Украина находится в состоянии перманентной торговой войны с Россией. Сыр, трубы, карамель и, наконец, автомобили периодически становятся причинами раздора. Поспособствует ли перемирию вступление наших стран в новый формат торговых отношений?
Как следует из высказывания итальянского мыслителя и политика Николо Макиавелли, кто хочет мира, тот должен готовиться к войне. Украина по отношению к России неизменно пребывает в подобном состоянии. Несмотря на общие корни и декларируемое родство, «старший брат» продолжает держать «младшего» в тонусе и настойчивыми попытками вернуть «в семью» стимулирует к самостоятельному выживанию. Вступающий в силу Договор о Зоне свободной торговли с СНГ, заключенный пока только между Украиной, РФ и Белоруссией, а также присоединение России к ВТО должны обусловить новый формат экономических отношений между нашими странами.
Сводки с «фронтов»
Начало нынешнего года ознаменовалось тем, что главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко усомнился в качестве украинского сыра, после чего эта продукция подверглась тщательной экспертизе. Посол России в Украине Михаил Зурабов тогда на вопрос корреспондента «Главреда», когда и как разрешится «сырный» конфликт, сказал, что россияне очень любят украинский сыр и будут продолжать его покупать, как только закончится экспертиза по идентификации продукта, отражающей его качество и состав, а также будет установлена справедливая цена, отвечающая этим характеристикам.
Надо сказать, что украинские сыроделы очень корректно отреагировали на претензии к своей продукции, без препирательств согласившись подвергнуть товар экспертной проверке.
По данным СМИ, на сегодня трем из пяти украинских молокоперерабатывающих предприятий разрешен ввоз сыра в РФ. По мнению экономического эксперта Александра Жолудя, «данный конфликт может быть исчерпан, если будут урегулированы все вопросы, касающиеся качества продукции».
Эксперт по экономическим вопросам Центра им. Разумкова Василий Юрчишин не берется безусловно отрицать, что причиной конфликта в этом случае было неудовлетворительное качество продукта. Но отмечает, что удивительным образом эти запреты совпадают с определенными политическими событиями. «Последнее противостояние началось, насколько я помню, после того, как Украина заявила о том, что станет меньше закупать российского газа, - сказал эксперт в комментарии «Главреду». Такие совпадения кажутся слишком специфическими. И почему-то после того, как принимаются некоторые политические решения, резко улучшается качество украинского сыра», - комментирует он.
Совсем «свежий» торговый нюанс, уже именуемый многими как «автомобильная война», касается учрежденного в России утилизационного сбора. С 1 сентября он будет взиматься с каждого ввозимого из-за границы на территорию РФ автомобиля. Российские автомобилестроительные предприятия освобождаются от нового налога, но обязуются по окончании эксплуатации утилизировать собственную продукцию.
Нельзя не упомянуть, что налог подобного предназначения есть во многих странах мира. А вступление России в ВТО предполагает сокращение импортных пошлин на автомобили, что крайне невыгодно для российской экономики, но подлежит обязательному выполнению, поскольку является пунктом соглашения с Всемирной торговой организацией. Как шутят некоторые эксперты, в автомобильной отрасли нет Онищенко, так будет новый сбор. Введение экологического налога, по их мнению, как раз и предназначено защитить российского автомобилестроителя от давления импорта. Украина, кстати, вступив в ВТО в 2008 году, лишь в 2009-м начала снижать импортные пошлины на автомобили и то после неоднократных напоминаний со стороны Всемирной организации торговли.
Украинское недовольство новым российским налогом в данном случае объясняется тем, что на уровне глав правительств двух стран велись переговоры об освобождении Украины от этого платежа. «Переговоры с российским руководством проведены, и нам дали обещание всесторонне этот вопрос изучить, рассмотреть. И, скорее всего, этот вопрос Украины не коснется. Такая договоренность была у меня с премьер-министром России. И я знаю, что этот вопрос поднимал Президент Украины Виктор Федорович Янукович на встрече со своим коллегой Владимиром Путиным», - сообщил Николай Азаров на брифинге журналистам несколько дней назад.
Однако министр по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев, комментируя этот вопрос корреспонденту УНИАН, дал достаточно уклончивый ответ: «Мы обсуждали, как снизить негативный эффект от действия этого сбора на взаимную торговлю. У нас есть тоже ряд озабоченностей в отношении готовящихся решений украинской стороны, касающихся торговли автомобильной продукцией. Наша задача - достичь компромисса, чтобы барьеры здесь не возникали».
То есть оправдались ли надежды Николая Яновича, пока не знает никто, даже он сам. Но законодательно утилизационный сбор не взимается только с автомобилей, поставляемых из стран-членов Таможенного союза. Украина, как известно, таковым не является, а подписание Договора о ЗСТ от его уплаты не освобождает. «Вопросы внутренних сборов не относятся к интеграционной теме», - сказал по этому поводу господин Слепнев.
Тонкий намек на толстые обстоятельства
Экс-министр экономики Украины Виктор Суслов таким образом оценивает сложившуюся ситуацию: «Россия последовательно выстраивает в торговых отношениях такую экономическую систему, которая очень ясно показывает всем, и прежде всего Украине, что быть членом Таможенного союза выгодно». Он обращает внимание на то, что Россия в приложениях Договора о ЗСТ оставила за собой право устанавливать по 95-ти позициям экспортные пошлины: это позиции, связанные с поставками из России энергоносителей – газа и нефти, большого количества сырьевых товаров – металлов, в том числе цветных. Эти экспортные пошлины увеличивают стоимость сырья и устанавливаются только для стран, не являющихся членами ТС. Украина, надо сказать, тоже сохранила за собой право экспортных пошлин, но перечень позиций в нем меньше, по сравнению с российским, в два раза.
Виктор Суслов считает, что для Украины, с экономической точки зрения, было бы очень выгодно вступить в ТС. «Это возможность получать газ и нефть по ценам внутренним для ТС, это бы резко снизило расходы на покупку энергоносителей, это был бы полный доступ к этим рынкам, - аргументирует он в беседе с «Главредом». - Мало того, это отсутствие таможенных границ, это огромная экономия даже на издержках администрирования, связанных с тем, что в ТС есть только внешняя таможенная граница, а внутренней нет. Это означает ликвидацию таможенных постов, резкое ускорение товарооборота, потому что грузы пойдут без таможенного контроля».
Экс-министр видит противоречие между экономической выгодой и политическими целями, которые определены в Украине, поскольку законом у нас закреплено, что мы ориентированы не на ТС, а на членство в перспективе в Евросоюзе. По его мнению, это один из основных конфликтов, который «все равно придется решать».
Но быть членом двух таможенных союзов Украина не может. К тому же Россия не является членом ЕС, посему она ни за что не допустит, чтобы совершенно беспошлинно и без таможенных границ на ее рынки поступали европейские товары в случае присоединения к ЕС Украины.
Однако, если со стороны России выдвижение различного рода торговых барьеров – это способ снова вовлечь Украину в какое-либо союзное образование, то безрассудно и искренне кидаться в такие объятия было бы для нашей страны несколько необдуманным шагом. Меры агитации, применяемые к нашему государству, напоминают те, которые использовала героиня Ноны Мордюковой в «Бриллиантовой руке»: «Не будут брать - отключим газ».
Спустя 40 лет эта мера таки была применена, только не к жильцам одного отдельно взятого дома, а ко всей Западной Европе. Украина, оказавшись заложницей ситуации, до сих пор демонстрирует пример невиданного альтруизма, покупая у «старшего брата» газ по цене значительно выше той, по которой его берут «дальние родственники» из Европы.
Войны предотвратит международный арбитраж
Директор Фонда экономических исследований Олег Устенко считает, что со вступлением Украины в ЗСТ торговые войны будут вспыхивать не так часто. «Совсем они не прекратятся, но реже будут возникать конфликтные ситуации. Уязвимыми, как и прежде, останутся рынки агропродукции, машиностроения и металлургии, - сказал эксперт «Главреду». - Уменьшение торговых барьеров, прописанное в договоре, должно уменьшить количество возникновения спорных ситуаций. Единственное, на что хочется обратить внимание, – статья, которой это предусматривается, выписана недостаточно четко».
Зато в свете приобщения России к ВТО многие эксперты возлагают надежды на то, что партнерам теперь придется соблюдать правила игры, установленные в этой организации, и с ее помощью решать спорные ситуации, например, с теми же поставками сыра.
Василий Юрчишин считает, что вступление России в ВТО будет благоприятствовать нашим торговым отношениям, потому что правила ВТО требуют, чтобы страна, у которой возникают сомнения, уведомляла другую сторону о введении некоторых санкций. «Теперь станет некорректным вводить немедленные санкции без уведомления, согласования и попыток мирного урегулирования и взаимовыгодных решений. Думаю, это должно помочь и резких, дискриминационных решений удастся избежать. Нормы для всех партнеров, согласно правилам ВТО, будут едиными. Это, возможно, поможет снять накал страстей, но совсем их, скорее всего, не ликвидирует», - рассуждает эксперт.
В рамках Зоны свободной торговли с СНГ тоже есть Экономический суд, есть группа экспертов, которая обязана принимать решения по конфликтным вопросам. Но, как говорит г-н Юрчишин, «место сидения определяет угол зрения», а штаб-квартира организации расположена в Санкт-Петербурге, то есть надежда, что спорные вопросы будут решаться в пользу Украины, невелика.
Однако и злоупотреблять обращениями в ВТО тоже не придется. «Все обращения должны быть взвешенными и не голословными. Обращающаяся сторона должна побеспокоиться об аргументированности своей позиции. Если какая-либо сторона будет обращаться слишком часто, это будет портить ее реноме и свидетельствовать о том, что она сама не в состоянии решать свои вопросы. Следует понимать, что если на рассмотрении будет слишком много дел, то оно будет затягиваться до бесконечности, а в этом никто не заинтересован. Думаю, что как раз наличие такого всемирно уважаемого и признаваемого института должно стабилизировать подходы сторон к своим партнерам и стимулировать к более корректному сотрудничеству», - считает эксперт.
Как следует из высказывания итальянского мыслителя и политика Николо Макиавелли, кто хочет мира, тот должен готовиться к войне. Украина по отношению к России неизменно пребывает в подобном состоянии. Несмотря на общие корни и декларируемое родство, «старший брат» продолжает держать «младшего» в тонусе и настойчивыми попытками вернуть «в семью» стимулирует к самостоятельному выживанию. Вступающий в силу Договор о Зоне свободной торговли с СНГ, заключенный пока только между Украиной, РФ и Белоруссией, а также присоединение России к ВТО должны обусловить новый формат экономических отношений между нашими странами.
Сводки с «фронтов»
Начало нынешнего года ознаменовалось тем, что главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко усомнился в качестве украинского сыра, после чего эта продукция подверглась тщательной экспертизе. Посол России в Украине Михаил Зурабов тогда на вопрос корреспондента «Главреда», когда и как разрешится «сырный» конфликт, сказал, что россияне очень любят украинский сыр и будут продолжать его покупать, как только закончится экспертиза по идентификации продукта, отражающей его качество и состав, а также будет установлена справедливая цена, отвечающая этим характеристикам.
Надо сказать, что украинские сыроделы очень корректно отреагировали на претензии к своей продукции, без препирательств согласившись подвергнуть товар экспертной проверке.
По данным СМИ, на сегодня трем из пяти украинских молокоперерабатывающих предприятий разрешен ввоз сыра в РФ. По мнению экономического эксперта Александра Жолудя, «данный конфликт может быть исчерпан, если будут урегулированы все вопросы, касающиеся качества продукции».
Эксперт по экономическим вопросам Центра им. Разумкова Василий Юрчишин не берется безусловно отрицать, что причиной конфликта в этом случае было неудовлетворительное качество продукта. Но отмечает, что удивительным образом эти запреты совпадают с определенными политическими событиями. «Последнее противостояние началось, насколько я помню, после того, как Украина заявила о том, что станет меньше закупать российского газа, - сказал эксперт в комментарии «Главреду». Такие совпадения кажутся слишком специфическими. И почему-то после того, как принимаются некоторые политические решения, резко улучшается качество украинского сыра», - комментирует он.
Совсем «свежий» торговый нюанс, уже именуемый многими как «автомобильная война», касается учрежденного в России утилизационного сбора. С 1 сентября он будет взиматься с каждого ввозимого из-за границы на территорию РФ автомобиля. Российские автомобилестроительные предприятия освобождаются от нового налога, но обязуются по окончании эксплуатации утилизировать собственную продукцию.
Нельзя не упомянуть, что налог подобного предназначения есть во многих странах мира. А вступление России в ВТО предполагает сокращение импортных пошлин на автомобили, что крайне невыгодно для российской экономики, но подлежит обязательному выполнению, поскольку является пунктом соглашения с Всемирной торговой организацией. Как шутят некоторые эксперты, в автомобильной отрасли нет Онищенко, так будет новый сбор. Введение экологического налога, по их мнению, как раз и предназначено защитить российского автомобилестроителя от давления импорта. Украина, кстати, вступив в ВТО в 2008 году, лишь в 2009-м начала снижать импортные пошлины на автомобили и то после неоднократных напоминаний со стороны Всемирной организации торговли.
Украинское недовольство новым российским налогом в данном случае объясняется тем, что на уровне глав правительств двух стран велись переговоры об освобождении Украины от этого платежа. «Переговоры с российским руководством проведены, и нам дали обещание всесторонне этот вопрос изучить, рассмотреть. И, скорее всего, этот вопрос Украины не коснется. Такая договоренность была у меня с премьер-министром России. И я знаю, что этот вопрос поднимал Президент Украины Виктор Федорович Янукович на встрече со своим коллегой Владимиром Путиным», - сообщил Николай Азаров на брифинге журналистам несколько дней назад.
Однако министр по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев, комментируя этот вопрос корреспонденту УНИАН, дал достаточно уклончивый ответ: «Мы обсуждали, как снизить негативный эффект от действия этого сбора на взаимную торговлю. У нас есть тоже ряд озабоченностей в отношении готовящихся решений украинской стороны, касающихся торговли автомобильной продукцией. Наша задача - достичь компромисса, чтобы барьеры здесь не возникали».
То есть оправдались ли надежды Николая Яновича, пока не знает никто, даже он сам. Но законодательно утилизационный сбор не взимается только с автомобилей, поставляемых из стран-членов Таможенного союза. Украина, как известно, таковым не является, а подписание Договора о ЗСТ от его уплаты не освобождает. «Вопросы внутренних сборов не относятся к интеграционной теме», - сказал по этому поводу господин Слепнев.
Тонкий намек на толстые обстоятельства
Экс-министр экономики Украины Виктор Суслов таким образом оценивает сложившуюся ситуацию: «Россия последовательно выстраивает в торговых отношениях такую экономическую систему, которая очень ясно показывает всем, и прежде всего Украине, что быть членом Таможенного союза выгодно». Он обращает внимание на то, что Россия в приложениях Договора о ЗСТ оставила за собой право устанавливать по 95-ти позициям экспортные пошлины: это позиции, связанные с поставками из России энергоносителей – газа и нефти, большого количества сырьевых товаров – металлов, в том числе цветных. Эти экспортные пошлины увеличивают стоимость сырья и устанавливаются только для стран, не являющихся членами ТС. Украина, надо сказать, тоже сохранила за собой право экспортных пошлин, но перечень позиций в нем меньше, по сравнению с российским, в два раза.
Виктор Суслов считает, что для Украины, с экономической точки зрения, было бы очень выгодно вступить в ТС. «Это возможность получать газ и нефть по ценам внутренним для ТС, это бы резко снизило расходы на покупку энергоносителей, это был бы полный доступ к этим рынкам, - аргументирует он в беседе с «Главредом». - Мало того, это отсутствие таможенных границ, это огромная экономия даже на издержках администрирования, связанных с тем, что в ТС есть только внешняя таможенная граница, а внутренней нет. Это означает ликвидацию таможенных постов, резкое ускорение товарооборота, потому что грузы пойдут без таможенного контроля».
Экс-министр видит противоречие между экономической выгодой и политическими целями, которые определены в Украине, поскольку законом у нас закреплено, что мы ориентированы не на ТС, а на членство в перспективе в Евросоюзе. По его мнению, это один из основных конфликтов, который «все равно придется решать».
Но быть членом двух таможенных союзов Украина не может. К тому же Россия не является членом ЕС, посему она ни за что не допустит, чтобы совершенно беспошлинно и без таможенных границ на ее рынки поступали европейские товары в случае присоединения к ЕС Украины.
Однако, если со стороны России выдвижение различного рода торговых барьеров – это способ снова вовлечь Украину в какое-либо союзное образование, то безрассудно и искренне кидаться в такие объятия было бы для нашей страны несколько необдуманным шагом. Меры агитации, применяемые к нашему государству, напоминают те, которые использовала героиня Ноны Мордюковой в «Бриллиантовой руке»: «Не будут брать - отключим газ».
Спустя 40 лет эта мера таки была применена, только не к жильцам одного отдельно взятого дома, а ко всей Западной Европе. Украина, оказавшись заложницей ситуации, до сих пор демонстрирует пример невиданного альтруизма, покупая у «старшего брата» газ по цене значительно выше той, по которой его берут «дальние родственники» из Европы.
Войны предотвратит международный арбитраж
Директор Фонда экономических исследований Олег Устенко считает, что со вступлением Украины в ЗСТ торговые войны будут вспыхивать не так часто. «Совсем они не прекратятся, но реже будут возникать конфликтные ситуации. Уязвимыми, как и прежде, останутся рынки агропродукции, машиностроения и металлургии, - сказал эксперт «Главреду». - Уменьшение торговых барьеров, прописанное в договоре, должно уменьшить количество возникновения спорных ситуаций. Единственное, на что хочется обратить внимание, – статья, которой это предусматривается, выписана недостаточно четко».
Зато в свете приобщения России к ВТО многие эксперты возлагают надежды на то, что партнерам теперь придется соблюдать правила игры, установленные в этой организации, и с ее помощью решать спорные ситуации, например, с теми же поставками сыра.
Василий Юрчишин считает, что вступление России в ВТО будет благоприятствовать нашим торговым отношениям, потому что правила ВТО требуют, чтобы страна, у которой возникают сомнения, уведомляла другую сторону о введении некоторых санкций. «Теперь станет некорректным вводить немедленные санкции без уведомления, согласования и попыток мирного урегулирования и взаимовыгодных решений. Думаю, это должно помочь и резких, дискриминационных решений удастся избежать. Нормы для всех партнеров, согласно правилам ВТО, будут едиными. Это, возможно, поможет снять накал страстей, но совсем их, скорее всего, не ликвидирует», - рассуждает эксперт.
В рамках Зоны свободной торговли с СНГ тоже есть Экономический суд, есть группа экспертов, которая обязана принимать решения по конфликтным вопросам. Но, как говорит г-н Юрчишин, «место сидения определяет угол зрения», а штаб-квартира организации расположена в Санкт-Петербурге, то есть надежда, что спорные вопросы будут решаться в пользу Украины, невелика.
Однако и злоупотреблять обращениями в ВТО тоже не придется. «Все обращения должны быть взвешенными и не голословными. Обращающаяся сторона должна побеспокоиться об аргументированности своей позиции. Если какая-либо сторона будет обращаться слишком часто, это будет портить ее реноме и свидетельствовать о том, что она сама не в состоянии решать свои вопросы. Следует понимать, что если на рассмотрении будет слишком много дел, то оно будет затягиваться до бесконечности, а в этом никто не заинтересован. Думаю, что как раз наличие такого всемирно уважаемого и признаваемого института должно стабилизировать подходы сторон к своим партнерам и стимулировать к более корректному сотрудничеству», - считает эксперт.
[ Регистрация | Вход ]