Игоша — в русских поверьях дух мертворожденного или умершего до крещения младенца, безрукий и безногий. Данные существа могут иметь плоть и нападать на младенцев, выпивая их кровь в качестве мести. В некоторых русских сказках и рассказах можно встретить упоминание об игоше.
Чтобы ребенок не превратился в игошу, а его дух упокоился, он обязательно должен получить имя, даже если был мертворожденным. Имя - сильнейшая магическая защитная печать. К тому же, захоронение проводят согласно всем религиозным канонам.
А.Н.Толстой "Русалочьи сказки", "Кикимора " (948: с.62)
Села кикимора на корягу, кормит игошей вольчьими ягодами. Младенцы едят, ничего, — не давятся.
Это фантастическое существо, соединяющее черты лешего и домового ; безрукий и безногий урод; мертворожденный младенец; дух умершего без крещения.
В.Даль под псевдонимом В.Луганскій "О повѣрьяхъ, суевѣріяхъ и предразсудкахъ русскаго народа" (1017: с.298)
Игоши — повѣрье, еще менѣе общее и притомъ весьма близкое къ кикиморамъ : уродецъ, безъ рук безъ ногъ, родился и умеръ некрещенымъ; онъ, подъ названіемъ игоши , проживаетъ то тутъ, то тамъ и проказитъ, какъ кикиморы и домовые , особенно, если кто не хочетъ признать его, невидимку, за домовика , не кладетъ ему за столомъ ложку и ломтя, не выкинетъ ему изъ окна шапки или рукавицъ и проч.
По поверьям, мертворожденные, как и скончавшиеся без крещения младенцы, продолжают невидимо жить (и даже расти) там, где они похоронены, или в своем доме (достаточно часто мертворожденных закапывали в подполье или близ избы). Такие умершие могут становиться духами дома.
Обычно они незримы и ночью бродят по избе. Как и все скончавшиеся скоропостижно или без крещения, игоша — не находящий успокоения умерший; он и «беспокойный дух дома»: проказит, вредит, если его не признают за домового (286; 1094) , вообще, «признается большим озорником».
Русскiй народъ. Его обычаи, обряды, преданiя, суеверiя и поэзiя / Собр. М.Забылинымъ (719: с.248-249)
Шишиморы , шишиги , это беспокойные духи, которые стараются съозорничать надъ человекомъ, въ то время, когда тотъ торопится и что либо дѣлаетъ безъ молитвы. Сюда также относятъ игошъ , то-есть безрукаго, безногаго, невидимаго духа, который тоже признается большимъ озорникомъ, которому нѣкоторые суевѣры клали за столомъ лишнюю ложку и кусокъ хлѣба.
Сведения об игоше немногочисленны. Безрукость и безногость игоши в поверьях, возможно, свидетельствуют о его «неполноте», отличии от людей (он существо едва оформившееся, едва явившееся на свет) или же отражает «змеиную природу» этого персонажа" (286: с.166; 48: с.209) .
Данный сюжет лег в основу сказки В.Ф.Одоевского "Игоша" , вошедшей в изданный в 1833 году сборник «Пёстрые сказки с красным словцом, собранные Иринеем Модестовичем Гамозейкою, магистром философии и членом разных ученых обществ.
[ Регистрация | Вход ]