Специалисты НАСА продолжают работу над проектом Density Supersonic Decelerator («Сверхзвуковой замедлитель низкой плотности»), в котором для смягчения посадки на поверхность Марса применят аэродинамический тормоз в виде сферы. Это решение впервые в космической отрасли применила компания Armadillo Aerospace.
Но кроме воздушного шара, по всей видимости, понадобятся и другие решения.
Путь на Марс долгий и сложный: на средний полет одной автоматической межпланетной станции уходит примерно полгода, причем просто добраться до него – это уже проблема. Еще сложнее будет приземлиться на его поверхность. Это один из важнейших моментов для запланированной марсоходной миссии НАСА: чем больший размер будет у марсохода и спускаемого аппарата, тем сложнее будет вовремя затормозить.
В течение первых четырех (из шести) минут после начала торможения аппарат теряет большую часть своей скорости, но даже тогда она выше 1600 км/ч. А до приземления остается всего около ста секунд. В это время должен открыться парашют, который снизит скорость до 320 км/ч, но после его срабатывания до контакта с поверхностью остается всего сто метров. Как поступить дальше?
В НАСА испытывают три варианта: подушки безопасности, которые смягчат удар о поверхность, использование двигателей для приземления, как советская «Луна-24», и комбинацию тросов безопасности и ракетной тяги для снижения скорости спуска аппарата.
Однако любой из этих вариантов не позволяет приземлить что-то настолько большое, что могло бы нести людей и системы их жизнеобеспечения. Но в SpaceX обещают закончить разработку подобных систем к 2016 году.
Кроме того, технически парашюты, которые применялись для «Феникса», одной из последних миссий к Марсу, — это копия парашютов «Викингов», разработанных еще в 1970-е годы. По словам Марка Адлера, главы проекта Density Supersonic Decelerator, современная космическая отрасль уже переросла возможности этих моделей, и в настоящее время требуются парашюты, которые смогут спустить большее количество полезного груза.
Основная идея проекта – амбициозная технология, которую недавно неудачно испытали в Armadillo Aerospace – компании Джона Кармака, для того чтобы затормаживать собственную ракету.
Специалисты НАСА разрабатывают три замедлителя для своего спускаемого аппарата: два огромных надувных шара-парашюта (6 и 7 метров диаметром), причем они надуются по периметру аппарата, а не висят на тросах сверху, как у ракеты Кармака, а также парашют, с куполом в 33 метра. Первые два устройства замедлят спускаемый модуль с М3.5 до М2. Затем в дело вступит 33-метровый парашют, который снизит скорость до 280 км/ч. Каждое из трех устройств станет самым большим из всех, когда-либо создаваемых для высадок на Марсе.
Обычно подобные системы проходят испытания в аэродинамических трубах. Но в этом случае придется использовать ракетные салазки, так как аэродинамической трубы нужного диаметра попросту не существует. К слову, на конец 2012 года запланированы испытания защитного чехла для двигателей мягкой посадки.
А кульминацией испытательных работ станет подъем всей командно-агрегатной капсулы на высоту в 36 километров для симуляции разреженной атмосферы Марса с последующим сбросом с использованием ракетного ускорения до скорости М4. Ориентировочная дата испытаний – 2014 год.
В целом, новые замедляющие системы позволят, как минимум вдвое увеличить максимальную массу спускаемых модулей.
Но кроме воздушного шара, по всей видимости, понадобятся и другие решения.
Путь на Марс долгий и сложный: на средний полет одной автоматической межпланетной станции уходит примерно полгода, причем просто добраться до него – это уже проблема. Еще сложнее будет приземлиться на его поверхность. Это один из важнейших моментов для запланированной марсоходной миссии НАСА: чем больший размер будет у марсохода и спускаемого аппарата, тем сложнее будет вовремя затормозить.
В течение первых четырех (из шести) минут после начала торможения аппарат теряет большую часть своей скорости, но даже тогда она выше 1600 км/ч. А до приземления остается всего около ста секунд. В это время должен открыться парашют, который снизит скорость до 320 км/ч, но после его срабатывания до контакта с поверхностью остается всего сто метров. Как поступить дальше?
В НАСА испытывают три варианта: подушки безопасности, которые смягчат удар о поверхность, использование двигателей для приземления, как советская «Луна-24», и комбинацию тросов безопасности и ракетной тяги для снижения скорости спуска аппарата.
Однако любой из этих вариантов не позволяет приземлить что-то настолько большое, что могло бы нести людей и системы их жизнеобеспечения. Но в SpaceX обещают закончить разработку подобных систем к 2016 году.
Кроме того, технически парашюты, которые применялись для «Феникса», одной из последних миссий к Марсу, — это копия парашютов «Викингов», разработанных еще в 1970-е годы. По словам Марка Адлера, главы проекта Density Supersonic Decelerator, современная космическая отрасль уже переросла возможности этих моделей, и в настоящее время требуются парашюты, которые смогут спустить большее количество полезного груза.
Основная идея проекта – амбициозная технология, которую недавно неудачно испытали в Armadillo Aerospace – компании Джона Кармака, для того чтобы затормаживать собственную ракету.
Специалисты НАСА разрабатывают три замедлителя для своего спускаемого аппарата: два огромных надувных шара-парашюта (6 и 7 метров диаметром), причем они надуются по периметру аппарата, а не висят на тросах сверху, как у ракеты Кармака, а также парашют, с куполом в 33 метра. Первые два устройства замедлят спускаемый модуль с М3.5 до М2. Затем в дело вступит 33-метровый парашют, который снизит скорость до 280 км/ч. Каждое из трех устройств станет самым большим из всех, когда-либо создаваемых для высадок на Марсе.
Обычно подобные системы проходят испытания в аэродинамических трубах. Но в этом случае придется использовать ракетные салазки, так как аэродинамической трубы нужного диаметра попросту не существует. К слову, на конец 2012 года запланированы испытания защитного чехла для двигателей мягкой посадки.
А кульминацией испытательных работ станет подъем всей командно-агрегатной капсулы на высоту в 36 километров для симуляции разреженной атмосферы Марса с последующим сбросом с использованием ракетного ускорения до скорости М4. Ориентировочная дата испытаний – 2014 год.
В целом, новые замедляющие системы позволят, как минимум вдвое увеличить максимальную массу спускаемых модулей.
[ Регистрация | Вход ]