Миф о мощи армии США давно поставлен под сомнение


Величие американцев, раздутое в их сознании, базируется по крайней мере на пяти определениях:
- первое – они самые демократичные.
- второе – они самые богатые.
- третье – они самые сильные.
- четвёртое – они самые набожные.
- пятое – все происходящее в мире совершается по воле и под контролем великой страны.
Гудзон у них ассоциируется с Тибром. Белый дом с Капитолием. Значит, они последователи Рима. А раз они современное воплощение Рима, то у США есть друзья и есть враги. И как обязательный атрибут – свои великие мифы. Миф – это всего лишь сказание, персонажами которого являются всевозможные боги, духи, люди, герои. В переносном смысле миф – это ложное утверждение о чем-либо.
Время рождения регулярных Вооружённых сил США
Одним из таких мифов стал миф о том, что в Соединенных Штатах Америки действительно существует мощная и самое главное – боеспособная армия (сухопутные войска), которая соответствует статусу великой державы. Собственно говоря, в этом нет ничего удивительного, поскольку история Америки и ее армии покоится на мифах с самого начала ее возникновения.
Само появление США и их армии покрыто густым туманом мифов. Так, например, независимым государством Соединенные Штаты стали не 4 июля 1776-го, а лишь 10 лет спустя. В 1776 году начался мятеж, затем партизанская война части североамериканских колоний против британских властей. А избранный непонятно кем президентом США бывший полковник британской армии Джордж Вашингтон скитался по прериям, скрываясь от крупных частей британских войск.
В конце концов, британцы победили бы разрозненные группы мятежных колонистов, но в 1783 году войну с Англией начала Франция. Французский флот доставил в Северную Америку значительные силы своей армии, которые нанесли существенный урон британцам.
И только тогда на политической карте мира появились США.
После объявления английских колоний независимым государством король Англии обратился к Екатерине II с просьбой прислать солдат, чтобы подавить восстание.
Но Екатерина II ответила: «…Недостойно двум великим державам соединиться своими силами, чтобы раздавить народ, лишенный каких-либо союзников, в его справедливой борьбе за независимость».
Правда, если верить Валентину Пикулю, то событиям предшествовал дипломатический скандал двух дворов. В результате этого Екатерина II объявила так называемый вооруженный нейтралитет, и эскадре военных русских кораблей было приказано препятствовать переброске военных грузов и войск из Англии в колонии. Действиями французских армии и флота английские войска в Северной Америке были разгромлены и капитулировали.
Рождение регулярной армии США необходимо связывать с Гражданской войной 1861–1865 годов. Потери в этой войне с обеих сторон (включая и местное население) – без малого миллион человек. Она оказалась такой кровавой (население США в то время составляло около 30 млн. человек), потому что генералы и офицеры северян и южан имели очень смутные представления не только о тактике, но и о военных действиях вообще.
От войны с Испанией до Второй мировой
В 1898 году начинается война США с Испанией, целью которой являлся захват последних испанских колоний: Кубы и Пуэрто-Рико в Карибском море и Филиппинских островов в Тихом океане. Армия США показала себя в этой войне как нельзя хуже. На Филиппинских островах американские войска практически не встретили сопротивления разгромленной филиппинскими повстанцами испанской армии. Но на Кубе, несмотря на помощь повстанцев, американцы не смогли сломить сопротивление испанских войск и, оказавшись в чрезвычайно трудном положении от недостатка снабжения и тропических болезней, уже собирались капитулировать, но испанское командование опередило своих американских коллег и предложило им свою капитуляцию раньше, чем они ему.
Тем не менее тогда, как и сейчас, газеты США своему населению о таких досадных подробностях ничего не сообщали, а били в победные литавры. Вот как описывал эту присущую американцам самовлюбленность русский консул в Нью-Йорке В.А.Теплов в своем донесении от 4 июня 1898 года:
«Несмотря на очень умеренные успехи, достигнутые американским флотом со времени победы в Маниле, обычное самомнение американцев, поднятое этой победой на небывалую высоту, продолжает держаться на уровне, отнюдь не соответствующем достигнутым результатам.
Легкий триумф совершенно вскружил головы здешним политикам. Ни выяснившаяся неподготовленность вооруженных сил, ни недостаточность предметов вооружения и снаряжения войск, ни медленный ход военных операций – ничто не в состоянии утолить все более и более разыгрывающиеся аппетиты, направленные на поглощение новых территорий».
Руководствуясь прощальным посланием Джорджа Вашингтона, в котором он предостерег соотечественников от опасности партийных склок и от постоянных союзов, тесных контактов с любой частью зарубежного мира, США не вмешивались в дела Европы, предпочитая решать свои внутренние проблемы и ближайшего окружения. Но вот грянули Первая мировая война и последующая Гражданская в России. Необходимо отметить, что участие в этих войнах, особенно если они попадали в клуб победителей, сулило немалые экономические выгоды.
В силу своей чрезмерной практичности и хитрости американцы вступили в Первую мировую войну спустя три года после начала и за год до окончания, летом 1917-го, когда ее исход был окончательно ясен и победитель, к которому можно было примкнуть, уже определился. Реально же армия США стала прибывать в Европу с весны 1918-го, за полгода до окончания войны, численность войск составляла миллион человек и они были совершенно небоеспособны. Отсутствовали современная артиллерия и стрелковое оружие.

Поэтому французам и англичанам, прежде чем пустить американцев в бой, пришлось их вооружать и обучать. Франция предоставила свою артиллерию, пулеметы, Англия дала стрелковое оружие и обмундирование. Вот поэтому со времен Первой мировой войны и до настоящего времени у американцев сохранились французские калибры полевой артиллерии: 105 и 155 мм.
Наконец, после полугода перевооружения и обучения, в августе 1918-го (за три месяца до окончания Первой мировой войны) американские войска вступили в бой. Результаты для них оказались ужасающими.
За два с половиной месяца в августе – начале ноября 1918 года американцы потеряли 200 тысяч убитыми. С учетом раненых (около 600 тысяч) американская армия, первоначально посланная в Европу, практически прекратила свое существование.
И эти чудовищные потери Америка понесла в последние три месяца Первой мировой войны, когда наиболее боеспособные и обученные солдаты и офицеры германской армии за предшествующие четыре года либо были убиты, либо в результате ранений и отравления газами покинули военную службу.
С началом Второй мировой войны правительство США, следуя линии Джорджа Вашингтона, придерживалось нейтралитета (или лучше сказать – невмешательства в события), но внезапный удар японской авиации по Перл-Харбору 7 декабря 1941 года привел к тому, что вооруженные силы США вошли в состав антигитлеровской коалиции и приступили к ведению военных действий. Правда, эти действия носили довольно странный характер. Прямого участия в боях сухопутных сил не было, оказывалась (большое спасибо им за это) военно-техническая помощь СССР.
Наличие атомной бомбы и ее применение по мирным городам – Хиросиме и Нагасаки позволили США занять лидирующее положение на мировой арене после окончания Второй мировой войны. Нация уверовала в мощь Америки и ее вооруженных сил. Лозунг «Мы можем противостоять всем» опять стал актуален.
Конец американским иллюзиям о своей военной мощи положила война в Корее в 1950–1953 годах, а потом и во Вьетнаме, где американцы потерпели унизительное поражение и вынуждены были эвакуировать свой воинский контингент.
Нация впала в уныние. Миф о непобедимости и мощи армии США был поставлен под сомнение и причем значительно. Я не буду рассматривать последующие операции американцев, так как они носят локальный и местный характер (Панама, Гренада). Эти операции, а они закончились успешно, разогрели аппетит. Вот что было на шоу, посвященном победе в Панаме, на телевидении в 1990 году: «Мы окончательно преодолели вьетнамский синдром», – радостно орали американцы.
Высокие потери в Ираке
Следствием этого «преодоления» стала война США с Ираком 17 января – 1 марта 1991-го. Итоги ее для Америки были весьма плачевны. Потеряв за 6 дней наземных боев 24 февраля – 1 марта около 10 тысяч солдат убитыми (данные от Константина Колонтаева, историка и журналиста, от 2 мая 2009 года) и 60 танков, они только при поддержке средств массовой информации всего Запада и тогдашнего горбачевского СССР сумели убедить мир в своей победе над Ираком. Хотя, конечно, никакой победы не было, поскольку основные цели, поставленные перед этой войной, не достигнуты: не получилось окружить и уничтожить иракские сухопутные войска в Кувейте и Южном Ираке и, как следствие этого, не удалось свергнуть режим Саддама Хусейна и поставить у власти своих либеральных марионеток.
Выводом, который сделала американская правящая элита из очередного свидетельства неспособности своих войск вести войну с серьезным противником, стало желание этого противника подкупить, чтобы он сдался и позволил в очередной раз продемонстрировать американскую военную мощь. Именно такой сценарий и был применен в первой фазе второй войны США с Ираком – в период с 19 марта по 9 апреля 2003 года.
Дело было в том, что сам иракский режим оказался не столь тоталитарным, как это выглядело внешне. Вклады в зарубежных банках, целый комплекс других связей с Западом и вызвали у правящей элиты Ирака готовность капитулировать. А иракские генералы только исполняли приказы политического руководства по ведению опереточной войны, во время которой сопротивление армии Ирака и иностранных добровольцев служило аргументом в торге о более благоприятных условиях капитуляции. Фигура же великого и ужасного Саддама Хусейна выполняла роль козла отпущения.

Несмотря на поражение политической элиты Ирака и связанного с ней генералитета, сам иракский народ, значительная часть армии и спецслужб перед американцами капитулировать не собирались. Цели войны достигнуты не были. Страна разрушена, режим свергнут. Территория занята и оккупирована. Но результатом войны стало массовое повстанческое движение против оккупантов.
Вот каким увидел оккупированный американцами Ирак один из российских журналистов: «Над городом днем и ночью пролетают вертолеты оккупационной армии. Улицы патрулирует бронетехника. В центре города пешие патрули. Типичный американский военнослужащий выглядит так: лет 25, много негров, неестественно большой процент солдат в очках. Формально страной управляет глава оккупационного режима Пол Бремер. Реально страна не управляется никем. Полицейские поддерживают видимость порядка и делают вид, что кого-то ловят. Но безопасность населения не обеспечивают. Местные коммерсанты нанимают вооруженных автоматами охранников, чтобы те охраняли их лавки и магазины. Американцы сформировали службу платных стукачей. Идут ночные аресты. Стучат не только на подпольщиков, но и на конкурентов по бизнесу. Американцы в нюансы вникают слабо – хватают всех в концентрационный лагерь».
Если в мае-июне 2003 года в Ираке ежедневно совершалось 20 нападений на американцев, то к концу лета их количество выросло до 100, а к концу осени – более 200 в сутки.
Ну и, наконец, размеры потерь США в Ираке. По заслуживающим доверия данным, с момента начала войны и до августа 2003 года в вооруженные силы Америки были призваны 185 тысяч резервистов.
Поскольку летом 2003-го американское командование не собиралось наращивать численность своих войск в Ираке, это означает, что призыв резервистов осуществлялся в том количестве, которое было необходимо, чтобы компенсировать потери в убитых, раненых и вышедших из строя по другим причинам. То есть все виды американских потерь в Ираке с 19 марта по 31 августа 2003 года составили 185 тысяч человек. Исходя из устойчивого соотношения (данные проверены эмпирическим путем) один убитый на три раненых и учитывая небоевые потери за счет вышедших из строя по различным причинам (болезнь, дезертиры), получаем, что с 19 марта по 31 августа 2003 года американцы потеряли в Ираке не менее 30 тысяч убитыми.
Главная причина высоких потерь – это, мягко говоря, крайне низкие профессиональные качества военнослужащих – от солдат до генералов. Что касается американских солдат, то весьма выразительным показателем их непрофессионализма является неумение действовать на поле боя, использовать укрытия. Инженерное оборудование местности для американских солдат – это тайна за семью замками.

Свидетельство данному факту я увидел на одном из снимков. Фото датируется июлем-августом 2003 года, называется «Американский блокпост вблизи Багдада». Тех, кто привык к виду российских блокпостов в Чечне, сооруженных из фундаментных бетонных блоков и напоминающих миниатюрные средневековые замки, ошеломит вид того, что американцы называют своими блокпостами в Ираке. На фотографии в журнале видна прямоугольная яма размером пять-шесть метров с земляным валом по краям высотой и шириной 50–60 сантиметров. Общая глубина ямы вместе с валом составляет 1 метр 20 сантиметров.
Такое странное сооружение может защитить только от ружейно-пулеметного огня мелкого и среднего калибра. Но уже от огня крупнокалиберного пулемета его защита очень сомнительна. А вот от столь любимых повстанцами минометных обстрелов подобный блокпост никак не обезопасит. Пара или даже одна 82-мм мина, попавшая в центр его, уничтожит весь блокпост.
Офицерская кузница
Так почему же американские вооруженные силы стали самым большим мифом XX века? Прежде всего, причина в том человеческом материале, из которого формировалась североамериканская нация, а значит, и ее вооруженные силы.
Североамериканская нация – это нация англосаксов в их заокеанском продолжении. Главным культом ее является так называемый культ джентльмена и связанная с эти культом подсознательная неприязнь к профессионализму. Об этой англосаксонской неприязни к профессионализму и любви к джентльменскому дилетантизму (любительству) в различных отраслях деятельности довольно подробно писал Всеволод Овчинников в своей книге «Корни дуба».
Вообще-то это качество присуще всей западной цивилизации, которая, по словам Н.Я.Данилевского, «видит в себе все, а вне себя ничего и знать не желает». Но у англосаксов это особенно выражено.

Вторая причина – подготовка и состояние офицерского корпуса. С точки зрения военного профессионала и выпускника русской (советской) военной школы, система подготовки офицеров в США убогая и ограниченная. 75% офицеров американских вооруженных сил по характеру своей подготовки не являются кадровыми офицерами. Это выпускники гражданских университетов, институтов, колледжей, которые во время своей основной учебы дополнительно получали образование на так называемых курсах войсковой подготовки офицеров резерва. По нашей терминологии – военные кафедры.
Такие курсы действуют в 1200 американских высших учебных заведениях. Программа обучения в них насчитывает 480 часов в течение 4-х лет, в том числе 180 часов первые два года обучения и 300 часов в последующие два года. После завершения всего курса шестинедельные (полуторамесячные) лагерные сборы.
Курсы подготовки офицеров резерва соответствуют урокам начальной военной подготовки средней школы, которые были у нас. Положение еще более усугубляется для американской армии качеством подготовленности людей, поступающих на курсы офицеров резерва, а затем из них в войска. Дело в том, что стоимость обучения в американских высших учебных заведениях очень высокая и для студентов существуют только три способа не платить за него:
- либо сразу начать показывать высокие результаты в учебе;
- либо заняться спортом;
- либо поступить на курсы офицеров резерва, тогда обучение студента будет оплачивать государство. Взамен после окончания вуза он обязан три года отслужить офицером в вооруженных силах.
Таким образом, американский офицерский корпус на 75% комплектуется из ограниченных неспортивных выходцев из бедных семей. То есть основой офицерства является интеллигенция, имеющая финансовые, медицинские или другие проблемы.
Теперь о том, как обстоит дело с кадровым меньшинством американского офицерства. Для сухопутных войск кадровых офицеров готовят военное училище в Вест-Пойнте (штат Нью-Йорк) и офицерская кандидатская школа в Форт-Беннинге (штат Джорджия).
Офицерская кандидатская школа играет сравнительно небольшую роль в подготовке кадровых офицеров. Она выпускает ежегодно 500 человек, которых готовит из числа пожелавших стать офицерами солдат, сержантов, ворент-офицеров (прапорщиков).

Срок обучения – 14 недель (3 месяца). После этого их направляют в офицерские школы родов войск, где они проходят обучение по специальности от 9 до 18 недель (2–4 месяца).
В Российской империи и Советском Союзе школы подобного рода действовали только в годы Первой и Второй мировых войн (курсы прапорщиков и младших лейтенантов), когда из-за больших потерь необходимо было готовить офицеров для фронта ускоренными темпами. Но при этом в царской России в школах прапорщиков срок обучения был четыре месяца, а на курсах младших лейтенантов в СССР – шесть месяцев.
Теперь о единственной в США кузнице кадрового офицерства сухопутных сил – военном училище (академии) в Вэст-Пойнте. Внешне там все выглядит очень солидно. Поступить в него можно, только имея рекомендацию кого-либо из сенаторов, конгрессменов, вице-президента и президента США. Обучение – четыре года. Общая стоимость на человека за это время – около 250 тысяч долларов, то есть 62,5 тысячи долларов в год, что даже несколько превышает среднюю плату в элитарных американских университетах. Ежегодный выпуск – 1000 человек.

Но оказывается, выпускник училища, проучившись 4 года, так и не получает полноценного военного образования и соответствующей специальности. В учебной программе училища не предусмотрена специальная подготовка офицеров для конкретного рода войск. Во время обучения в училище курсанты лишь определяются в вопросе, офицерами какого рода войск они хотят быть. Поэтому после училища они направляются для получения воинской специальности в школы родов войск продолжительностью обучения от 4 до 8 недель. То есть 4 года будущие кадровые офицеры американской армии занимаются по тематике хорошей средней школы и затем за 1-2 месяца получают воинскую специальность.
Обучение по годам в Вэст-Пойнте предусматривает следующее:
- первый год – английский язык, иностранный язык, химия, физика, математика, философия, политология, современная история;
- второй год – отечественная литература, иностранный язык, химия, математика, компьютеры, физика, география, экономика, современная история;
- третий год – инженерная подготовка, конституционное право, военное право, международные отношения, военная история и факультативы по выбору;
- четвертый год – военная история, английский язык, военное управление и факультативы по ним.
Во время второго года обучения курсанты проходят курс специальной подготовки в одном из учебных центров родов войск сухопутных войск. На третьем году они отрабатывают свои командирские навыки в качестве командиров отделений курсантов первого года обучения, а также в центрах подготовки рекрутов и сержантских школах. Также в ходе второго года они учатся по специальностям в учебных центрах родов войск.
После окончания третьего года обучения половина курсантов проходит подготовку в качестве командиров взводов с курсантами первого и второго года учебы, а другая половина – командирами взводов в частях сухопутных войск. Во время четвертого года обучения курсанты стажируются в роли командиров подразделений и частей от взвода до бригады включительно, а также в роли штабных офицеров.
Курс теоретической подготовки идет в течение всего периода обучения – по две недели после рождественских каникул ежегодно. Он состоит в приобретении знаний по всем вопросам, связанным с будущей профессией – «Офицер сухопутных войск». В эти же две недели курсанты третьего и четвертого годов занимаются теоретической подготовкой с курсантами первого и второго годов обучения.
Вообще-то специальность «Офицер сухопутных войск» звучит очень абстрактно. В нормальных странах такой специальности нет. Есть офицеры – командиры стрелковых, танковых, артиллерийских и т.д. подразделений и частей. Вот оттого, что в Вэст-Пойнте выпускают офицеров такой абстрактной специальности, американские солдаты в Ираке роют блокпосты в виде братских могил, встречают минометные обстрелы в брезентовых палатках, а танки и БТР в ночное время патрулируют улицы иракских городов, становясь легкой и желанной добычей для гранатометчиков и подрывников.

Ну а как дела с дальнейшей подготовкой и повышением уровня военного образования? В нормальных странах для этого существуют военные академии родов войск и Академия Генерального штаба со сроком обучения два-три года. (До недавнего времени так было и в России.) А в США – система курсов усовершенствования командного состава под названием «Военные колледжи» со сроком обучения 10 месяцев.
Вот почему в армии США возник термин «дружественный огонь». Перевод на русский обозначает – «огонь по своим». Поэтому свадьба в Афганистане расстреливается как банда мятежников, и нет ядерного оружия в Ираке. Есть миф и этот миф о всесокрушающей мощи армии (сухопутных сил) США.
Читатель скажет: ну и что, что из этого следует?
Из этого следует следующее: армия США является мощной огневой и ударной машиной. Она в состоянии разрушить целые районы. Да что там районы – страны. Но при грамотной и хорошо организованной обороне ее потенциал снижается пропорционально сопротивлению.
Армия (сухопутные войска) США – это хорошо оснащенная, но слабо подготовленная военная сила. При этом необходимо учитывать, что личный состав ее очень болезненно реагирует на потери. Мощным огневым (массированным) ударам американской армии необходимо противопоставлять маневренные действия и хорошо организованный огонь, результатами которых должны быть ощутимые безвозвратные потери.
И последнее. Операции армии США в Ираке и Афганистане показали, что личный состав ее страдает такими же комплексами, как и всякий нормальный человек. Желание жить, уязвимость от инфекций, мука от боли. А значит, американскую армию можно победить!

Рейтинг:
0.0 / 0
Просмотры:
11459
Категории материала:
Политика
Источник:
http://vpk-news.ru/

Комментарии к материалу (0)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]