Лилит - первая женщина на Земле

Это, кстати, прекрасный пример того, как меняются представления о женщинах. Она была первой злодейкой и козлом отпущения за всё необъяснимое и страшное.

Ее имени нет в Библии, она упоминается косвенно.

Ее образ не отписан, а потому условен, и художники могут рисовать ее как захотят. У современных художников Лилит – мимими. И началась эта тенденция с легкой руки Джона Коллиера.

Но сначала пару слов о первой женщине на земле.

Знаете, что потрясает в этой легенде?


Лилит считала себя равной мужчине! Адаму! Поскольку была тоже сотворена Богом. В этом была ее дьявольская сущность!

Когда Адам настаивал на том, чтобы Лилит исполнила свои супружеские обязанности и стала покорной, она ответила, что не сделает этого.

Лилит настаивала: "Мы двое равны, так как мы оба из земли", и в итоге они поссорились.

Она ускользнула от Адама и стала демоном.
Легенду можно и дальше разворачивать, но мы не будем.

Главное – Лилит добивалась равноправия и была за это наказана.


Рельеф, предполагаемое изображение Лилит или Иштар, 1800 г. до н.э, Британский музей, Лондон.


Имя Лилит, как и её образ, считается заимствованным из вавилонской (и шумерской) мифологии. В шумерском языке лиль обозначает «воздух», «ветер»; «дух», «призрак».

Хуго ван дер Гус, Грехопадение, ок. 1480 г., Художественно-исторический музей, Вена.

Все необъяснимые беды приписывались ее козням.  Ревность и месть Еве. Совращение бедной Евы (видите – Лилит превратилась в змея и удачно провела свою интригу). Смерти младенцев – во все повинна она, непокорная мужу Лилит.
Такой ее и рисовали.


Микеланджело. Сикстинская капелла. Библейские сюжеты. Грехопадение и изгнание из Сада Эдемского

Микеланджело. Сикстинская капелла. Библейские сюжеты. Грехопадение и изгнание из Сада Эдемского

Вот прекрасная Лилит соблазняет пару вкусить запретный плод.

А потом нам явилась другая:


Джон Кольер, Лилит, 1889, Художественная галерея Аткинсона, Великобритания.

Кажущаяся сладость работы Джона Коллиера (1850–1934), художника-прерафаэлита, это свидетельство двух сторон фигуры Лилит.

Здесь она чертовски чувственная.

Лилит превращается в могущественную икону.

Картина произвела неизгладимое впечатление. И художники стали рисовать Лилит как соблазнительницу, перед красотой которой мужчины не могут устоять.
Ее холодный адский характер завораживает, однако, мужей.
 


Франц фон Штук, Грех, ок. 1893

И обязательно – змеи. Женщины и змеи, идеальный символ зла. Грешная или чувственная линия становится действительно тонкой, как показано в работах Франца фон Штука. Два разных названия, но остается только один сюжет - женщина, обнимающая змею.


Франц фон Штук, Чувственность, ок. 1898, Художественный музей Далласа, США.

Лилит на картине Джона, деталь

И еще раз Коллиер: конце концов, фигура Лилит постепенно эволюционирует от опасной демоницы, изображаемой в религиозных писаниях, до символа чувственности, но также и феминизма.

По равенству с Адамом, от которого она не зависит, суккуб становится феминистской иконой, идеальным противовесом покорной Еве, которую легенда, кстати, тоже наградила отвесной за великий грех и сделала повинной в мужской неустойчивости к соблазнению.

 


Суккуб, дитя Лилит

А что Лилит? Демоница она, одним словом.
Тёмный мир стал пристанище дикой свободолюбивой женщине..

Рейтинг:
0.0 / 0
Просмотры:
1484
Теги материала:
Лилит
Категории материала:
Арт
Источник:
https://fantasy-and-fantasy.mirtesen.ru/blog/43694479916/Pervaya-v-istorii-rokovaya-zhenschina-Lilit-na-kartine-Dzhona-Ko

Комментарии к материалу (0)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]