Истина скрыта завесой тайны, любое истолкование символов и загадок не открывает последнюю истину, а лишь отодвигает тайну на другой уровень. Герметизм с его символическим языком постоянно порождает в человеческой культуре новые интерпретации, расширяя их значения. Не смотря на вытеснение учения в оккультную сферу, оно и сейчас продолжает оказывать на нее существенное влияние.
Как синтетическое учение поздней античности, герметическое учение приписывают к магии. Но магия - она разная. К бытовой, первобытной магии относят: гадания, колдовство, шаманизм, спиритизм и т.д. Во время таких ритуалов магу приходится входить в транс. Вход в них может быть естественным или искусственным. Естественно, люди понимали, что состояние это не совсем нормальное. Но, несмотря ни что, в древности оно было очень почитаемо религиозными служителями, известнейшими философами и обычными людьми, хотя они и осуждали этот дар прилюдно. Важную роль играет цель такой магии. Направлена ли она на помощь, на защиту, или во зло, или просто для удовлетворения любопытства и заглядывания в будущее. Традиционно это не приветствуется, но это есть путь. Он не для всех, он может быть возможным и приемлем для развития способностей отдельной личности.
Герметизм несет в себе другую магию, связанную с древними тайнами Запада и Востока. Его расцвет приходится на 2 - 4 вв. н.э. С укреплением позиций христианства герметизм, наряду с остальными эллинистическими традициями, постепенно пришел в упадок, не успев сложиться в организованную систему. Как пишут исследователи: «Быстро развивающиеся христианство в первые века поглотило неразвившийся герметизм, и дав ему при этом второе дыхание».
Непонятое знание древности христианство ввело в статус своей веры и догматов: «Знание идет за верой, а не наоборот»! Христианство, как важнейшая часть человеческой культуры, ввело древнее знание в свою основу и религиозно-философскую разработку.
Про символизм четырех Евангелий, шестиконечного и восьмиконечного крестов надо писать отдельно, необходимо более развернутое изложение. Пока же для примера можно остановиться на сути происходящего в православном храме во время воскресной Литургии. Все таинства в христианстве связаны с таинством причастия. Литургия - одно из главных богослужений, во время которого, совершается таинство причастия (евхаристия).
С точки зрения современного человека это - магический ритуал.
Что же лежит в его основе, что можно увидеть за царскими вратами?
На специальном столе/жертвеннике совершается священнодействие над просфорами/хлебами - приготовление св. Даров. Сверху Дары овеваются и накрываются покровами, верхний покров называется «воздух». Ритуал сопровождается чтением молитв и каждением. Далее после освящения Даров следует причащение священнослужителей и верующих в храме.
Что можно за этим ритуалом увидеть?
Во время чтения молитв, можно предположить, происходит наполнение пространства определенной информацией и наполнение хлебов/(вина) этой информацией (из воздуха?). Далее идет главная часть богослужения - приобщение верующих к этой информации через причащение.
При таком отстраненном изложении в ритуале можно заметить влияние идей герметизма: через ритуал - молитва/слово/информация - поддерживается связь между Высшими и Низшими мирами.
Если внимательно вчитаться в ветхозаветные строки « Господь создал человека по образу и подобию своему», то можно обнаружить в них также магическую составляющую, формулирующую краткую идею творения Создателя в духе древнего эзотерического знания.
Как известно, герметизм стал основой не только для философских и религиозных доктрин. Его учение взяли за основу своей деятельности и алхимики. Алхимик–маг стал со-творцом, опирающимся на идею природы. В период Возрождения было воспето могущество человека, использующего законы природы. Развитие алхимии исторически привело к развитию естествознания и науки. Развитие самой алхимии закончилось в 18в созданием нового направления нетрадиционной медицины - гомеопатии. Принципы гомеопатии – известны, но с точки зрения современной парадигмы науки – она необъяснима. Гомеопатическое «ничто» работает на уровне тонких тел, работает, как практическая медицина.
В ИТОГЕ:
1. Герметизм в истории европейской цивилизации выступает как плодотворное явление, как в областях естественно-научной, духовной, так и в культурном отношении. И его потенциал не исчерпан.
2. Неоднозначность герметизма связана, как с языком символов, так и с общими представлениями людей о мире.
При этом согласно апофетике (вид критики) у Френсиса Бэкона людей могут подстерегать такие ловушки, как:
- ошибки, связанные со специфическими особенностями восприятия и мышления, свойственными всем людям вообще, всему человеческому роду;
- ошибки, связанные с психологическими особенностями определенных людских групп, со спецификой сословного или профессионального менталитета (Маркс о классовом характере мировоззрения);
- ошибки, проистекающие от несовершенства языка, в частности, от многозначности смысла слов; (сейчас часто размывается значение слова "алхимия")
- ошибки, порождаемые следованию авторитетам и доверию к общепринятым мнениям.
3. Сталкиваясь с тайными символами каждая личность окунается в свой индивидуальный мир и одновременно начинает его творить, создавая и уясняя эзотерическое учение. Это личное пространство творящего, оно обусловлено индивидуальной культурой, опытом жизни и т.д....
Окажется ли мой опыт, описанный в рамках моих представлений, реальностью объективной, общезначимой для других людей, не знаю.
4. Как совместить между собой признание разных видений и мироощущений с признанием действительности, с признанием единства жизни на земле, с возможностью установления объективной истины?
Как синтетическое учение поздней античности, герметическое учение приписывают к магии. Но магия - она разная. К бытовой, первобытной магии относят: гадания, колдовство, шаманизм, спиритизм и т.д. Во время таких ритуалов магу приходится входить в транс. Вход в них может быть естественным или искусственным. Естественно, люди понимали, что состояние это не совсем нормальное. Но, несмотря ни что, в древности оно было очень почитаемо религиозными служителями, известнейшими философами и обычными людьми, хотя они и осуждали этот дар прилюдно. Важную роль играет цель такой магии. Направлена ли она на помощь, на защиту, или во зло, или просто для удовлетворения любопытства и заглядывания в будущее. Традиционно это не приветствуется, но это есть путь. Он не для всех, он может быть возможным и приемлем для развития способностей отдельной личности.
Герметизм несет в себе другую магию, связанную с древними тайнами Запада и Востока. Его расцвет приходится на 2 - 4 вв. н.э. С укреплением позиций христианства герметизм, наряду с остальными эллинистическими традициями, постепенно пришел в упадок, не успев сложиться в организованную систему. Как пишут исследователи: «Быстро развивающиеся христианство в первые века поглотило неразвившийся герметизм, и дав ему при этом второе дыхание».
Непонятое знание древности христианство ввело в статус своей веры и догматов: «Знание идет за верой, а не наоборот»! Христианство, как важнейшая часть человеческой культуры, ввело древнее знание в свою основу и религиозно-философскую разработку.
Про символизм четырех Евангелий, шестиконечного и восьмиконечного крестов надо писать отдельно, необходимо более развернутое изложение. Пока же для примера можно остановиться на сути происходящего в православном храме во время воскресной Литургии. Все таинства в христианстве связаны с таинством причастия. Литургия - одно из главных богослужений, во время которого, совершается таинство причастия (евхаристия).
С точки зрения современного человека это - магический ритуал.
Что же лежит в его основе, что можно увидеть за царскими вратами?
На специальном столе/жертвеннике совершается священнодействие над просфорами/хлебами - приготовление св. Даров. Сверху Дары овеваются и накрываются покровами, верхний покров называется «воздух». Ритуал сопровождается чтением молитв и каждением. Далее после освящения Даров следует причащение священнослужителей и верующих в храме.
Что можно за этим ритуалом увидеть?
Во время чтения молитв, можно предположить, происходит наполнение пространства определенной информацией и наполнение хлебов/(вина) этой информацией (из воздуха?). Далее идет главная часть богослужения - приобщение верующих к этой информации через причащение.
При таком отстраненном изложении в ритуале можно заметить влияние идей герметизма: через ритуал - молитва/слово/информация - поддерживается связь между Высшими и Низшими мирами.
Если внимательно вчитаться в ветхозаветные строки « Господь создал человека по образу и подобию своему», то можно обнаружить в них также магическую составляющую, формулирующую краткую идею творения Создателя в духе древнего эзотерического знания.
Как известно, герметизм стал основой не только для философских и религиозных доктрин. Его учение взяли за основу своей деятельности и алхимики. Алхимик–маг стал со-творцом, опирающимся на идею природы. В период Возрождения было воспето могущество человека, использующего законы природы. Развитие алхимии исторически привело к развитию естествознания и науки. Развитие самой алхимии закончилось в 18в созданием нового направления нетрадиционной медицины - гомеопатии. Принципы гомеопатии – известны, но с точки зрения современной парадигмы науки – она необъяснима. Гомеопатическое «ничто» работает на уровне тонких тел, работает, как практическая медицина.
В ИТОГЕ:
1. Герметизм в истории европейской цивилизации выступает как плодотворное явление, как в областях естественно-научной, духовной, так и в культурном отношении. И его потенциал не исчерпан.
2. Неоднозначность герметизма связана, как с языком символов, так и с общими представлениями людей о мире.
При этом согласно апофетике (вид критики) у Френсиса Бэкона людей могут подстерегать такие ловушки, как:
- ошибки, связанные со специфическими особенностями восприятия и мышления, свойственными всем людям вообще, всему человеческому роду;
- ошибки, связанные с психологическими особенностями определенных людских групп, со спецификой сословного или профессионального менталитета (Маркс о классовом характере мировоззрения);
- ошибки, проистекающие от несовершенства языка, в частности, от многозначности смысла слов; (сейчас часто размывается значение слова "алхимия")
- ошибки, порождаемые следованию авторитетам и доверию к общепринятым мнениям.
3. Сталкиваясь с тайными символами каждая личность окунается в свой индивидуальный мир и одновременно начинает его творить, создавая и уясняя эзотерическое учение. Это личное пространство творящего, оно обусловлено индивидуальной культурой, опытом жизни и т.д....
Окажется ли мой опыт, описанный в рамках моих представлений, реальностью объективной, общезначимой для других людей, не знаю.
4. Как совместить между собой признание разных видений и мироощущений с признанием действительности, с признанием единства жизни на земле, с возможностью установления объективной истины?
[ Регистрация | Вход ]