В 1991 году известный исследователь Тур Хейердал поведал о существовании пирамид на Канарских островах. Он столкнулся с этими монументами, когда пытался найти новые доказательства трансокеанских контактов во времена до Колумба. Конечно, многие немедленно пришли к "логическому" заключению: пирамиды в Египте, пирамиды в Месоамерике, а теперь пирамиды на краю Атлантического океана, на Канарских островах, обнаружены человеком, который доказал, что примитивные лодки могли пересекать Атлантический океан; соедините точки, и у вас есть "явное свидетельство" трансокеанских контактов, посредством которых Старый Свет очевидно рассказал Новому Свету, как строить пирамиды. Однако, этот образ, к сожалению, вероятно, будет слишком упрощен.
Самый известный островной комплекс - шесть ступенчатых пирамид на острове Тенерифе. Они расположены в городе Гуймар, на восточном берегу, приблизительно в 40 километрах к югу от столицы Санта-Крус-де-Тенерифе. Пирамиды достигают максимальной высоты в двенадцать метров и являются частью большего комплекса, который включает платформы и стены, последние очевидно использовались для загонов для коз, которых приносили в жертву.
Вначале пирамиды были описаны семьей Бетенкура, о них сообщал Франсиско Падрон Эрнандес, а эти записи, в свою очередь привлекли внимание Тура Хейердала.
По сообщениям международных СМИ Отдел Археологии университета Ла-Лагуны провел начальные раскопки, а Астрофизический институт Канарских островов изучил возможные древние астрономические связи этих структур. Эти исследования показали, что пирамиды были выровнены по зимним и летним солнцестояниям, еще раз подчеркивая, что многие, если не все пирамиды, имеют астрономический контекст. Одна секция комплекса выстроена в линию с горами на западе: получился "двойной закат" - солнце исчезает позади гор Анага, появляется снова, и наконец заходит во второй раз в маленькой нише, которая, кажется, был специально вырезана в скалах с этой целью.
Если посмотреть на пирамиды в отдельности, то лестницы поднимаются от земли до вершины каждой пирамиды, которую венчает плоская платформа покрытая гравием. Все лестницы расположены на западной стороне, подразумевая церемониальную цель, потому что некто поднимающийся на вершину пирамиды утром в день солнцестояния "приветствовал" восходящее солнце - очень значимое действо. Спуск по лестнице ночью говорил бы "прощай" солнцу заходящему. Из-за местоположения комплекса солнце здесь поднимается из вод, делая всю картину еще более величественной.
Конечно, когда объявили об открытии, появились и контрверсии. "Оппозиция" утверждала, что это были просто террасы или случайные груды камня, расчищенные испанцами-фермерами. Я лично столкнулся с этим мнением на западной стороне острова, исследуя комплекс пирамид в Икоде. Местная женщина сказала нам, что пирамида была просто горой щебня, сооруженная фермерами при постройке террас. Кроме того с начала 1990-х годов некоторые местные ученые Тенерифе объявляют, что комплекс не достоин научного интереса; один даже утверждал, что пирамиды - это работа Вольных каменщиков, вскоре после этого студенты вынудили его признать, что он сам был масоном.
Некоторые из этих профессоров основывают свои заключения на том, что во время начальных раскопок было показано, что пирамиды построены сверху слоев, по признакам относящихся к XVIII столетию. На самом деле на одной площади между двумя пирамидами археологи при раскопках остановились на уровне, который они датировали XVIII столетием, и который находился на глубине от 50 до 150 сантиметров. Из этого был сделан ошибочный вывод, что они докопались до основания и решили, что самый старый слой имел возраст в два столетия. Ничто не может быть дальше от истины.
Кроме поддержки существующих версий, возможно также существовали экономические причины того, почему местные жители утверждали, что комплекс не представлял ценности: земля, на которой стоят пирамиды, была предназначена для запланированного расширения верхней части города. Было ясно, что археология и экономика не идут рука об руку. Хейердал убедил норвежского судовладельца Фреда Олсена - чья компания управляет паромными сообщениями между островами - купить участок, очистить развалины от столетних наслоений и построить музей. Теперь это "Пирамиды Гуймара", этнографический парк; парк открылся в апреле 1998 года и ежегодно привлекает более ста тысяч посетителей.
Во время испанского завоевания острова местное население именовалось Гуанчи. Название произошло от местного слова "Гуанчине" или "Ачине", что означает "человек из Тенерифе" ("гуан" - "человек", а "Чине" - родное название Тенерифе). Они мигрировали на острова где-то между 1000 и 100 гг. до н.э. - датировка показывает, как немного известно о том, откуда они происходили и как прибыли сюда.
Для многих культура пирамид остается специфической культурой, как если бы группа людей путешествовала по всему миру со списком в руках и убеждала местное население строить пирамиды. С XIX столетия возведение пирамид, будь то в Древнем Египте или Центральной Америке, часто принималось за нечто инородное, вне местных культур, и, следовательно, требовалось иноземное вмешательство, тайные общества, связанные с Атлантидой.
Но если мы отбросим идеи, что гуанчи "не могли построить такие структуры", и посмотрим, что они могли, у нас может возникнуть самое легкий, самое логичный и верный ответ на вопрос: кто построил пирамиды Тенерифе.
Известно, что гуанчи использовали пещеру Чакона под одной из пирамид. Раскопки проводились в 1997-1998 годах командой американских и местных археологов. Они обнаружили, что восьмиметровой длины пещера содержит останки времен гуанчей: кости коз и рыбы, фрагменты глиняной посуды, украшений из бисера. Результаты радиоуглеродного анализа из Бета Лаборатории в Майами позволили заключить, что пещера датируется периодом между 680 и 1020 годами нашей эры - перед прибытием испанцев на остров. Конечно, возможно, что деятельность в пещере не имеет никакого отношения к пирамиде на вершине, но Бритва Оккама предполагает иначе. Известно, что пещера проходит еще глубже, но пока никаких исследований не проводилось.
Во-вторых, поблизости от Гуймара находилась, до испанского завоевания, резиденция одного из девяти "менсеев" (царей) Тенерифе, практически столица. Если существует "шаблон пирамиды", который можно применить к пирамидам повсюду в мире, то это тесное взаимодействие пирамид и царской власти.
В-третьих, испанская запись Фрая Хуана де Абре Галиндо в 1632 году сохранила следующий обычай гуанчей: "Они имели обыкновение складывать много камней в пирамидальную кучу, которую они строили так высоко, как позволяли им свободные камни; в те дни все они собирались вокруг той кучи камней, танцевали, пели и боролись с религиозным рвением". Проводились, короче говоря, тенерифские "Олимпийские" игры, где спортивные состязания служили знаком религиозных обрядов, и которые, как в Греции, так и до некоторой степени "спортивные действия" праздника Хеб Сед в Древнем Египте, происходили в священных районах.
Спортивные фестивали вероятно относились к периоду сбора урожая, а расположение комплекса в Гуймаре ясно указывает на его постоянное использование.
Откуда пришли гуанчи? Многие полагают (основываясь на общих чертах в керамике и языке), что они - берберы, и прибыли с соседнего африканского континента, из Ливии. Единственное средство сообщения с Канарскими островами была лодка, даже при том, что гуанчи во время испанского завоевания острова, как было сказано, не имели мореходных познаний. Также, некоторые академики одобрили возможность перешейка, который, возможно, существовал когда-то в прошлом, но позже эта версия не получила подтверждений. Сегодня известно, что только на лодках могли гуанчи приплыть на острова, и поэтому ясно, что в течение долгого времени они потеряли свои мореходные навыки.
Большая часть культуры гуанчей очевидно сосредоточена на погребении. Пещеры на острове (многие из них теперь огорожены) использовались для захоронений. Некоторых покойников гуанчи мумифицировали. Процесс мумификации состоял из первоначального обмывания тела, затем жидкость из расплавленного животного сала, вереска, скальной пыли, сосновой коры и трав вливалась через рот внутрь тела. На пятнадцать дней тело оставляли сохнуть на солнце, потом его оборачивали в кожи и хоронили в пещере. Вместе с мумиями погребалось и их имущество, особенно их пинтадера, уникальная деревянная печать, которую носили на кожаном ожерелье, и считали, что она окажется полезной в загробной жизни.
Но все-таки откуда возникли гуанчи? В четвертой книге "Мельпомена" греческий историк Геродот сообщает, что финикийские исследователи совершили путешествие вокруг Африки приблизительно в 600 г. до н.э., от имени египетского фараона Некау (Нехо). Считается, что финикийцы знали об островах еще раньше, между 1100 и 800 гг. до н.э. Интересно, что известный медицинский анатом Эллиот Грэфтон Смит сообщил относительно открытия мумии гуанчи, что она была подвергнута типично египетским процедурам мумификации, которые он идентифицировал как относящиеся ко времени 26-й династии, эпохе, когда финикийцы плавали вокруг Африки. Могло случиться так, что финикийцы и египтяне принесли методы мумификации на острова? Или даже обосновавшись там, несколько столетий спустя они уже стали народом гуанчей? Известно, что гуанчи во время своего прибытия на острова должны были обладать мореходной культурой, а финикийцы определенно подходят под это требование.
Гуанчи были интересной культурой. Бывшие прежде всего охотниками-собирателями, они однако одомашнили коз и овец и носили тамарко, большие козлиные шкуры, закрепленные рыбными костями и шипами. Хотя у них была знать, считалось, что этот статус не достигался через рождение, а в результате личных качеств или деяний. Каждое племя делилось на три класса: цари, знать и остальная часть населения, состоящая главным образом из крестьян, ремесленников и пастухов. Знатным людям даровалось право носить длинные волосы, очевидно так же как и право или возможность мумифицирования тела после смерти. Некоторые пещерные системы, кажется, были определенно зарезервированы для знати, хотя предполагается, что гуанчи также жили в пещерах.
Интересный факт для тех, кто ищет связь гуанчей с потерянной цивилизацией Атлантиды, - остров был разделен на десять царств. Названия этих царств (менекейятос) сохранились в современных названиях мест: Анага, Тегуесте, Такоронте, Таоро, Икод, Адедже, Абона и Гуймар. Область вокруг вулканического пика Эль-Тейде в центре острова состояла из общих пастбищ. От центра радиально расходились и девять царств, подобно описанию Атлантиды.
Немного известно о религии гуанчей. Известно, что они поклонялись вулканической горе Тейде, что возвышается на 3718 метров и доминирует над островом - если видна. Она часто окружена облаками; влажные, туманные сосновые леса даже использовались как фон для некоторых сцен "Звездных войн".
Они поклонялись единому богу Ачаману (или Абораку, или Акорану), кому приносились жертвы животных и возлияния, и чьим физическим проявлением было солнце. Это, конечно, связано с археологическим свидетельством в Гуймаре, где найдены останки коз, и где важные солнечные отметки были включены в структуру комплекса.
Противником Ачамана был Гуайота, дьявол, который жил в аду Эчейде, внутри кратера горы Тейде, и был наказан за свои злодеяния вулканическими извержениями.
Эта мифология подчеркивает, что, кем бы ни были гуанчи, их мифология содержит компоненты, присущие очень многим цивилизациям во всем мире, и которые ведут свое происхождение с самого рассвета человечества.
Для 99% людей пирамиды Тенерифе тождественны Гуймару, при том, что в самом комплексе, как показывают некоторые фотографии, существуют и другие пирамиды, так же как и на другом канарском острове Ла-Пальма. Британский эмигрант Стив Эндрюс написал мне, что обнаружил пирамиды на западной стороне острова и отослал меня ко многим статьям, которые он написал для одной из местных англоязычных газет "Тенерифе Ньюс".
Комплексы пирамид, которые являлись частью его открытия, входят в три группы: одна в Сан-Маркосе, части Икод де лос Винос, где, как было известно, существовала одна пирамида Ла-Суерте. Район был важен для гуанчей; Икод - одно из крупнейших поселений на Тенерифе до прибытия европейцев на остров. Шестисотлетнее драконовое дерево (все еще туристическая достопримечательность) отмечало место, где собирались местные цари гуанчей. "Drago Milenario" - 17 метров высотой и диаметром в шесть метров. Разновидность "Dracaena Drago", этот вид известен со времен динозавров. У дерева любопытная форма, подобная связке отдельных стволов, сцепляющихся вместе прежде, чем разойтись отдельно, создавая отличительную грибную форму drago. Смола дерева при контакте с воздухом краснеет как кровь, и возможно гуанчи поклонялись drago и, как известно, использовали его смолу для бальзамирования. Гуанчи также применяли красную смолу в заживляющих бальзамах. Также говорили, что дерево предсказывает будущее - цветущее дерево пророчило прекрасный урожай. Могло ли драконовое древо олицетворять всемирное мифическое явление: Мировое Дерево, корни которого спускались в Подземный мир, а ветви тянулись к Небесам? Тогда понятно, почему этот участок использовался в качестве сбора царей.
Поблизости, около залива Сан-Маркос, находятся пещеры, которые использовались гуанчами. Ниже - маленькая часовня, статуя часовни участвует в празднествах в честь Иоанна Крестителя, когда коз и других животных сгоняют в море, а сами статуи раньше ставились в лодки и отправлялись в открытое море. Праздник 24 июня конечно связан с летним солнцестоянием. Остались ли эти христианские традиции, весьма уникальные для островов, от местного языческого культа?
Если рассматривать этот вопрос отдельно, то ответ вероятнее всего мог быть "возможно" или скептическое "нет". Но около Гуймара найдены новые доказательства, которые предполагают, что ответ мог быть и "да". У Канделарии есть прибрежная пещера, связанная с переходом гуанчей к испанской религии. Легенда, рассказанная ранними испанскими поселенцами (хотя и не гуанчами) гласит, что за более чем столетие до прибытия испанцев гуанчи обнаружили статую Девы и Младенца, которую и поместили в пещере. Множество легенд утверждает, что статуя творила чудеса, сохраняя себя от разрушения гуанчами, и результате гуанчи стали поклоняться фигуре, назвав ее Чахирахи. Очевидно здесь местный царь позже приветствовал испанцев, но по легенде гуанчи уже были христианами как таковыми, поскольку они поклонялись статуе.
Некоторые полагают, что если история Чахирахи правдива, статуя вероятно осталась от носа разрушенного судна, потерпевшего крушение здесь в 1390-х годах. Существующая статуя, демонстрирующаяся в церкви Канделарии, датируется приблизительно 1830 годом, а что случилось с самой Чахирахи - неизвестно. Но еще до прибытия испанцев, как говорят европейцы с Фуэртевентуры, кто-то украл статую и заменил на другую. Оригинал (или его копия) был поврежден в пожаре в 1789 году, затем восстановлен или заменен. Ту статую смыло в море в 1826 году, ее заменили ныне существующей версией.
Независимо от того, что случилось со статуей в прошлом, здесь мы имеем прибрежное место (пещеру), связанное с христианской статуей. И хотя статую святого или бога по христианской традиции действительно помещали в лодку и отправляли в море, существуют также языческие примеры, например в Древнем Египте, предшествующие христианству.
Но вернемся к Икоду: самая известная и внушительная пирамида здесь - Ла-Суерте, поскольку она хорошо сохранилась. Остались острые углы по сторонам пирамиды, а одна из выступающих сторон предполагает, что возможно существовал вход в пещеру, как в комплексе Гуймар. Пирамида стоит не в одиночестве; с одной стороне есть пирамидальная структура, построенная напротив склона, от которой легко достичь вершины пирамиды. Отсюда видно море, а напротив восточного горизонта величественно возвышается Эль-Тейде. Поистине захватывающий вид.
Поблизости находится и другая пирамида, в худшем состоянии. Одной женщине из местных жителей эти сооружения были абсолютно неинтересны: всего лишь мусор, оставленный фермерами или садовниками при создании террас. Однако отсюда также видны море и Эль-Тейде, а отмечая, что на Тенерифе все пирамиды, кажется, входят в комплексы, эта структура более чем вероятно является настоящей пирамидой; хотя археологи не проявили к ней никакого интереса.
Поблизости, в направлении Пуэрто де ла Крус, лежит комплекс Санта-Барбара с несколькими частично разрушенными пирамидами и двумя хорошо сохранившимися. Одна пирамида разрушена из-за дороги, построенной прямо через нее. У наиболее сохранившейся пирамиды фактически пять сторон, это демонстрирует фотография в музее Гуймар. Между этими двумя пирамидами проходят две толстые стены. Сначала кажется, что это просто обычная террасная стена, но после более близкого осмотра возникает вопрос (который возник и у Эндрюса): могло ли тут быть нечто большее? Прежде всего, они примерно связывают две пирамиды, обе они расположены уступами, которые символизируют пирамиды Санта-Барбары и Сан-Маркос - террасы в Гуймаре немного более широкие. Они напоминают поля для игры в мяч, которые являются частью мексиканских комплексов пирамид, но была ли у гуанчей игра с мячом - ответить на этот вопрос невозможно. Конечно, у участков, окруженных стенами, могло быть несметное количество целей. Но мы знаем от ранних испанских записей, что некие спортивные состязания все же существовали, а также приносились в жертву животные. Таким образом у структуры, возможно, была цель, а может и не одна. Третий, очень маленький комплекс, состоящий главным образом из одной небольшой пирамиды и возможной платформы, можно найти в Санто-Доминго, между Икодом и Пуэрто де ла Крусом.
ндрюс заметил, что и Санта-Барбара, и комплексы Сан-Маркоса направлены к вулкану Эль-Тейде и к морю, элементам огня и воды. Гуймар "доминировал" над восточной частью острова (где всходило солнце), а два других комплекса - над западной, закатной частью. Эндрюс также хотел показать мне комплекс не пирамид, но скорее насыпей или кернов, около Гуя де Изора, на юго-западной стороне острова. Здесь только одна куча камней может считаться потенциальной пирамидой, но с участка вновь видны Эль-Тейде и море. Был ли это традиционный комплекс кернов (пирамид из камней), которые часто располагаются рядом с древними путями, или все-таки "комплекс пирамид", несмотря на крайне низкий уровень выполнения построек. Я отметил, что от Гуймара вулкан представлял собой отдельный холм очень близко к берегу. Есть что-то в расположении "выемки" в горах, через которую садится солнце, линии храмов на платформе одной из частей комплекса и вулкана Гуймара. То же самое относится к комплексу Санта-Барбара/Сан-Маркос, где Монтанья де Тако заняла подобное положение: конический холм рядом с морем. В Гуя де Изора тот же самый "шаблон": близость конического, отдельного холма около берега (Техина), и от частей комплекса видна гора Эль-Тейде.
Короче говоря, очевидно, что три участка соответствовали явной конструкции, исходя из этого можно сделать определенные предположения. Например, если и существовали другие комплексы где-нибудь на острове, то вероятное местоположение одного из них - юг острова, где находится конический холм Монтанья-Роя, около Эль-Медано (и аэропорта Тенерифе-Сур). Может было четыре комплекса, по одному для каждой стороны света? Или каждое царство имело такой комплекс, тогда на острове могло существовать девять подобных комплексов пирамид.
Другие пирамидные комплексы, как известно, находились около Пуэрто де ла Крус, еще одного царства гуанчей, но они были разрушены. Пирамида существовала в Пунта-Брава, к западу от Пуэрто де ла Крус, около берега. Еще сохранились фотографии этой структуры, но само строение разрушено (комплекс Гуймар - единственный комплекс, защищенный законом). Подобная судьба постигла пирамиду Ла-Оротава, не так далеко от Пуэрто де ла Крус. Здесь также расположен конический холм, и, что наиболее интересно, Эль-Тейде возвышается над окружающим плато, образуя прекрасную пирамиду. Действительно, со многих позиций на острове Тейде предстает центральным "конусом" (и пирамидой) острова. Возможно ли, что отсюда границы царств гуанчей спускались вниз, к коническим холмам на побережье?
Меньше известно о пирамидах на других Канарских островах, например на Ла-Пальма. Это пирамиды Дель-Баррио, Эль-Пасо, Эль-Гуинчо и Ла-Полвасера, у Бренья-Байя.
Однако комплексы пирамиды/платформ, которые "типичны" для Канарских островов, также найдены на другом вулканическом острове, Сицилии, в середине Средиземного моря, у южной оконечности Италии. В долине реки Алкантара, на северных склонах Этны, в области Катания, расположены по крайней мере десять пирамид, и у всех - одинаковая структура. В высоту пирамиды достигают десяти метров, а в ширину - двадцати-тридцати, и состоят из аккуратно положенных темных вулканических камней - точно так же как на Тенерифе.
На Сицилии историки утверждают, что эти пирамиды были простыми наблюдательными вышками, построенными между XVI и XIX столетиями. Говорят, что землевладельцы с верхушек башен смотрели, как работают их крестьяне внизу. Интересно зачем тогда нужно было ориентировать "пирамиды" по сторона света?
Эмилиано Бетенкур, Франсиско Де Люк и Франсиско Перера в книге "Канарские пирамиды долины Гуймар" подчеркивают, что тип пирамид на Канарских островах также присущ Сицилии (в области Катания) и Оуед Эль-Агиал (Ливия). Действительно, строения настолько похожи, что нужно привести доводы в пользу их общего происхождения.
Сицилия и Тенерифе - вулканические острова, и возможно жители обоих островов поклонялись своему вулкану. Но также должен был иметь место обмен идеями, или народы двух регионов имели общее происхождение. А для этого вновь необходима лодка. Замечу, что гуанчи, как полагают, были выходцами из Ливии (хотя также не нужно забывать и о финикийском происхождении), а Сицилия — перевалочный пункт на пути древних мореплавателей. Могло ли случиться так, что одна волна переселенцев пошла к Канарским островам, а другая - на Сицилию? Если бы мы могли спросить Тура Хейердала, он без сомнения немедленно согласился бы рассмотреть эту возможность. Консервативным археологам, чтобы прийти к этому выводу, вероятно потребуется несколько десятилетий.
Самый известный островной комплекс - шесть ступенчатых пирамид на острове Тенерифе. Они расположены в городе Гуймар, на восточном берегу, приблизительно в 40 километрах к югу от столицы Санта-Крус-де-Тенерифе. Пирамиды достигают максимальной высоты в двенадцать метров и являются частью большего комплекса, который включает платформы и стены, последние очевидно использовались для загонов для коз, которых приносили в жертву.
Вначале пирамиды были описаны семьей Бетенкура, о них сообщал Франсиско Падрон Эрнандес, а эти записи, в свою очередь привлекли внимание Тура Хейердала.
По сообщениям международных СМИ Отдел Археологии университета Ла-Лагуны провел начальные раскопки, а Астрофизический институт Канарских островов изучил возможные древние астрономические связи этих структур. Эти исследования показали, что пирамиды были выровнены по зимним и летним солнцестояниям, еще раз подчеркивая, что многие, если не все пирамиды, имеют астрономический контекст. Одна секция комплекса выстроена в линию с горами на западе: получился "двойной закат" - солнце исчезает позади гор Анага, появляется снова, и наконец заходит во второй раз в маленькой нише, которая, кажется, был специально вырезана в скалах с этой целью.
Если посмотреть на пирамиды в отдельности, то лестницы поднимаются от земли до вершины каждой пирамиды, которую венчает плоская платформа покрытая гравием. Все лестницы расположены на западной стороне, подразумевая церемониальную цель, потому что некто поднимающийся на вершину пирамиды утром в день солнцестояния "приветствовал" восходящее солнце - очень значимое действо. Спуск по лестнице ночью говорил бы "прощай" солнцу заходящему. Из-за местоположения комплекса солнце здесь поднимается из вод, делая всю картину еще более величественной.
Некоторые из этих профессоров основывают свои заключения на том, что во время начальных раскопок было показано, что пирамиды построены сверху слоев, по признакам относящихся к XVIII столетию. На самом деле на одной площади между двумя пирамидами археологи при раскопках остановились на уровне, который они датировали XVIII столетием, и который находился на глубине от 50 до 150 сантиметров. Из этого был сделан ошибочный вывод, что они докопались до основания и решили, что самый старый слой имел возраст в два столетия. Ничто не может быть дальше от истины.
Во время испанского завоевания острова местное население именовалось Гуанчи. Название произошло от местного слова "Гуанчине" или "Ачине", что означает "человек из Тенерифе" ("гуан" - "человек", а "Чине" - родное название Тенерифе). Они мигрировали на острова где-то между 1000 и 100 гг. до н.э. - датировка показывает, как немного известно о том, откуда они происходили и как прибыли сюда.
Для многих культура пирамид остается специфической культурой, как если бы группа людей путешествовала по всему миру со списком в руках и убеждала местное население строить пирамиды. С XIX столетия возведение пирамид, будь то в Древнем Египте или Центральной Америке, часто принималось за нечто инородное, вне местных культур, и, следовательно, требовалось иноземное вмешательство, тайные общества, связанные с Атлантидой.
Но если мы отбросим идеи, что гуанчи "не могли построить такие структуры", и посмотрим, что они могли, у нас может возникнуть самое легкий, самое логичный и верный ответ на вопрос: кто построил пирамиды Тенерифе.
Известно, что гуанчи использовали пещеру Чакона под одной из пирамид. Раскопки проводились в 1997-1998 годах командой американских и местных археологов. Они обнаружили, что восьмиметровой длины пещера содержит останки времен гуанчей: кости коз и рыбы, фрагменты глиняной посуды, украшений из бисера. Результаты радиоуглеродного анализа из Бета Лаборатории в Майами позволили заключить, что пещера датируется периодом между 680 и 1020 годами нашей эры - перед прибытием испанцев на остров. Конечно, возможно, что деятельность в пещере не имеет никакого отношения к пирамиде на вершине, но Бритва Оккама предполагает иначе. Известно, что пещера проходит еще глубже, но пока никаких исследований не проводилось.
Во-вторых, поблизости от Гуймара находилась, до испанского завоевания, резиденция одного из девяти "менсеев" (царей) Тенерифе, практически столица. Если существует "шаблон пирамиды", который можно применить к пирамидам повсюду в мире, то это тесное взаимодействие пирамид и царской власти.
Спортивные фестивали вероятно относились к периоду сбора урожая, а расположение комплекса в Гуймаре ясно указывает на его постоянное использование.
Откуда пришли гуанчи? Многие полагают (основываясь на общих чертах в керамике и языке), что они - берберы, и прибыли с соседнего африканского континента, из Ливии. Единственное средство сообщения с Канарскими островами была лодка, даже при том, что гуанчи во время испанского завоевания острова, как было сказано, не имели мореходных познаний. Также, некоторые академики одобрили возможность перешейка, который, возможно, существовал когда-то в прошлом, но позже эта версия не получила подтверждений. Сегодня известно, что только на лодках могли гуанчи приплыть на острова, и поэтому ясно, что в течение долгого времени они потеряли свои мореходные навыки.
Большая часть культуры гуанчей очевидно сосредоточена на погребении. Пещеры на острове (многие из них теперь огорожены) использовались для захоронений. Некоторых покойников гуанчи мумифицировали. Процесс мумификации состоял из первоначального обмывания тела, затем жидкость из расплавленного животного сала, вереска, скальной пыли, сосновой коры и трав вливалась через рот внутрь тела. На пятнадцать дней тело оставляли сохнуть на солнце, потом его оборачивали в кожи и хоронили в пещере. Вместе с мумиями погребалось и их имущество, особенно их пинтадера, уникальная деревянная печать, которую носили на кожаном ожерелье, и считали, что она окажется полезной в загробной жизни.
Но все-таки откуда возникли гуанчи? В четвертой книге "Мельпомена" греческий историк Геродот сообщает, что финикийские исследователи совершили путешествие вокруг Африки приблизительно в 600 г. до н.э., от имени египетского фараона Некау (Нехо). Считается, что финикийцы знали об островах еще раньше, между 1100 и 800 гг. до н.э. Интересно, что известный медицинский анатом Эллиот Грэфтон Смит сообщил относительно открытия мумии гуанчи, что она была подвергнута типично египетским процедурам мумификации, которые он идентифицировал как относящиеся ко времени 26-й династии, эпохе, когда финикийцы плавали вокруг Африки. Могло случиться так, что финикийцы и египтяне принесли методы мумификации на острова? Или даже обосновавшись там, несколько столетий спустя они уже стали народом гуанчей? Известно, что гуанчи во время своего прибытия на острова должны были обладать мореходной культурой, а финикийцы определенно подходят под это требование.
Гуанчи были интересной культурой. Бывшие прежде всего охотниками-собирателями, они однако одомашнили коз и овец и носили тамарко, большие козлиные шкуры, закрепленные рыбными костями и шипами. Хотя у них была знать, считалось, что этот статус не достигался через рождение, а в результате личных качеств или деяний. Каждое племя делилось на три класса: цари, знать и остальная часть населения, состоящая главным образом из крестьян, ремесленников и пастухов. Знатным людям даровалось право носить длинные волосы, очевидно так же как и право или возможность мумифицирования тела после смерти. Некоторые пещерные системы, кажется, были определенно зарезервированы для знати, хотя предполагается, что гуанчи также жили в пещерах.
Интересный факт для тех, кто ищет связь гуанчей с потерянной цивилизацией Атлантиды, - остров был разделен на десять царств. Названия этих царств (менекейятос) сохранились в современных названиях мест: Анага, Тегуесте, Такоронте, Таоро, Икод, Адедже, Абона и Гуймар. Область вокруг вулканического пика Эль-Тейде в центре острова состояла из общих пастбищ. От центра радиально расходились и девять царств, подобно описанию Атлантиды.
Немного известно о религии гуанчей. Известно, что они поклонялись вулканической горе Тейде, что возвышается на 3718 метров и доминирует над островом - если видна. Она часто окружена облаками; влажные, туманные сосновые леса даже использовались как фон для некоторых сцен "Звездных войн".
Они поклонялись единому богу Ачаману (или Абораку, или Акорану), кому приносились жертвы животных и возлияния, и чьим физическим проявлением было солнце. Это, конечно, связано с археологическим свидетельством в Гуймаре, где найдены останки коз, и где важные солнечные отметки были включены в структуру комплекса.
Противником Ачамана был Гуайота, дьявол, который жил в аду Эчейде, внутри кратера горы Тейде, и был наказан за свои злодеяния вулканическими извержениями.
Эта мифология подчеркивает, что, кем бы ни были гуанчи, их мифология содержит компоненты, присущие очень многим цивилизациям во всем мире, и которые ведут свое происхождение с самого рассвета человечества.
Для 99% людей пирамиды Тенерифе тождественны Гуймару, при том, что в самом комплексе, как показывают некоторые фотографии, существуют и другие пирамиды, так же как и на другом канарском острове Ла-Пальма. Британский эмигрант Стив Эндрюс написал мне, что обнаружил пирамиды на западной стороне острова и отослал меня ко многим статьям, которые он написал для одной из местных англоязычных газет "Тенерифе Ньюс".
Комплексы пирамид, которые являлись частью его открытия, входят в три группы: одна в Сан-Маркосе, части Икод де лос Винос, где, как было известно, существовала одна пирамида Ла-Суерте. Район был важен для гуанчей; Икод - одно из крупнейших поселений на Тенерифе до прибытия европейцев на остров. Шестисотлетнее драконовое дерево (все еще туристическая достопримечательность) отмечало место, где собирались местные цари гуанчей. "Drago Milenario" - 17 метров высотой и диаметром в шесть метров. Разновидность "Dracaena Drago", этот вид известен со времен динозавров. У дерева любопытная форма, подобная связке отдельных стволов, сцепляющихся вместе прежде, чем разойтись отдельно, создавая отличительную грибную форму drago. Смола дерева при контакте с воздухом краснеет как кровь, и возможно гуанчи поклонялись drago и, как известно, использовали его смолу для бальзамирования. Гуанчи также применяли красную смолу в заживляющих бальзамах. Также говорили, что дерево предсказывает будущее - цветущее дерево пророчило прекрасный урожай. Могло ли драконовое древо олицетворять всемирное мифическое явление: Мировое Дерево, корни которого спускались в Подземный мир, а ветви тянулись к Небесам? Тогда понятно, почему этот участок использовался в качестве сбора царей.
Поблизости, около залива Сан-Маркос, находятся пещеры, которые использовались гуанчами. Ниже - маленькая часовня, статуя часовни участвует в празднествах в честь Иоанна Крестителя, когда коз и других животных сгоняют в море, а сами статуи раньше ставились в лодки и отправлялись в открытое море. Праздник 24 июня конечно связан с летним солнцестоянием. Остались ли эти христианские традиции, весьма уникальные для островов, от местного языческого культа?
Если рассматривать этот вопрос отдельно, то ответ вероятнее всего мог быть "возможно" или скептическое "нет". Но около Гуймара найдены новые доказательства, которые предполагают, что ответ мог быть и "да". У Канделарии есть прибрежная пещера, связанная с переходом гуанчей к испанской религии. Легенда, рассказанная ранними испанскими поселенцами (хотя и не гуанчами) гласит, что за более чем столетие до прибытия испанцев гуанчи обнаружили статую Девы и Младенца, которую и поместили в пещере. Множество легенд утверждает, что статуя творила чудеса, сохраняя себя от разрушения гуанчами, и результате гуанчи стали поклоняться фигуре, назвав ее Чахирахи. Очевидно здесь местный царь позже приветствовал испанцев, но по легенде гуанчи уже были христианами как таковыми, поскольку они поклонялись статуе.
Некоторые полагают, что если история Чахирахи правдива, статуя вероятно осталась от носа разрушенного судна, потерпевшего крушение здесь в 1390-х годах. Существующая статуя, демонстрирующаяся в церкви Канделарии, датируется приблизительно 1830 годом, а что случилось с самой Чахирахи - неизвестно. Но еще до прибытия испанцев, как говорят европейцы с Фуэртевентуры, кто-то украл статую и заменил на другую. Оригинал (или его копия) был поврежден в пожаре в 1789 году, затем восстановлен или заменен. Ту статую смыло в море в 1826 году, ее заменили ныне существующей версией.
Независимо от того, что случилось со статуей в прошлом, здесь мы имеем прибрежное место (пещеру), связанное с христианской статуей. И хотя статую святого или бога по христианской традиции действительно помещали в лодку и отправляли в море, существуют также языческие примеры, например в Древнем Египте, предшествующие христианству.
Но вернемся к Икоду: самая известная и внушительная пирамида здесь - Ла-Суерте, поскольку она хорошо сохранилась. Остались острые углы по сторонам пирамиды, а одна из выступающих сторон предполагает, что возможно существовал вход в пещеру, как в комплексе Гуймар. Пирамида стоит не в одиночестве; с одной стороне есть пирамидальная структура, построенная напротив склона, от которой легко достичь вершины пирамиды. Отсюда видно море, а напротив восточного горизонта величественно возвышается Эль-Тейде. Поистине захватывающий вид.
Поблизости находится и другая пирамида, в худшем состоянии. Одной женщине из местных жителей эти сооружения были абсолютно неинтересны: всего лишь мусор, оставленный фермерами или садовниками при создании террас. Однако отсюда также видны море и Эль-Тейде, а отмечая, что на Тенерифе все пирамиды, кажется, входят в комплексы, эта структура более чем вероятно является настоящей пирамидой; хотя археологи не проявили к ней никакого интереса.
Поблизости, в направлении Пуэрто де ла Крус, лежит комплекс Санта-Барбара с несколькими частично разрушенными пирамидами и двумя хорошо сохранившимися. Одна пирамида разрушена из-за дороги, построенной прямо через нее. У наиболее сохранившейся пирамиды фактически пять сторон, это демонстрирует фотография в музее Гуймар. Между этими двумя пирамидами проходят две толстые стены. Сначала кажется, что это просто обычная террасная стена, но после более близкого осмотра возникает вопрос (который возник и у Эндрюса): могло ли тут быть нечто большее? Прежде всего, они примерно связывают две пирамиды, обе они расположены уступами, которые символизируют пирамиды Санта-Барбары и Сан-Маркос - террасы в Гуймаре немного более широкие. Они напоминают поля для игры в мяч, которые являются частью мексиканских комплексов пирамид, но была ли у гуанчей игра с мячом - ответить на этот вопрос невозможно. Конечно, у участков, окруженных стенами, могло быть несметное количество целей. Но мы знаем от ранних испанских записей, что некие спортивные состязания все же существовали, а также приносились в жертву животные. Таким образом у структуры, возможно, была цель, а может и не одна. Третий, очень маленький комплекс, состоящий главным образом из одной небольшой пирамиды и возможной платформы, можно найти в Санто-Доминго, между Икодом и Пуэрто де ла Крусом.
ндрюс заметил, что и Санта-Барбара, и комплексы Сан-Маркоса направлены к вулкану Эль-Тейде и к морю, элементам огня и воды. Гуймар "доминировал" над восточной частью острова (где всходило солнце), а два других комплекса - над западной, закатной частью. Эндрюс также хотел показать мне комплекс не пирамид, но скорее насыпей или кернов, около Гуя де Изора, на юго-западной стороне острова. Здесь только одна куча камней может считаться потенциальной пирамидой, но с участка вновь видны Эль-Тейде и море. Был ли это традиционный комплекс кернов (пирамид из камней), которые часто располагаются рядом с древними путями, или все-таки "комплекс пирамид", несмотря на крайне низкий уровень выполнения построек. Я отметил, что от Гуймара вулкан представлял собой отдельный холм очень близко к берегу. Есть что-то в расположении "выемки" в горах, через которую садится солнце, линии храмов на платформе одной из частей комплекса и вулкана Гуймара. То же самое относится к комплексу Санта-Барбара/Сан-Маркос, где Монтанья де Тако заняла подобное положение: конический холм рядом с морем. В Гуя де Изора тот же самый "шаблон": близость конического, отдельного холма около берега (Техина), и от частей комплекса видна гора Эль-Тейде.
Короче говоря, очевидно, что три участка соответствовали явной конструкции, исходя из этого можно сделать определенные предположения. Например, если и существовали другие комплексы где-нибудь на острове, то вероятное местоположение одного из них - юг острова, где находится конический холм Монтанья-Роя, около Эль-Медано (и аэропорта Тенерифе-Сур). Может было четыре комплекса, по одному для каждой стороны света? Или каждое царство имело такой комплекс, тогда на острове могло существовать девять подобных комплексов пирамид.
Другие пирамидные комплексы, как известно, находились около Пуэрто де ла Крус, еще одного царства гуанчей, но они были разрушены. Пирамида существовала в Пунта-Брава, к западу от Пуэрто де ла Крус, около берега. Еще сохранились фотографии этой структуры, но само строение разрушено (комплекс Гуймар - единственный комплекс, защищенный законом). Подобная судьба постигла пирамиду Ла-Оротава, не так далеко от Пуэрто де ла Крус. Здесь также расположен конический холм, и, что наиболее интересно, Эль-Тейде возвышается над окружающим плато, образуя прекрасную пирамиду. Действительно, со многих позиций на острове Тейде предстает центральным "конусом" (и пирамидой) острова. Возможно ли, что отсюда границы царств гуанчей спускались вниз, к коническим холмам на побережье?
Меньше известно о пирамидах на других Канарских островах, например на Ла-Пальма. Это пирамиды Дель-Баррио, Эль-Пасо, Эль-Гуинчо и Ла-Полвасера, у Бренья-Байя.
Однако комплексы пирамиды/платформ, которые "типичны" для Канарских островов, также найдены на другом вулканическом острове, Сицилии, в середине Средиземного моря, у южной оконечности Италии. В долине реки Алкантара, на северных склонах Этны, в области Катания, расположены по крайней мере десять пирамид, и у всех - одинаковая структура. В высоту пирамиды достигают десяти метров, а в ширину - двадцати-тридцати, и состоят из аккуратно положенных темных вулканических камней - точно так же как на Тенерифе.
На Сицилии историки утверждают, что эти пирамиды были простыми наблюдательными вышками, построенными между XVI и XIX столетиями. Говорят, что землевладельцы с верхушек башен смотрели, как работают их крестьяне внизу. Интересно зачем тогда нужно было ориентировать "пирамиды" по сторона света?
Эмилиано Бетенкур, Франсиско Де Люк и Франсиско Перера в книге "Канарские пирамиды долины Гуймар" подчеркивают, что тип пирамид на Канарских островах также присущ Сицилии (в области Катания) и Оуед Эль-Агиал (Ливия). Действительно, строения настолько похожи, что нужно привести доводы в пользу их общего происхождения.
Сицилия и Тенерифе - вулканические острова, и возможно жители обоих островов поклонялись своему вулкану. Но также должен был иметь место обмен идеями, или народы двух регионов имели общее происхождение. А для этого вновь необходима лодка. Замечу, что гуанчи, как полагают, были выходцами из Ливии (хотя также не нужно забывать и о финикийском происхождении), а Сицилия — перевалочный пункт на пути древних мореплавателей. Могло ли случиться так, что одна волна переселенцев пошла к Канарским островам, а другая - на Сицилию? Если бы мы могли спросить Тура Хейердала, он без сомнения немедленно согласился бы рассмотреть эту возможность. Консервативным археологам, чтобы прийти к этому выводу, вероятно потребуется несколько десятилетий.
[ Регистрация | Вход ]