Находки археологии можно условно отнести к двум категориям – открытия столетия и загадки века. Так, в число первых входит представшая после сотен лет забвения гробница Цинь Ши Хуан-ди. Ко вторым же с уверенностью можно отнести таинственный Фестский диск. Надписи, а главное, предназначение загадочного артефакта, остается неразгаданными уже более века.
Эпопея предположений и теорий началась сразу же после того, как итальянский археолог Луиджи Пернье нашел с виду ничем не примечательный глиняный диск, с обеих сторон усеянный знаками. До знаменательной даты открытия – 3 июля 1908 года – артефакт, надолго занявший умы археологов, «прятался» в пристройке царского дворца, расположенного вблизи критского города Феста.
Уважаемый археолог, первооткрыватель минойской культуры и специалист по культуре Крита, руководивший ведшимися раскопками, сер Артур Джон Эванс, изучив Фестский диск, предположил, что артефакт – всего лишь элемент боевого щита, а рисуночные надписи – культовый гимн, призванный прославлять победителей. К подобной догадке ученого подтолкнуло изображение головного убора из перьев.
Однако спешная теория Эванса была ошибочной. Схожий головной убор был найден коллегами археолога на древнеегипетских изображениях филистимлян. Но сделанное открытие ни на шаг не приблизило ученых к расшифровке Фестского диска, а позднее сравнение с филистимлянами было признано неубедительным, и перестало представлять интерес.
Вызывал споры и материал, из которого сделан диск. Некоторые исследователи полагали, что сорт глины, из которой вылеплен диск, невозможно найти на Крите, некоторые, наоборот, были уверены в идентичности исследуемого материала и яйцевидных чаш из Кносского дворца. В конечном итоге к единогласному мнению никто не пришел.
Самая главная тайна фестского диска в его содержании, которое не поддается дешифровке. Аналогов самому раннему тексту, набранному готовым набором «литер», в минойской культуре больше не найдено. Эта письменность далека от критских иероглифов и линейного письма.
|
Из-за малочисленности материала, относительной краткости и недостаточного для дешифровки количества критских знаков (не более 150) читать иероглифические тексты очень сложно. Письмена, начертанные на Фестском диске, неоднократно пытались прочесть на хеттском и греческом языке. Использовали семитские языки и даже язык басков. В результате каждый трактовал его так, как сам того хотел, и каждая из гипотез получала свои «за» и «против». Следуя им, Фестский артефакт повествует толи о гибели Атлантиды, толи прославляет царя Миноса, толи просто является набором символов или слов.
На данный момент ученым известны всего 4 типа древнейшей письменности: хеттская, египетская, шумерская и китайская. В отличие от китайского письма, которое является логографическим, то есть не содержит знаки, обозначающие звуки, первые три построены на смешанном словесно-слоговом виде письма. До сих пор загадку представляют иероглифы Элама, Крита, Нового Света (не беря во внимание весьма малочисленные майяйские и ацтекские иероглифы), Индостана и дощечки с письменами острова Пасхи.
Также недостаточно исследована африканская иероглифика. Внешнее сходство хеттского письма с критским может быть обыкновенной случайностью. А незначительное совпадение нескольких из сотен египетских иероглифом с теми же хеттскими не дает никаких веских оснований для предположений. Все более запутывающаяся сеть несовпадений и неудач расшифровки фестского диска создала почву для появления совершенно иных гипотез об истинном назначении артефакта.
Так, любитель астрономии и истории М. Михайлов, отыскав на диске очертания созвездий Овна, Льва, Кассиопеи, Змееносца, Тельца, Большой Медведицы, Козерога, Цефея и многие другие, предположил, что артефакт служил путеводителем древним мореходам. Но, впоследствии, отказался от гипотезы.
Фестский диск сравнивали со свинцовой табличкой из Мальяно, письмена которой, написанные на этрусском языке, также не поддаются дешифровке. Она датируется примерно 6 веком до н. э. и, содержит 70 слов. На Фестском диске слов поменьше – всего 61. Вероятно, во время написания диска критяне, великолепные мореходы, контактировали с этрусками, которые грешили пиратским промыслом.
Так, исследователи А. Варакин и В. Бацалев в своем труде «Тайны великих раскопок» утверждают, что Фестский диск – это жертвенная лепешка богу моря. Данную версию, якобы, безошибочно подтверждает спиралевидный тип письма и штемпельное исполнение текста (возможно, заготовка для непосвященных или неграмотных). В том, что в качестве жертвенной вещи использовалась глиняная лепешка авторы также не находят ничего удивительного. За неимением более внушительного дара, скажем, быка, жертвующий мог заменить его фигуркой из теста, если же и на тесто наскрести не получалось, вполне подходил вариант, выполненные из глины.
Некоторые исследователи рассматривают Фестский диск в качестве «шаблонного молитвенного текста обращенного к владельцу лабиринта». Так как слово «labrys», от которого происходит слово «лабиринт» означает обоюдоострую секиру, священное оружие Зевса, владельцем лабиринта мог быть только сам Зевс.
Но и эта теория не нашла широкой поддержки. Авторов слишком «завлекла» общая связь понятия лабиринта и микенской культуры. Противником гипотезы выступает Герман Керн, специалист по лабиринтам, автор исследования «Лабиринты мира», который утверждает, что этимология слова «лабиринт» по сей день остается невыясненной. Вследствие чего общепринятая тождественность labyrintos => labrys – дом двусторонней секиры => Кносский дворец – несостоятельна по ряду причин. Герман Керн также полагает, что значение данного предмета культа явно переоценено и говорить о преклонении перед ним нет никаких оснований.
Еще более невероятное объяснение тайны Фестского диска предлагает немецкий археолог и архитектор Герман Венцель, который уверен, что обе стороны артефакта ни больше, ни меньше, являются прообразом электронных книг, состоящих из сотен страниц.
Что ж, каждая версия имеет право на существование, но есть ли среди них верная? Уверенность внушает лишь один неоспоримый факт – Фестский диск – это замечательная головоломка для криптографов и незаменимый туристический сувенир.
Тайна Фестского диска (Phaestos disk, Phaistos disk) раскрыта?!
Содержание текста этого диска — посвящения высокопоставленных правителей Крита богу Луны, скопированные, или с надписей, выполненных в форме трех двусторонних секир, или с надписей на самих подобных секирах из святилищ. Одна из этих секир, самая большая, четырехлезвийная, возможно, использовалась и как лунный календарь. Сам диск, — Луна в полнолуние, — своего рода переносной вариант этих посвящений и календаря. Эти посвящения делались для того, чтобы получить благословение бога Луны. Возможно, что количество посвящений каждого правителя зависело от количества у него строений (дворцов и вилл). Отсюда, и ещё одно предназначение Фестского диска — оберег в виде клубка змеи для этих строений и всех живущих в них, т.к. у минойцев считалось, что змея в доме приносит Божье благословение. Видимо, Фестский правитель побоялся держать во дворце живую змею и заказал её из глины.
Источник: phaestos-disk.at.ua
[ Регистрация | Вход ]