Облюбовали огнедышащие ящерицы землю Люцерна к ужасу ее жителей. Хроники кантона сохранили многочисленные свидетельства очевидцев, которые на собственном опыте испытали коварство и злобу люцернских драконов. Складывается впечатление, что в Средневековье драконы были в Люцерне вроде, как НЛО в наши дни. Что 500 лет назад, что в наши дни – кто имеет веру верить, тот верит.
В 1509 году два горожанина подали в суд Люцерна оригинальный иск. Истец утверждал, что, стесняемый нуждой, он отдал взаймы местному доктору знаменитый «камень дракона». Ростовщичество имело в Альпах, как видим, давние корни. Долг был уплачен, а злонравный доктор не желал отдавать сокровище.
- Я унаследовал камень от своих предков, господа судьи, - рассказал пострадавший горожанин. – Мой прапрадед заметил летом 1421 года, как из одной пещеры на горе Пилатус выполз отвратительный дракон. Чудовище готово было растерзать моего несчастного предка, но у того хватило мужества спрятаться в горной расселине. Дракон покружил, да и скрылся, но на прощание плюнул с досады на серые камни крутого склона. Слюна на глазах затвердела. Когда чудовище скрылось, мой отважный предок подобрал этот сгусток, расколол его, и обнаружил внутри округлой формы камешек величиной с гусиное яйцо алого цвета с коричневыми крапинками».
Камень оказался чудодейственным – излечивал любые недуги. Доктору удалось не только его отсудить, но и оформить соответствующий патент – опять-таки в судебном порядке, поскольку случай был беспрецедентным.
Другая история повествует о подвигах молодого пастушка, который, погнавшись за беглянкой козочкой, поскользнулся на крутом склоне – и скатился кубарем в темную расщелину. Земля была ему пухом в прямом смысле – толстый слой прошлогодней листвы, соломы и сена сохранил герою жизнь. Лежит пастух и раздумывает: а что это такое мягкое и теплое рядом едва шевелится? Батюшки, да тут приготовились мирно зимовать два здоровенных дракона!
Горемычный пастух не смог самостоятельно выбраться из ущелья, а крылатые лежебоки так и проспали до весны. Чем питался наш герой всю зиму – загадка. Возможно, собирал желуди, ловил летучих мышей, а может и сами ящеры, по примеру белок, заготовили себе провиант на зимовку. С приходом весны дракоши пробудились и элегантно взмыли к небесам. Один из них, правда, задержался на краю скалы и дружелюбно свесил пастушку свой длинный хвост: хватайся, мол, вытащу. Пастух, не чуя земли под ногами от радости, припустил в родные края рассказывать односельчанам о благородстве дракона.
Так могли выглядеть коварные обитатели люцернских пещерНо не все крылатые ящеры обладали столь мирным нравом. Над одной долиной Люцерна примерно в это же время поселилось зловещее чудовище багровой масти. Дракон терроризировал местных жителей, похищал их скот, летал над деревней, извергая зловонный огонь, потрясая хвостом в колючках и закрывая гигантскими крыльями солнце. Под конец облюбовал себе пещеру в местных горах и устроился весьма неплохо.
Многие смельчаки пытались обезвредить чудище – участь их была печальна, ни один из них не вернулся в деревню. На сельском совете решено было отправиться против дракона всем миром. Никто из местных пастухов не хотел прослыть трусом. С вилами, косами и топорами выступило мужское ополчение на рассвете. Женщины деревни со слезами провожали своих защитников. В горах послышался страшный рев, рычание, крики, мольбы о помощи. Потом все смолкло. Вернулся лишь один человек – чтобы рассказать оставшимся о кровавых событиях.
Пришел в деревню из дальних странствий наемник Струтхан. Он участвовал в военных походах по всей Европе, и эти россказни про драконов вызвали у него лишь скептическую улыбку:
- Эх, вы! Вояки на драконов! Сразу и видать, что не знаете военной тактики. Я одним махом этой уродине голову снесу.
Но в душе Струтхан поежился, суеверный страх сковал его тело – одно дело воевать со своими собратьями по всем правилам военного искусства, и совсем другое – сражаться с порождениями ада в темных горных ущельях. Но смело выступил вперед наследник отважных гельветов. Дорогу осилит идущий. В горах ему встретился всадник в полном боевом вооружении.
- Куда держишь путь, воин? – спросил незнакомый рыцарь.
- Сражаться с драконом, - уныло протянул Струтхан.
- Могу я тебе помочь?
- Еще бы!
Вскоре тропинка привела их к берлоге чудовища. Из пещеры послышался недовольный рев ящера, потревоженного во время послеобеденного отдыха. А вскоре показался и сам дракон, изрыгая пламя и серу. Струтхан перекрестился, ну, пришел последний час! Достойно встречают смерть швейцарцы, пусть этот чужеземец в том убедится. Но рыцарь чудесным образом преобразился на глазах у Струтхана: головой он теперь упирался в небеса, а в руке сжимал меч величиной с гору. Молниеносным ударом он обезвредил чудовище, с улыбкой бросив наемнику:
- Гордым Бог противится, а на смиренные призирает! – и в то же мгновение стал невидим. Это был святой Георгий, победитель драконов. А на Руси этого святого именовали не иначе, как «Георгий Победоносец».
Струтхан со всех ног бросился в деревню. Не преминул он рассказать о чудесном избавлении благодаря заступничеству небесного победителя духов злобы. В деревне воцарился мир, а в местных церквях долго служили мессы в честь святого Георгия.
Кажется, в наш век прагматизма и непоколебимой веры в научный прогресс мы склонны скорее верить в существование НЛО, чем драконов. В Швейцарии этот переход от народных верований к основам научной мысли можно особенно четко проследить в легендах – драконы на альпийских просторах вымерли в XVI веке. В Средневековье не только Люцерн прославился проделками драконов. Другие швейцарские кантоны тоже могут похвастаться такими историями. В озере Шавонн, в кантоне Во, симпатичный белый дракончик, доброго нрава и совершенно безвредный, кормился прямо из рук местных девушек, приходивших купаться в озере. В Вале долго существовали легенды о драконе Натер и змее Жеронд, которые повадками и габаритами скорее вписываются в контекст традиционных мифов о драконах.
Ну, а жители Люцерна смогли извлечь наибольшую выгоду из сокровищницы своего фольклора. Художник Ханс Эрни разработал в 1999 году тематическую экскурсию «Дорога Дракона» на горе Пилатус. А в меню местных ресторанов непременно фигурируют десерты с горящим спиртом.
В 1509 году два горожанина подали в суд Люцерна оригинальный иск. Истец утверждал, что, стесняемый нуждой, он отдал взаймы местному доктору знаменитый «камень дракона». Ростовщичество имело в Альпах, как видим, давние корни. Долг был уплачен, а злонравный доктор не желал отдавать сокровище.
- Я унаследовал камень от своих предков, господа судьи, - рассказал пострадавший горожанин. – Мой прапрадед заметил летом 1421 года, как из одной пещеры на горе Пилатус выполз отвратительный дракон. Чудовище готово было растерзать моего несчастного предка, но у того хватило мужества спрятаться в горной расселине. Дракон покружил, да и скрылся, но на прощание плюнул с досады на серые камни крутого склона. Слюна на глазах затвердела. Когда чудовище скрылось, мой отважный предок подобрал этот сгусток, расколол его, и обнаружил внутри округлой формы камешек величиной с гусиное яйцо алого цвета с коричневыми крапинками».
Камень оказался чудодейственным – излечивал любые недуги. Доктору удалось не только его отсудить, но и оформить соответствующий патент – опять-таки в судебном порядке, поскольку случай был беспрецедентным.
Другая история повествует о подвигах молодого пастушка, который, погнавшись за беглянкой козочкой, поскользнулся на крутом склоне – и скатился кубарем в темную расщелину. Земля была ему пухом в прямом смысле – толстый слой прошлогодней листвы, соломы и сена сохранил герою жизнь. Лежит пастух и раздумывает: а что это такое мягкое и теплое рядом едва шевелится? Батюшки, да тут приготовились мирно зимовать два здоровенных дракона!
Горемычный пастух не смог самостоятельно выбраться из ущелья, а крылатые лежебоки так и проспали до весны. Чем питался наш герой всю зиму – загадка. Возможно, собирал желуди, ловил летучих мышей, а может и сами ящеры, по примеру белок, заготовили себе провиант на зимовку. С приходом весны дракоши пробудились и элегантно взмыли к небесам. Один из них, правда, задержался на краю скалы и дружелюбно свесил пастушку свой длинный хвост: хватайся, мол, вытащу. Пастух, не чуя земли под ногами от радости, припустил в родные края рассказывать односельчанам о благородстве дракона.
Так могли выглядеть коварные обитатели люцернских пещерНо не все крылатые ящеры обладали столь мирным нравом. Над одной долиной Люцерна примерно в это же время поселилось зловещее чудовище багровой масти. Дракон терроризировал местных жителей, похищал их скот, летал над деревней, извергая зловонный огонь, потрясая хвостом в колючках и закрывая гигантскими крыльями солнце. Под конец облюбовал себе пещеру в местных горах и устроился весьма неплохо.
Многие смельчаки пытались обезвредить чудище – участь их была печальна, ни один из них не вернулся в деревню. На сельском совете решено было отправиться против дракона всем миром. Никто из местных пастухов не хотел прослыть трусом. С вилами, косами и топорами выступило мужское ополчение на рассвете. Женщины деревни со слезами провожали своих защитников. В горах послышался страшный рев, рычание, крики, мольбы о помощи. Потом все смолкло. Вернулся лишь один человек – чтобы рассказать оставшимся о кровавых событиях.
Пришел в деревню из дальних странствий наемник Струтхан. Он участвовал в военных походах по всей Европе, и эти россказни про драконов вызвали у него лишь скептическую улыбку:
- Эх, вы! Вояки на драконов! Сразу и видать, что не знаете военной тактики. Я одним махом этой уродине голову снесу.
Но в душе Струтхан поежился, суеверный страх сковал его тело – одно дело воевать со своими собратьями по всем правилам военного искусства, и совсем другое – сражаться с порождениями ада в темных горных ущельях. Но смело выступил вперед наследник отважных гельветов. Дорогу осилит идущий. В горах ему встретился всадник в полном боевом вооружении.
- Куда держишь путь, воин? – спросил незнакомый рыцарь.
- Сражаться с драконом, - уныло протянул Струтхан.
- Могу я тебе помочь?
- Еще бы!
Вскоре тропинка привела их к берлоге чудовища. Из пещеры послышался недовольный рев ящера, потревоженного во время послеобеденного отдыха. А вскоре показался и сам дракон, изрыгая пламя и серу. Струтхан перекрестился, ну, пришел последний час! Достойно встречают смерть швейцарцы, пусть этот чужеземец в том убедится. Но рыцарь чудесным образом преобразился на глазах у Струтхана: головой он теперь упирался в небеса, а в руке сжимал меч величиной с гору. Молниеносным ударом он обезвредил чудовище, с улыбкой бросив наемнику:
- Гордым Бог противится, а на смиренные призирает! – и в то же мгновение стал невидим. Это был святой Георгий, победитель драконов. А на Руси этого святого именовали не иначе, как «Георгий Победоносец».
Струтхан со всех ног бросился в деревню. Не преминул он рассказать о чудесном избавлении благодаря заступничеству небесного победителя духов злобы. В деревне воцарился мир, а в местных церквях долго служили мессы в честь святого Георгия.
Кажется, в наш век прагматизма и непоколебимой веры в научный прогресс мы склонны скорее верить в существование НЛО, чем драконов. В Швейцарии этот переход от народных верований к основам научной мысли можно особенно четко проследить в легендах – драконы на альпийских просторах вымерли в XVI веке. В Средневековье не только Люцерн прославился проделками драконов. Другие швейцарские кантоны тоже могут похвастаться такими историями. В озере Шавонн, в кантоне Во, симпатичный белый дракончик, доброго нрава и совершенно безвредный, кормился прямо из рук местных девушек, приходивших купаться в озере. В Вале долго существовали легенды о драконе Натер и змее Жеронд, которые повадками и габаритами скорее вписываются в контекст традиционных мифов о драконах.
Ну, а жители Люцерна смогли извлечь наибольшую выгоду из сокровищницы своего фольклора. Художник Ханс Эрни разработал в 1999 году тематическую экскурсию «Дорога Дракона» на горе Пилатус. А в меню местных ресторанов непременно фигурируют десерты с горящим спиртом.
[ Регистрация | Вход ]