В центре Голанского плато, приблизительно в 16 километрах восточнее северной оконечности озера Кинерет находится единственный в Израиле мегалитический комплекс, не имеющий аналогов в мире.
Арабские жители называли его Руджум Эль-Гири (Холм Дикой Кошки), а на иврите он получил название Гильгаль Рефаим. Распространенный перевод Гильгаль Рефаим на русский – Колесо Духов — не совсем точен. Слово «рефаим» имеет на иврите два значения: это духи, привидения, но также древний народ гигантов, упоминаемый ТАНАХом как коренное население Голанских высот. Именно в этом, втором значении слово употреблено в названии мегалита: Колесо Рефаимов. Впрочем, чаще всего употребляется как раз арабское название.
Руджум Эль-Гири представляет собой искусственный каменный курган, вокруг которого 60 тонн базальтовых глыб выложены тремя концентрическими кругами. Археологи датируют это сооружение третьим тысячелетием до нашей эры.
По словам израильского исследователя Йони Мизрахи, для постройки такого сооружения требовался ежедневный труд 600 рабочих в течение шести лет. С какой целью было затрачено такое колоссальное количество энергии и труда? Однозначных ответов нет, а вот различных версий и домыслов хватает. Археология выдвигает три возможные объяснения:
Монументальное захоронение
В 1990 году в центральном кургане был обнаружен склеп, полный драгоценных украшений. Казалось, загадка разгадана! Но, как выяснилось позднее, склеп примерно на тысячу лет моложе самого мегалита. Кроме того, теория захоронения не объясняет ни размеров сооружения, ни его формы.
Астрономическая обсерватория
Самая напрашивающаяся параллель с Руджумом — это пресловутый Стоунхендж. О функциях самого известного в мире мегалита известно не больше, чем о Руджуме Эль-Гири, но наиболее популярная на сегодняшний день теория связывает его с обсерваторией друидов, так что это объяснение лежало на поверхности.
Исследователи обнаружили, что во время летнего солнцестояния лучи солнца должны были проходить между двумя вертикальными камнями в восточной стороне Руджума. Однако попытки обнаружить такое же место, где бы проходили солнечные лучи в день зимнего солнцестояния, успехом не увенчались.
Культовое сооружение
Классическая отмазка археологов, когда не хочется признаваться, что объяснения нет. Доказывать ничего не нужно. Кто скажет, что это сооружение не использовалось в культовых целях – пусть первый бросит в меня камень. Самое интересное, впрочем, что такое объяснение чаще всего бывает правильным.
В целом нужно сказать, что археология с ее функциональными объяснениями слишком одномерна и вряд ли сможет когда-нибудь дать исчерпывающее объяснение существованию мегалитов. Английский исследователь Поль Деверо, в течение многих лет изучающий мегалиты Западной Англии, Ирландии и Бретани, применяет комплексный метод: привлекая, помимо археологии, астрономию, геометрию, этнографию, биоэнергетику, он пытается понять мегалитический объект в широком контексте местности, в которой тот расположен. Стоит, наверное, рассматривать Руджум Эль-Гири в комплексе с окружающими его дольменами. Следует проверить его ориентацию не только по солнцу, но и, например, по горе Хермон, и даже по горе Тавор (Фавор) – обе вершины находятся в пределах видимости, и обеим с глубокой древности приписывается сакральное значение.
Свято место пусто не бывает, и когда археология не дает однозначных ответов, пышным цветом расцветают различные альтернативные теории, среди которых есть как абсолютно дикие, типа посадочной площадки для НЛО или могилы Голиафа, так и довольно серьезные и интересные.
Так, например, было замечено, что Руджум напоминает по форме мандалу.
Напомним, что мандала — это сакральный символ, используемый в восточных (индийских) религиозных практиках. При всем бесконечном разнообразии форм, мандалу можно определить как концентрические фигуры, группируемые вокруг центра. На символическом уровне мандала представляет визуальное выражение борьбы за достижение порядка, стремление к воссоединение с первоначальным центром. В свете этой символики можно рассматривать недавно обнаруженный факт, что Руджум Эль-Гири представляет собой лабиринт, ведущий к центру.
Согласно Юнгу, мандала — это архетипический символ человеческого совершенства. С его лёгкой руки она используется в современной психотерапии как средство для полноты постижения собственного «я».
Мирча Элиаде рассматривал мандалу как Imago Mundi — Образ Мира. Он же утверждал, что мегалиты связаны с восприятием священного пространства как Центра Мира — особого места, позволяющего наладить связь с Небом. В связи с этим уместно вспомнить священный для индусов город Бенарес — место, откуда, по их верованиям, появилась Вселенная, и куда она вернется в конце времен. А также более нам близкий нам пример — восприятие иудаизмом Земли Израиля как центра мира. В центре Израиля находится Иерусалим, в центре Иерусалима — гора Сион, в центре горы Сион — Храм. Центром самого Храма являлся Камень Основания, он же Пуп Земли. Если мы попробуем изобразить это графически, в виде концентрических кругов, расходящихся от центра, то получим … мандалу.
Автор — гид, историк, член редколлегии онлайн-журнала "ИсраГео"
Арабские жители называли его Руджум Эль-Гири (Холм Дикой Кошки), а на иврите он получил название Гильгаль Рефаим. Распространенный перевод Гильгаль Рефаим на русский – Колесо Духов — не совсем точен. Слово «рефаим» имеет на иврите два значения: это духи, привидения, но также древний народ гигантов, упоминаемый ТАНАХом как коренное население Голанских высот. Именно в этом, втором значении слово употреблено в названии мегалита: Колесо Рефаимов. Впрочем, чаще всего употребляется как раз арабское название.
Руджум Эль-Гири представляет собой искусственный каменный курган, вокруг которого 60 тонн базальтовых глыб выложены тремя концентрическими кругами. Археологи датируют это сооружение третьим тысячелетием до нашей эры.
По словам израильского исследователя Йони Мизрахи, для постройки такого сооружения требовался ежедневный труд 600 рабочих в течение шести лет. С какой целью было затрачено такое колоссальное количество энергии и труда? Однозначных ответов нет, а вот различных версий и домыслов хватает. Археология выдвигает три возможные объяснения:
Монументальное захоронение
В 1990 году в центральном кургане был обнаружен склеп, полный драгоценных украшений. Казалось, загадка разгадана! Но, как выяснилось позднее, склеп примерно на тысячу лет моложе самого мегалита. Кроме того, теория захоронения не объясняет ни размеров сооружения, ни его формы.
Астрономическая обсерватория
Самая напрашивающаяся параллель с Руджумом — это пресловутый Стоунхендж. О функциях самого известного в мире мегалита известно не больше, чем о Руджуме Эль-Гири, но наиболее популярная на сегодняшний день теория связывает его с обсерваторией друидов, так что это объяснение лежало на поверхности.
Исследователи обнаружили, что во время летнего солнцестояния лучи солнца должны были проходить между двумя вертикальными камнями в восточной стороне Руджума. Однако попытки обнаружить такое же место, где бы проходили солнечные лучи в день зимнего солнцестояния, успехом не увенчались.
Культовое сооружение
Классическая отмазка археологов, когда не хочется признаваться, что объяснения нет. Доказывать ничего не нужно. Кто скажет, что это сооружение не использовалось в культовых целях – пусть первый бросит в меня камень. Самое интересное, впрочем, что такое объяснение чаще всего бывает правильным.
В целом нужно сказать, что археология с ее функциональными объяснениями слишком одномерна и вряд ли сможет когда-нибудь дать исчерпывающее объяснение существованию мегалитов. Английский исследователь Поль Деверо, в течение многих лет изучающий мегалиты Западной Англии, Ирландии и Бретани, применяет комплексный метод: привлекая, помимо археологии, астрономию, геометрию, этнографию, биоэнергетику, он пытается понять мегалитический объект в широком контексте местности, в которой тот расположен. Стоит, наверное, рассматривать Руджум Эль-Гири в комплексе с окружающими его дольменами. Следует проверить его ориентацию не только по солнцу, но и, например, по горе Хермон, и даже по горе Тавор (Фавор) – обе вершины находятся в пределах видимости, и обеим с глубокой древности приписывается сакральное значение.
Свято место пусто не бывает, и когда археология не дает однозначных ответов, пышным цветом расцветают различные альтернативные теории, среди которых есть как абсолютно дикие, типа посадочной площадки для НЛО или могилы Голиафа, так и довольно серьезные и интересные.
Так, например, было замечено, что Руджум напоминает по форме мандалу.
Напомним, что мандала — это сакральный символ, используемый в восточных (индийских) религиозных практиках. При всем бесконечном разнообразии форм, мандалу можно определить как концентрические фигуры, группируемые вокруг центра. На символическом уровне мандала представляет визуальное выражение борьбы за достижение порядка, стремление к воссоединение с первоначальным центром. В свете этой символики можно рассматривать недавно обнаруженный факт, что Руджум Эль-Гири представляет собой лабиринт, ведущий к центру.
Согласно Юнгу, мандала — это архетипический символ человеческого совершенства. С его лёгкой руки она используется в современной психотерапии как средство для полноты постижения собственного «я».
Мирча Элиаде рассматривал мандалу как Imago Mundi — Образ Мира. Он же утверждал, что мегалиты связаны с восприятием священного пространства как Центра Мира — особого места, позволяющего наладить связь с Небом. В связи с этим уместно вспомнить священный для индусов город Бенарес — место, откуда, по их верованиям, появилась Вселенная, и куда она вернется в конце времен. А также более нам близкий нам пример — восприятие иудаизмом Земли Израиля как центра мира. В центре Израиля находится Иерусалим, в центре Иерусалима — гора Сион, в центре горы Сион — Храм. Центром самого Храма являлся Камень Основания, он же Пуп Земли. Если мы попробуем изобразить это графически, в виде концентрических кругов, расходящихся от центра, то получим … мандалу.
Автор — гид, историк, член редколлегии онлайн-журнала "ИсраГео"
[ Регистрация | Вход ]