Это, кстати, прекрасный пример того, как меняются представления о женщинах. Она была первой злодейкой и козлом отпущения за всё необъяснимое и страшное.
Ее имени нет в Библии, она упоминается косвенно.
Ее образ не отписан, а потому условен, и художники могут рисовать ее как захотят. У современных художников Лилит – мимими. И началась эта тенденция с легкой руки Джона Коллиера.
Но сначала пару слов о первой женщине на земле.
Знаете, что потрясает в этой легенде?
Лилит считала себя равной мужчине! Адаму! Поскольку была тоже сотворена Богом. В этом была ее дьявольская сущность!
Когда Адам настаивал на том, чтобы Лилит исполнила свои супружеские обязанности и стала покорной, она ответила, что не сделает этого.
Лилит настаивала: "Мы двое равны, так как мы оба из земли", и в итоге они поссорились.
Она ускользнула от Адама и стала демоном.
Легенду можно и дальше разворачивать, но мы не будем.
Главное – Лилит добивалась равноправия и была за это наказана.
Рельеф, предполагаемое изображение Лилит или Иштар, 1800 г. до н.э, Британский музей, Лондон.
Имя Лилит, как и её образ, считается заимствованным из вавилонской (и шумерской) мифологии. В шумерском языке лиль обозначает «воздух», «ветер»; «дух», «призрак».
Хуго ван дер Гус, Грехопадение, ок. 1480 г., Художественно-исторический музей, Вена.
Все необъяснимые беды приписывались ее козням. Ревность и месть Еве. Совращение бедной Евы (видите – Лилит превратилась в змея и удачно провела свою интригу). Смерти младенцев – во все повинна она, непокорная мужу Лилит.
Такой ее и рисовали.
Микеланджело. Сикстинская капелла. Библейские сюжеты. Грехопадение и изгнание из Сада Эдемского
Микеланджело. Сикстинская капелла. Библейские сюжеты. Грехопадение и изгнание из Сада Эдемского
Вот прекрасная Лилит соблазняет пару вкусить запретный плод.
А потом нам явилась другая:
Джон Кольер, Лилит, 1889, Художественная галерея Аткинсона, Великобритания.
Кажущаяся сладость работы Джона Коллиера (1850–1934), художника-прерафаэлита, это свидетельство двух сторон фигуры Лилит.
Здесь она чертовски чувственная.
Лилит превращается в могущественную икону.
Картина произвела неизгладимое впечатление. И художники стали рисовать Лилит как соблазнительницу, перед красотой которой мужчины не могут устоять.
Ее холодный адский характер завораживает, однако, мужей.
Франц фон Штук, Грех, ок. 1893
И обязательно – змеи. Женщины и змеи, идеальный символ зла. Грешная или чувственная линия становится действительно тонкой, как показано в работах Франца фон Штука. Два разных названия, но остается только один сюжет - женщина, обнимающая змею.
Франц фон Штук, Чувственность, ок. 1898, Художественный музей Далласа, США.
Лилит на картине Джона, деталь
И еще раз Коллиер: конце концов, фигура Лилит постепенно эволюционирует от опасной демоницы, изображаемой в религиозных писаниях, до символа чувственности, но также и феминизма.
По равенству с Адамом, от которого она не зависит, суккуб становится феминистской иконой, идеальным противовесом покорной Еве, которую легенда, кстати, тоже наградила отвесной за великий грех и сделала повинной в мужской неустойчивости к соблазнению.
Суккуб, дитя Лилит
А что Лилит? Демоница она, одним словом.
Тёмный мир стал пристанище дикой свободолюбивой женщине..
[ Регистрация | Вход ]