какой-то момент я хотел бежать: персонаж не на шутку разозлился, когда я отказался пробовать предложенного омуля, объяснив, что на диете.

34 Туристы хорошо разделились на две группы. Если китайцы ели организованно и медленно, русские и европейцы поели наспех, а всё оставшееся время провели на берегу Байкала, кто-то даже купался.


35 Здесь же, после станции, сохранился старый мост и стоит паровоз-памятник. Другой точно такой же есть на станции порт Байкал, и ещё несколько лет назад на нём регулярно возили туристов, теперь локомотив-труженик вышел на пенсию.


36 Перед отправлением я попытался снова взобраться на локомотив, но был пойман машинистом. Злиться он не стал, напротив, разрешил это сделать, совершенно не таясь. Иногда то, что кажется сложным, на самом деле очень просто.


37 Мне пришла в голову гениальная бизнес-идея, как ещё можно развить эту железную дорогу, как туристическую аттракцию. В Бельгии, недалеко от города Динант, есть небольшая заброшенная ж/д ветка, проходящая через красивые места и старые каменоломни. Несколько лет назад по старому полотну пустили специально сконструированные велодрезины, на которых ездят туристы: крутят педали и скользят по рельсам. Здесь расстояния другие, но уж часть пути точно можно проехать таким образом: в некоторых точках кругобайкалка имеет разъезды. Как именно там, в Бельгии, устроено, я не посмотрел сам, только слышал. Из-за аномальной июльской жары было лень туда ехать.


38 Про Кругобайкальскую железную дорогу я слышал очень давно, год назад уже собирался прокатиться, когда был в Иркутске, но не нашёл времени. А это того стоит! Поэтому сейчас, будучи в Красноярске, сел на поезд и доехал по Транссибу до Иркутска, чтобы составить совбственное впечатление об уникальной дороге.

Название для меня тоже было загадкой, ведь дорога не идёт вокруг Байкала! Вокруг него ничего не идёт, до северной части озера летают небольшие самолёты из Иркутска, и другого сообщения просто не существует, даже на корабле такая поездка с одного конца озера до другого займёт не одни сутки, уж слишком большой он, Байкал. Разгадка названия проста: приставка круго- используется в старом понимании: объездная, не прямая, кружная. Ведь дорогу-то ещё при царе строили.


39 Отдых на Байкале вещь специфическая, многодневный подходит очень немногим. Это жизнь в палатках, это долгие пешие переходы. Побыть наедине с дикой природой, без каких-либо привычных вещей двадцать первого века. Несколько моих знакомых проводили так свой отпуск. Я бы, пожалуй, не смог. При всей моей нелюбви к толпам и экскурсиям, путешествие было интересным, а весёлые китайские туристы побудили меня сделать про них отдельный репортаж.


40 Не знаю, признана ли “кругобайкалка” памятником, но она до сих пор считается действующей железной дорогой, пусть по ней ходит единственная электричка в день. Вспоминая набросы про отмены электричек в регионах, это как-то не вяжется, почему её не отменили здесь, за рельсами продолжают ухаживать, а на некоторых станциях даже живут дежурные на довольствии. Просто кому-то это экскурсионный маршрут, а для кого-то — своя дорога жизни. Наверное, не менее интересным было бы прокатиться на той самой “мотане” и пообщаться с жителями прибайкальских деревень.


41 День выдался длинным и жарким, к концу экскурсии туристы, даже неутомимые китайцы, сладко храпели, вытянувшись на креслах.


42 Конечная станция Слюдянка. Здесь мы вышли уже на “основной” Транссиб. Кто-то выходит, дальше они поедут поездом в Улан-Удэ, Читу или в другую сторону, к Уралу. От состава отцепили два тепловоза, подняли пантограф…карета превратилась в тыкву, а уникальный для России экскурсионный поезд — в обычную пригородную электричку. Которая отвезла меня назад, в Иркутск.

 

Рейтинг:
5.0 / 1
Просмотры:
1848
Категории материала:
Путешествия
Источник:
http://macos.livejournal.com/

Комментарии к материалу (0)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]