Загадку «Юнкерса», который покоится на дне Черного моря, помогло разгадать письмо из Индии.
Украинским подводным археологам удалось разгадать загадку «самолета-призрака», который покоится на дне Черного моря под Одессой. Речь идет о военном транспортнике Юнкерс «Ю-52», который использовали «Люфтваффе» во время Второй мировой.
Фотограф-подводник Андрей Некрасов, рассказывает, что изначально дайверы «Лаборатории подводных технологий» искали сбитый советскими зенитчиками немецкий бомбардировщик.
Но когда в предполагаемом месте, где затонул «Юнкерс-88» на глубине около 23 метров, водолазы обнаружили самолет, оказалось, что это машина совсем другого типа: легендарный JU-52, который имел несколько неофициальных прозвищ — «Тетушка Ю» или «Железная Анни». Но никаких сведений о затонувшем «Ю-52» в архивах не значилось. «Получался прямо самолет призрак какой-то!» — говорит Некрасов.
ПИСЬМО В ПОМОЩЬ. Загадка разрешилась неожиданно. Недавно, рассказал нам Андрей, он получил письмо из Индии от некоего Суджоя Банерджи: «Это человек, который увлекается историей. Он прочитал мою статью на английском языке о нашей находке, порылся в своих архивах и опознал самолет. В этом ему помогла одна из наших находок — портупея с надписью Kroh». Обер-ефрейтор Карл Крох, как выяснилось позже, был одним из пассажиров погибшей «Тетушки Ю» и возвращался в Николаев из отпуска.
С полученными от индийца данными помог разобраться профессиональный летчик и историк Алекс Канфер из Швейцарии, который уже много лет занимается историей ВВС в годы Второй мировой войны. Оказалось, что покоящийся на дне моря «Юнкерс-52» вылетел 13 января 1942 года из румынского городка Джулешти, что к западу от Бухареста.
Затем приземлился на румынском аэродроме Таргшорул Ноу, чтобы забрать пассажиров, и взял курс на Николаев, где базировался немецкий авиаполк. Однако на место не прибыл, пропав со связи в районе Бессарабии.
Экипаж и его пилоты считались пропавшими без вести. Позже установили, что удалось спастись как минимум одному из членов экипажа — барону Акселю Фрайхерру фон Йена. Он был позже убит в 1944 году. Остальные, предполагает Некрасов, покинули самолет, но погибли вскоре из-за переохлаждения — температура воды в январе едва ли превышала 2 градуса.
ВЕРСИИ ГИБЕЛИ. По словам Некрасова, есть три версии гибели немецкого транспортника. Официальная — пилот сел на воду, спутав ее с аэродромом в Спартаковке. Маловероятная — его сбили советские пилоты. И третья, наиболее вероятная — «Железной Анни» пришлось аварийно садиться на воду из-за технической неполадки. Скорее всего — закоротившей проводки, поскольку остались следы пожара.
Исследование самолета продолжается, и не исключено, что в будущем его даже могут поднять со дна. Как для машины, которая провела 70 лет под водой, «Юнкерс» — в отличном состоянии, говорит Некрасов.
Украинским подводным археологам удалось разгадать загадку «самолета-призрака», который покоится на дне Черного моря под Одессой. Речь идет о военном транспортнике Юнкерс «Ю-52», который использовали «Люфтваффе» во время Второй мировой.
Фотограф-подводник Андрей Некрасов, рассказывает, что изначально дайверы «Лаборатории подводных технологий» искали сбитый советскими зенитчиками немецкий бомбардировщик.
Но когда в предполагаемом месте, где затонул «Юнкерс-88» на глубине около 23 метров, водолазы обнаружили самолет, оказалось, что это машина совсем другого типа: легендарный JU-52, который имел несколько неофициальных прозвищ — «Тетушка Ю» или «Железная Анни». Но никаких сведений о затонувшем «Ю-52» в архивах не значилось. «Получался прямо самолет призрак какой-то!» — говорит Некрасов.
ПИСЬМО В ПОМОЩЬ. Загадка разрешилась неожиданно. Недавно, рассказал нам Андрей, он получил письмо из Индии от некоего Суджоя Банерджи: «Это человек, который увлекается историей. Он прочитал мою статью на английском языке о нашей находке, порылся в своих архивах и опознал самолет. В этом ему помогла одна из наших находок — портупея с надписью Kroh». Обер-ефрейтор Карл Крох, как выяснилось позже, был одним из пассажиров погибшей «Тетушки Ю» и возвращался в Николаев из отпуска.
С полученными от индийца данными помог разобраться профессиональный летчик и историк Алекс Канфер из Швейцарии, который уже много лет занимается историей ВВС в годы Второй мировой войны. Оказалось, что покоящийся на дне моря «Юнкерс-52» вылетел 13 января 1942 года из румынского городка Джулешти, что к западу от Бухареста.
Затем приземлился на румынском аэродроме Таргшорул Ноу, чтобы забрать пассажиров, и взял курс на Николаев, где базировался немецкий авиаполк. Однако на место не прибыл, пропав со связи в районе Бессарабии.
Экипаж и его пилоты считались пропавшими без вести. Позже установили, что удалось спастись как минимум одному из членов экипажа — барону Акселю Фрайхерру фон Йена. Он был позже убит в 1944 году. Остальные, предполагает Некрасов, покинули самолет, но погибли вскоре из-за переохлаждения — температура воды в январе едва ли превышала 2 градуса.
ВЕРСИИ ГИБЕЛИ. По словам Некрасова, есть три версии гибели немецкого транспортника. Официальная — пилот сел на воду, спутав ее с аэродромом в Спартаковке. Маловероятная — его сбили советские пилоты. И третья, наиболее вероятная — «Железной Анни» пришлось аварийно садиться на воду из-за технической неполадки. Скорее всего — закоротившей проводки, поскольку остались следы пожара.
Исследование самолета продолжается, и не исключено, что в будущем его даже могут поднять со дна. Как для машины, которая провела 70 лет под водой, «Юнкерс» — в отличном состоянии, говорит Некрасов.
[ Регистрация | Вход ]