Шаман способен как исцелять болезни, так и наводить на людей порчу. Во многих культурах бытует поверье, что магическая субстанция, которой владеет шаман, не только укрепляет сопротивляемость человека болезням, но может служить и смертоносным оружием против врагов.
Лечить болезни и насылать их – два аспекта ремесла шамана, которые лишь на первый взгляд исключают друг друга. У маори (Новая Зеландия) посвящаемый в шаманы должен был подтвердить свои способности показательным умерщвлением на расстоянии, которое одновременно считалось гарантией его собственной жизни. Среди маори царило поверье, что шаман рискует сойти с ума или смертельно заболеть, если убийство на расстоянии ему не удалось. Подобные представления отмечены и у сибирских народов. При этом члены рода начинающего шамана подлежали магическому жертвоприношению духам болезней, чтобы обеспечить жизнь своему сородичу.
Одна из наиболее известных форм губительной магии – колдовство с помощью кости австралийских аборигенов. Если кто-то в племени нарушает табу, совет старейшин приговаривает его к смерти. Ее магическим способом должен вызвать шаман. Для этого он использует маленькую «смертоносную кость», нгатхунги. Он нагревает ее, концентрируется на образе приговоренного и, распаляя в себе бурные эмоции и всплеск энергии, желает ему гибели. Всю ночь напролет шаман удерживает перед глазами образ жертвы. Ранним утром он повторяет тот же ритуал непосредственно рядом с еще спящим приговоренным. Обычно человек, околдованный таким образом, в течение ближайших недель заболевает и умирает.
В 1968 году немецкий этнолог Экхардт Брокхауз стал свидетелем обряда насылания смерти на семейном празднике в Дагомее (ныне Бенин). Знахарь-шаман начертил на полу хижины круг и бросил в него курицу. Склонившись над жертвенным животным, он принялся бормотать заклинания. Курица становилась все более апатичной, пока наконец не упала замертво. Шаман, как предположил Брокхауз, предварительно дал птице яд с расчетом, что она издохнет как раз во время церемонии. Этнолог хотел знать это наверняка. Он пошел в ученики к шаману, что вообще-то чужакам не дозволяется. Но Брокхауз к тому времени уже тесно сдружился с шаманом и пользовался его особой благосклонностью. Спустя месяцы этнолог был посвящен в тайны высшей магии, выучился волшебным заклинаниям, применению фетишей и отправлению ритуалов. И вот настало время показать себя. Ученик с Запада попробовал осуществить ритуальное умерщвление курицы. Он предпринял все меры, чтобы исключить мошенничество, и применил полученные знания на практике. Ему потребовалось больше времени, чем учителю, но в конце концов курица была успешно околдована и загадочным образом околела посреди магического круга.
Лечить болезни и насылать их – два аспекта ремесла шамана, которые лишь на первый взгляд исключают друг друга. У маори (Новая Зеландия) посвящаемый в шаманы должен был подтвердить свои способности показательным умерщвлением на расстоянии, которое одновременно считалось гарантией его собственной жизни. Среди маори царило поверье, что шаман рискует сойти с ума или смертельно заболеть, если убийство на расстоянии ему не удалось. Подобные представления отмечены и у сибирских народов. При этом члены рода начинающего шамана подлежали магическому жертвоприношению духам болезней, чтобы обеспечить жизнь своему сородичу.
Одна из наиболее известных форм губительной магии – колдовство с помощью кости австралийских аборигенов. Если кто-то в племени нарушает табу, совет старейшин приговаривает его к смерти. Ее магическим способом должен вызвать шаман. Для этого он использует маленькую «смертоносную кость», нгатхунги. Он нагревает ее, концентрируется на образе приговоренного и, распаляя в себе бурные эмоции и всплеск энергии, желает ему гибели. Всю ночь напролет шаман удерживает перед глазами образ жертвы. Ранним утром он повторяет тот же ритуал непосредственно рядом с еще спящим приговоренным. Обычно человек, околдованный таким образом, в течение ближайших недель заболевает и умирает.
В 1968 году немецкий этнолог Экхардт Брокхауз стал свидетелем обряда насылания смерти на семейном празднике в Дагомее (ныне Бенин). Знахарь-шаман начертил на полу хижины круг и бросил в него курицу. Склонившись над жертвенным животным, он принялся бормотать заклинания. Курица становилась все более апатичной, пока наконец не упала замертво. Шаман, как предположил Брокхауз, предварительно дал птице яд с расчетом, что она издохнет как раз во время церемонии. Этнолог хотел знать это наверняка. Он пошел в ученики к шаману, что вообще-то чужакам не дозволяется. Но Брокхауз к тому времени уже тесно сдружился с шаманом и пользовался его особой благосклонностью. Спустя месяцы этнолог был посвящен в тайны высшей магии, выучился волшебным заклинаниям, применению фетишей и отправлению ритуалов. И вот настало время показать себя. Ученик с Запада попробовал осуществить ритуальное умерщвление курицы. Он предпринял все меры, чтобы исключить мошенничество, и применил полученные знания на практике. Ему потребовалось больше времени, чем учителю, но в конце концов курица была успешно околдована и загадочным образом околела посреди магического круга.
[ Регистрация | Вход ]