Пино — одни из тех удивительных котов, о которых теперь время от времени рассказывают страницы многочисленных газет и журналов. Сообщение о Пино было довольно коротким. Говорилось, что хозяин кота отправил его к своему другу на самолете почти за 170 километров. Через одиннадцать дней грязный, с израненными лапами Пино вернулся домой.
Любители кошек всегда с полным доверием воспринимали подобные сообщения. Ученые же долгое время относились к ним скептически. Недоверие вызывала не способность кота пройти 15—16 километров в день, а необъяснимое умение животного определить направление к дому. Откуда знал ПИНО, в какую сторону надо двигаться, чтобы добраться до родных мест? Сомнение ученых было поколеблено только тогда, когда они наконец занялись изучением образа жизни этих существ, резко отличающихся от всех других домашних животных своей любовью к прогулкам в одиночестве и ночному образу жизни.
Эксперименты подтвердили легендарное шестое чувство котов, их способность находить обратный путь. Но что лежит в основе этой способности? Этого, к сожалению, опыты до конца не объяснили.
Исследователь поведения кошек, профессор Фридрих Швангард (ФРГ) отвез однажды кота за шестнадцать километров от дома в незнакомое место и оставил там. Однако кот невероятно быстро вновь оказался дома. Взяв в расчет максимальную скорость, на которую способно животное, профессор высчитал, что кот нашел дорогу домой более короткую, чем та, по которой его увозили из дома — примерно девять километров. Причем шел кот по совершенно незнакомой ему территории.
Но, как известно, отдельные случаи, отдельные факты наукой в расчет не принимаются. Поэтому недавно два исследователя из Зоологического института Кильского университета поставили массовый опыт. Они построили загон, выходы из которого были ориентированы в различных направлениях. В этот загон поместили множество кошек из города, отстоящего от этого места примерно на пять километров. Почти вре животные устремились в тот выход, который вел их кратчайшим путем к Килю.
Как животные находят нужное направление? Это стало проясняться после того, как для изучения физиологического механизма ориентировки американский ученый Франк Морель, известный своими работами по изучению мозга, стал исследовать нервную систему кошек электронными методами. Доктор Морель вживлял в мозг подопытных животных тонкие электроды, соединенные с крошечными радиопередатчиками. Электроды были внедрены в области мозга, которые воспринимают раздражение глаза как слабые электрические импульсы. К великому удивлению исследователя, стрелки его приборов отмечали появление импульсов в нервных путях головного мозга кошки и тогда, когда кошачьи глаза не прлучали никаких световых сигналов — опыты шли в абсолютной темноте. Правда, в это же время животному подавались звуковые сигналы, лежащие в области ультрачастот (между 20 и 50 килогерцами, которые человек не слышит). Примерно половина нервных клеток мозга кошки, участвующих в зрении, реагировала на эти звуки.
Опыты доктора Мореля еще не закончены, однако они позволяют сделать почти фантастическое заключение: по-видимому, кошка — единственное из живых существ, обладающее своего рода «глазным слухом», то есть как бы вторым органом слуха.
Заключения западногерманского специалиста в области поведения животных профессора Лейхаузена также отмечают особенности слухового аппарата кошки. «Это, конечно, чистая гипотеза,— говорит профессор,— однако, видимо, действительность лежит близко к предположению, что легендарная способность кошек ориентироваться в пространстве связана с их повышенной акустической чувствительностью. Так же как человек, возвращающийся домой с чужбины, прежде всего своими глазами узнает знакомые места н ориентируется по этой картине, кошка в подобном случае пользуется акустической картиной, на которой записаны звуки, характерные для знакомой ей местности». Профессор Лейхаузен поясняет: «Предположим, что кошка живет в местности, через которую пролегает железная дорога, издающая вполне определенные звуки, там же работает фабрика с характерными для нее шумами и прежде всего сильным паровым гудком, неподалеку журчит небольшая речка. Все вместе это создает характерную, неповторимую акустическую картину местности. Если, допустим, мы увезем кошку из знакомого ей района на тридцать километров, она сможет сориентироваться в пространстве благодаря паровому гудку фабрики: он поможет кошке определить направление, по которому ей надо двигаться к дому. Ближе ей будут помогать и другие знакомые шумы».
Эта точка зрения ученых позволяет сравнить дальнюю ориентацию у кошек с тем, как самолет отыскивает нужный ему аэродром. Издалека животное воспринимает с помощью «глазного слуха» акустический сигнал, который дает ей грубую ориентацию,— так же и самолет на дальних подступах к аэродрому ориентируется по сигналам радиомаяка. На знакомой местности у кошки включается более тонкая ориентировка в пространстве с помощью обычного слуха — уши кошки играют в данном случае такую же роль, как радиолокационные приборы самолета, помогающие ему правильно зайти на посадку и совершить ее.
Долгое время люди не представляли себе, насколько сложна деятельность органов чувств кошки. Обычно считали ее животным, оценивающим внешнюю среду преимущественно своими глазами. Кажется, ни у кого нет сомнений, что кошачьи глаза — очень развитый орган. Не говорит ли об особых их свойствах, скажем, способность светиться в сумерках? Физики называют это явление фотолюминесценцией. Речь идет об отражении лучей света сетчаткой глаза. Кстати, аналогичное оптическое устройство известно теперь каждому, кто видел придорожные знаки, светящиеся в темноте, когда на них падает свет автомобильных фар.
Кошка видит примерно в шесть раз лучше, чем человек. Она узнает знакомого человека на расстоянии более 100 метров. Она может спокойно смотреть на солнце: зрачки животного прекрасно регулируют количество света, попадающего на сетчатку. Полностью открытый зрачок позволяет видеть кошке при таком малом освещении, когда человек считает темноту уже полной.
Только одно утверждение о кошачьем зрении является мифом: то, что кошка может видеть в абсолютной темноте. На это она не способна. Однако это утверждение, как мы видим, родилось не без основания. Эксперимент доктора Мореля, о котором уже рассказывалось, обнаружил чрезвычайную чувствительность кошачьего слуха. Именно поэтому она и в кромешной тьме не будет беспомощной, как, например, человек. Исследования других ученых подтвердили, что слух кошки много острее слуха человека и даже собаки.
Известно, что поскребыванне мыши — это как бы ее сигнал: «Я здесь». Так мышь поддерживает связь со своими единоплеменниками. Но мыши и не подозревают, что любая кошка, оказавшаяся на расстоянии двух десятков метров, слышит все эти сигналы. Довольно часто приходилось наблюдать, как кошка пробуждается от самого глубокого сна, если где-то за каменной стеной, в пятнадцати метрах от нее, начинает скрестись мышь. Бодрствующая кошка слышит мышь более чем за двадцать метров.
А вот как рассказывает о феноменальном слухе кошки участник второй мировой войны: «Американская военная часть находилась на одном из Соломоновых островов. Кто-то из солдат соединения привез с собой на остров кота по кличке Даменит. Когда этот кот выказывал беспокойство, бил недовольно хвостом и отправлялся в сторону бункера, в котором люди прятались во время воздушных налетов японской авиации, солдаты уже твердо знали: вскоре из-за горизонта появятся самолеты противника. Это происходило задолго до того, как звукоулавливающие станции подавали сигнал тревоги. Когда же в небе пролетал американский самолет, кот спокойно продолжал греться на солнышке».
Но даже в абсолютной темноте и тишине, когда кошке уже не могут служить ни глаза и ни уши, она и тогда не превращается в беспомощное существо. Как хорошо продуманный космический корабль, кошка обладает еще одной, резервной системой ориентации в пространстве. Речь идет о длинных упругих усах и бровях кошки, а также о небольших волосках, растущих на задней стороне передних лап. Когда-то даже знатоки кошек считали, что эти волоски — некий рудимент, нечто вроде бороды у мужчины. Но, видимо, это не так: американский ветеринар Говард Шульберг пишет: «Много раз приходилось мне наблюдать все признаки душевного расстройства у кошек с обрезанными усами».
Другой ученый ставил с кошками такой эксперимент. Он пускал их в сложный темный лабиринт. И неизменно кошки находили из него выход, но лишь до тех пор, пока у них не обрезали усы.
Кошачьи усы — эти твердые, толстые волоски— оканчиваются в коже очень мощными луковицами, которые окружены тканью, обильно пронизанной кровеносными сосудами. Усы кошки — это нечто большее, чем, например, габаритный ограничитель у автомобиля. Исследователи замечали, как животное, которого заинтересовал неизвестный предмет, включает в его исследование и свои усы. Кошка поглаживает ими поверхность предмета и каким-то образом, нам еще не совсем понятным, узнает о предмете то, о чем ей не могут сказать ее глаза, уши и нос.
Ученые отмечают, что кошка своими усами может определять размеры и движения добычи, которую она держит в зубах вне поля своего зрения.
И еще об одной особенности кошек, которая уже сослужила людям пользу.
Перед полетами в космическое пространство ученые придумывали способы правильной ориентировки космонавтов в пространстве, лишенном тяжести. Как сможет он двигаться внутри и вне корабля? При поиске ответа на эти вопросы ученые обратились к удивительной способности падающей кошки: из какого бы положения падение ни началось — приземляться на все четыре лапы. Обратились к киносъемке. Много раз на пленке запечатлевали все фазы падения, все движения падающей кошки.
Падающая кошка корректирует положение тела с помощью хвоста — в этом не было открытия. Однако теперь были получены количественные характеристики. Хвост в момент падения совершает вращение, заставляющее все тело животного поворачиваться в обратном направлении. Так продолжается до тех пор, пока органы равновесия кота не отметят, что его голова заняла правильное положение относительно поля тяготения. Затем происходит выравнивание тела животного относительно его продольной осн. На последнем участке падения хвост играет роль стабилизатора.
Когда была изучена техника приземления кота, ее постарались приспособить для человека. Поскольку природа не наделила его хвостом, были предложены соответствующие вращательные движения ног.
Этим не исчерпываются удивительные способности кошки, просто далеко не все пока удалось узнать об этих грациозных домашних животных. Например, до сих пор совершенно неизвестна природа мурлыканья довольного жизнью кота. Про кошку часто говорят, что она живет «сама по себе», предпочитает одиночество, независимость. Но откуда тогда любовь этих животных к ночным кошачьим собраниям, когда они часами сидят, разместившись по кругу?
ruslife.org.ua
[ Регистрация | Вход ]