Вечная молодость в представлении жителей нашей планеты всегда понималась как вожделенная, но пока недостижимая цель. Закономерным выражением подобного подспудно лелеемого желания явились сказочные образы молодильных яблок, живой и мёртвой воды и всего такого прочего в фольклоре многих народов. Существуют и реальные научные разработки этого, на первый взгляд, фантастического проекта. О них сейчас и пойдёт речь. Когда ещё никакой науки не было, но у людей уже существовала жажда продлить жизнь во что бы то ни стало, алхимики корпели над приготовлением эликсира бессмертия. С этой целью они использовали ингредиенты, которые, на их взгляд, наилучшим образом обеспечивали реализацию задуманного. Учёные мужи брали вещества, обладающие исключительной устойчивостью к неблагоприятным внешним воздействиям (например, золото), добавляли туда растолчённые в пыль драгоценные камни, а потом смешивали всё это с совсем уж диковинными составляющими типа сушёных жаб, летучих мышей, спермы девственника и тому подобного.
Всё это взбалтывалось, долго варилось на огне, после чего соединялось для аромата с мускусом или амброй. Считалось, что систематическое употребление такого снадобья определённо приведёт к неувядающей молодости и бессмертию. В новые времена люди отказались от столь экзотических и сомнительных процедур, основанных на колдовских приёмах, и теперь место магии заняла наука. Иммортология — наука о бессмертии — получила своё название от латинского im mors («без смерти»), термин ввёл отечественный учёный И.В. Вишев. Эта наука включает в себя идеи вечной жизни и сохранения молодости через понижение температуры тела, смену физического обладателя сознания (клонирование), а также восстановление повреждённых либо износившихся клеток и органов (трансплантология, использование стволовых клеток и нанотехнологий).
Memento mori
«Помни о смерти» — этот девиз древнеримских полководцев, возвращавшихся домой с победой, следовало бы взять и иммортологам, которые, несмотря на громкое название их науки, отказались от своей конечной цели — бессмертия, сосредоточившись на более скромных задачах — продлении молодости и самой физической жизни. Добавим, что иммортология имеет уж слишком обширный и разветвлённый характер, чтобы детально рассказать об этом научном направлении в рамках одной статьи, поэтому упомянем только самое главное.
Сейчас в Японии активно изучается способ продления жизни путём понижения температуры тела и, следовательно, торможения обмена веществ. За основу здесь взято то, что животные с замедленным метаболизмом (слон, черепаха) живут гораздо дольше, чем те, у которых он ускорен (например, мыши). Был проделан опыт на грызунах, который показал, что снижение температуры тела зверьков на половину градуса увеличивает срок их жизни на 15-20%. Становится понятным, почему наибольшее число долгожителей встречается не только в горах Кавказа, но и среди обитателей Крайнего Севера, где условия существования и температура окружающей среды приближаются к экстремальным. Другой путь к бессмертию — это стволовые клетки. Так — называют незрелые или недифференцированные клетки, находящиеся в костном мозге, из которых потом «строится» организм. По предположениям, из них можно искусственно выращивать ткани и органы, чтобы потом заменять ими повреждённые либо изношенные.
Исследователями также установлено, что в организме имеются своеобразные «биологические часы», которые укорачивают жизнь клеток после каждого их деления. В конечном итоге существование клеток становится настолько коротким, что они после очередного деления сразу умирают. Учёные задались целью заставить клетки делиться неопределённое количество раз и… не умирать. Пока такими качествами обладают только раковые клетки, которые, получается, на самом деле бессмертны, поскольку погибают не от старения, а от внешних причин. Наконец, последнее направление исследований — нанотехнологии. С помощью нанотехнологий можно будет создавать микроскопических роботов, которые, попадая внутрь капилляров, тканей и клеток, устранят любые повреждения. В природе уже имеются «роботы» такого типа — это вирусы, которыми человек пока не управляет, однако всё ещё впереди.
Омоложение как болезнь
Как ни парадоксально, но не всякое омоложение — процесс, противоположный старению, да и не всегда эти манипуляции приносят пользу. Другими словами, в некоторых случаях речь идёт только о видимости омоложения, а также о том, что навязчивое стремление сохранить юность может приобретать патологический характер. Здесь в первую очередь следует назвать такие невинные хитрости, чаще встречающиеся у стареющих женщин, как сокрытие своего возраста, декоративная косметика или грим, подкрашивание седых волос и в довершение всего — пластическая хирургия. Все это обычно решает производить над собой сама дама, к тому же это снисходительно оценивается нашей моралью и никем не возбраняется.
Например, широко распространена имплантация силикона в грудные железы, дабы они казались большими и упругими, а также накачивание тем же силиконом губ. Однако эти ухищрения трансформируют только «фасад», «вывеску», тогда как внутреннее состояние организма абсолютно не улучшается. Никуда не деваются атеросклероз, изношенность сердца и сосудов, да и все другие болезни и недомогания, свойственные пожилому возрасту. Тем более странно, когда на подобную операцию идут престарелые красотки, давно вышедшие из репродуктивного возраста. Их выпирающие груди и сильно припухлые губы — как у юной дивы в период овуляции, когда женщина выглядит наиболее желанной — смотрятся просто карикатурно.
Мода на молодость, к сожалению, часто превращается в настоящую манию. Это называют иногда синдромом Дориана Грея — по имени героя известного произведения Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Сей молодой человек мечтал о вечной молодости, и его мечта исполнилась. Однако читателю известно, чем всё закончилось. Как говорится, ничем хорошим.
Дисморфофобия — разновидность невроза навязчивых состояний, психическое расстройство, при котором человека слишком занимает некий дефект или особенность его тела, — не просто банальное недовольство своей внешностью или фигурой, а буквально изматывающий и отбирающий все время, силы и средства культ молодости.
Считается, что в основе всего этого лежит панический страх постареть и стать менее привлекательным в глазах окружающих. Однако в случаях, когда старость и увядание приобретают слишком уж очевидный характер, погоня за молодостью вызывает только насмешки. В качестве примера приведём описание князя К. из повести Ф.М. Достоевского «Дядюшкин сон». Как пишет автор, этот далеко не молодой человек был весь составлен «из кусочков» в виде стеклянного глаза, вставных зубов, накладных волос, корсета и протеза вместо одной ноги, с пружинками для расправления морщин и так далее. Большую часть времени князь занимался своим туалетом, всегда одевался, как модный юноша, и все разговоры сводил к любовным похождениям. Уже совсем одряхлевший, он сохранял сластолюбивые привычки, делая комплименты, восхищаясь «формами» и «жадно лорнируя» «заманчивых» особ женского пола. Чаще всего такой синдром встречается у тех, чья профессия связана с пребыванием на людях: у киноактёров, эстрадных певцов и других. Характерный пример — Майкл Джексон, который не только сотни раз ложился под нож пластического хирурга, но и «убил в себе негра», отбелив кожу.
Нужна ли вообще вечная жизнь?
С философских позиций она бессмысленна и невозможна, поскольку в физическом мире всё, что имеет начало, обязательно имеет и конец. И если даже допустить, что кто-то будет жить неопределённо долго, то рано или поздно это ему надоест — личность просто утратит интерес к своему существованию. Трагедией стало бы то, что вечный человек не смог бы убить себя, дабы прервать беспрестанный поток приевшихся ему жизненных ощущений. Об этом писал ещё Джонатан Свифт в своей книге «Путешествия Гулливера», выведя на её страницах образ струльбругов — несчастных и противных бессмертных стариков. Кроме того, огромное количество все время прибывающих долгожителей просто вызвало бы перенаселённость планеты. Люди буквально стали бы ходить по головам, как это было, например, в Китае, пока его правительство законодательно не ограничило рождаемость.
От редакции
Тюменские учёные обнаружили в вечной мерзлоте Мамонтовой горы (Якутия) бактерию, которая теоретически может продлить жизнь людям. Эта бактерия (её назвали Bacillus Frost) содержит 600 неизвестных ранее генов и способна прожить миллионы лет. Учёные намерены найти те гены, которые отвечают за её свойства долгожителя, и на их основе создать новые лекарства. Опыты на мышах показали, что благодаря Bacillus Frost животные проявляют высокую активность и даже в престарелом возрасте остаются репродуктивными. — Когда мы определим именно те гены, которые отвечают за долголетие, сможем увеличить продолжительность жизни не на 15-20%, как сейчас, а значительно больше», — отметил академик Владимир Мельников.
Всё это взбалтывалось, долго варилось на огне, после чего соединялось для аромата с мускусом или амброй. Считалось, что систематическое употребление такого снадобья определённо приведёт к неувядающей молодости и бессмертию. В новые времена люди отказались от столь экзотических и сомнительных процедур, основанных на колдовских приёмах, и теперь место магии заняла наука. Иммортология — наука о бессмертии — получила своё название от латинского im mors («без смерти»), термин ввёл отечественный учёный И.В. Вишев. Эта наука включает в себя идеи вечной жизни и сохранения молодости через понижение температуры тела, смену физического обладателя сознания (клонирование), а также восстановление повреждённых либо износившихся клеток и органов (трансплантология, использование стволовых клеток и нанотехнологий).
Memento mori
«Помни о смерти» — этот девиз древнеримских полководцев, возвращавшихся домой с победой, следовало бы взять и иммортологам, которые, несмотря на громкое название их науки, отказались от своей конечной цели — бессмертия, сосредоточившись на более скромных задачах — продлении молодости и самой физической жизни. Добавим, что иммортология имеет уж слишком обширный и разветвлённый характер, чтобы детально рассказать об этом научном направлении в рамках одной статьи, поэтому упомянем только самое главное.
Сейчас в Японии активно изучается способ продления жизни путём понижения температуры тела и, следовательно, торможения обмена веществ. За основу здесь взято то, что животные с замедленным метаболизмом (слон, черепаха) живут гораздо дольше, чем те, у которых он ускорен (например, мыши). Был проделан опыт на грызунах, который показал, что снижение температуры тела зверьков на половину градуса увеличивает срок их жизни на 15-20%. Становится понятным, почему наибольшее число долгожителей встречается не только в горах Кавказа, но и среди обитателей Крайнего Севера, где условия существования и температура окружающей среды приближаются к экстремальным. Другой путь к бессмертию — это стволовые клетки. Так — называют незрелые или недифференцированные клетки, находящиеся в костном мозге, из которых потом «строится» организм. По предположениям, из них можно искусственно выращивать ткани и органы, чтобы потом заменять ими повреждённые либо изношенные.
Исследователями также установлено, что в организме имеются своеобразные «биологические часы», которые укорачивают жизнь клеток после каждого их деления. В конечном итоге существование клеток становится настолько коротким, что они после очередного деления сразу умирают. Учёные задались целью заставить клетки делиться неопределённое количество раз и… не умирать. Пока такими качествами обладают только раковые клетки, которые, получается, на самом деле бессмертны, поскольку погибают не от старения, а от внешних причин. Наконец, последнее направление исследований — нанотехнологии. С помощью нанотехнологий можно будет создавать микроскопических роботов, которые, попадая внутрь капилляров, тканей и клеток, устранят любые повреждения. В природе уже имеются «роботы» такого типа — это вирусы, которыми человек пока не управляет, однако всё ещё впереди.
Омоложение как болезнь
Как ни парадоксально, но не всякое омоложение — процесс, противоположный старению, да и не всегда эти манипуляции приносят пользу. Другими словами, в некоторых случаях речь идёт только о видимости омоложения, а также о том, что навязчивое стремление сохранить юность может приобретать патологический характер. Здесь в первую очередь следует назвать такие невинные хитрости, чаще встречающиеся у стареющих женщин, как сокрытие своего возраста, декоративная косметика или грим, подкрашивание седых волос и в довершение всего — пластическая хирургия. Все это обычно решает производить над собой сама дама, к тому же это снисходительно оценивается нашей моралью и никем не возбраняется.
Например, широко распространена имплантация силикона в грудные железы, дабы они казались большими и упругими, а также накачивание тем же силиконом губ. Однако эти ухищрения трансформируют только «фасад», «вывеску», тогда как внутреннее состояние организма абсолютно не улучшается. Никуда не деваются атеросклероз, изношенность сердца и сосудов, да и все другие болезни и недомогания, свойственные пожилому возрасту. Тем более странно, когда на подобную операцию идут престарелые красотки, давно вышедшие из репродуктивного возраста. Их выпирающие груди и сильно припухлые губы — как у юной дивы в период овуляции, когда женщина выглядит наиболее желанной — смотрятся просто карикатурно.
Мода на молодость, к сожалению, часто превращается в настоящую манию. Это называют иногда синдромом Дориана Грея — по имени героя известного произведения Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Сей молодой человек мечтал о вечной молодости, и его мечта исполнилась. Однако читателю известно, чем всё закончилось. Как говорится, ничем хорошим.
Дисморфофобия — разновидность невроза навязчивых состояний, психическое расстройство, при котором человека слишком занимает некий дефект или особенность его тела, — не просто банальное недовольство своей внешностью или фигурой, а буквально изматывающий и отбирающий все время, силы и средства культ молодости.
Считается, что в основе всего этого лежит панический страх постареть и стать менее привлекательным в глазах окружающих. Однако в случаях, когда старость и увядание приобретают слишком уж очевидный характер, погоня за молодостью вызывает только насмешки. В качестве примера приведём описание князя К. из повести Ф.М. Достоевского «Дядюшкин сон». Как пишет автор, этот далеко не молодой человек был весь составлен «из кусочков» в виде стеклянного глаза, вставных зубов, накладных волос, корсета и протеза вместо одной ноги, с пружинками для расправления морщин и так далее. Большую часть времени князь занимался своим туалетом, всегда одевался, как модный юноша, и все разговоры сводил к любовным похождениям. Уже совсем одряхлевший, он сохранял сластолюбивые привычки, делая комплименты, восхищаясь «формами» и «жадно лорнируя» «заманчивых» особ женского пола. Чаще всего такой синдром встречается у тех, чья профессия связана с пребыванием на людях: у киноактёров, эстрадных певцов и других. Характерный пример — Майкл Джексон, который не только сотни раз ложился под нож пластического хирурга, но и «убил в себе негра», отбелив кожу.
Нужна ли вообще вечная жизнь?
С философских позиций она бессмысленна и невозможна, поскольку в физическом мире всё, что имеет начало, обязательно имеет и конец. И если даже допустить, что кто-то будет жить неопределённо долго, то рано или поздно это ему надоест — личность просто утратит интерес к своему существованию. Трагедией стало бы то, что вечный человек не смог бы убить себя, дабы прервать беспрестанный поток приевшихся ему жизненных ощущений. Об этом писал ещё Джонатан Свифт в своей книге «Путешествия Гулливера», выведя на её страницах образ струльбругов — несчастных и противных бессмертных стариков. Кроме того, огромное количество все время прибывающих долгожителей просто вызвало бы перенаселённость планеты. Люди буквально стали бы ходить по головам, как это было, например, в Китае, пока его правительство законодательно не ограничило рождаемость.
От редакции
Тюменские учёные обнаружили в вечной мерзлоте Мамонтовой горы (Якутия) бактерию, которая теоретически может продлить жизнь людям. Эта бактерия (её назвали Bacillus Frost) содержит 600 неизвестных ранее генов и способна прожить миллионы лет. Учёные намерены найти те гены, которые отвечают за её свойства долгожителя, и на их основе создать новые лекарства. Опыты на мышах показали, что благодаря Bacillus Frost животные проявляют высокую активность и даже в престарелом возрасте остаются репродуктивными. — Когда мы определим именно те гены, которые отвечают за долголетие, сможем увеличить продолжительность жизни не на 15-20%, как сейчас, а значительно больше», — отметил академик Владимир Мельников.
[ Регистрация | Вход ]