Друиды — это сословие жрецов и бардов у кельтских племен. Время существования друидов - примерно во II в. до н. э. — I в. н. э. Друиды были хранителями героических преданий и мифов, которые они устно передавали молодёжи. Школы друидов существовали и у островных кельтов. Однако у ирландцев и бриттов друиды рано утратили свою функцию поэтов (уступив её бардам). Друидов называют по-разному: шаманами, жрецами, учителями и философами. О них известно очень мало: они не оставили никаких письменных свидетельств, и поэтому их в равной степени романтизируют и демонизируют.
Преимущественно сведения о друидах приходится черпать из трудов древнегреческих и римских писателей, а также из произведений ранней ирландской и валлийской литературы. Развитие неодруидизма в XVII в. также оказало значительное влияние на формирование сложившегося сегодня образа друидов. Однако насколько правдивы эти рассказы о странных таинственных обрядах в безлюдных лесных чащах или о массовых человеческих жертвоприношениях в огромных плетеных чучелах?
Слово «друид», по-видимому, имеет индоевропейские корни и означает «дуб», «сильный», «знание» или «мудрость». Наиболее полным источником информации об этих жрецах были «Записки о Галльской войне» Юлия Цезаря (100—44 гг. до н. э.), в которых из первых рук идет повествование об истории его войн с Галлией (современная Франция) в 59— 51 гг. до н. э.
К сожалению, очень сложно отделить правдивые данные от римской пропаганды. Цезарь упоминает друидов, рассуждая о религии галлов, заверяя, что те жили за счет частных и общественных пожертвований, а также других религиозных благ. Полководцу было необходимо произвести впечатление на Рим своими успехами в период военной кампании в Галлии. Вероятно, именно поэтому некоторые его данные были явно преувеличены, что прекрасно иллюстрирует описание принесения человеческих жертв кельтскими жрецами: «огромные чучела, сделанные из прутьев, члены которых они наполняют живыми людьми». Очевидно, речь идет об известных плетеных идолах. Далее Цезарь повествует об обряде, по которому преступники приносились в жертву богам и живьем сжигались в этих огромных чучелах, и добавляет, что если преступников не хватало, чтобы заполнить все части чучела, друидам ничего не оставалось, как приносить в жертву невинных.
В труде Цезаря говорится о том, что высшее сословие галльского общества составляют два класса: знать и друиды. Очевидно, последние были влиятельными и уважаемыми кельтами, к которым, по словам Цезаря, часто приходили молодые люди учиться. Друиды имели право принимать законы и решать споры как между племенами, так и между их отдельными представителями, вершить правосудие и судить преступников, а также были освобождены от воинской повинности и уплаты налогов. Цезарь приписывает им британское происхождение, утверждая, что некоторые ученики друидов отправлялись совершенствовать свое искусство на Британские острова. Обучение новичков могло длиться до 20 лет и включало заучивание большого количества поэтических произведений. Интересны сведения Цезаря о религиозном учении друидов: «Больше всего стараются друиды укрепить убеждение в том, что душа не умирает, а переходит после смерти из одного тела в другое». Античные авторы, опираясь на эти данные, утверждали, что на верования друидов оказало влияние учение древнегреческого философа Пифагора о бессмертии души, что, конечно же, маловероятно. Цезарь также упоминает о том, что друиды обладали знаниями о движении звезд, размерах Земли и были знакомы с философией.
Очень сложно даже приблизительно установить время появления друидов и оформления верования. Первое упоминание о них относится к началу I в. до н. э. и связано с греческим философом, астрономом и географом Посидонием. К сожалению, его труды сохранились лишь в виде цитат в произведениях более поздних авторов, таких как греческий историк и географ Страбон (63 г. до н. э. — 24 г. н. э.) и ученик Посидония, римский оратор и государственный деятель Цицерон (106—3 гг. до н. э.). Последний писал, что был лично знаком с друидом из галльского племени эдуев по имени Дивитиак. По его мнению, он был то ли астрологом, то ли пророком, постигшим «естественную философию».
Обряды друидов
Особое место в обрядах друидов занимал процесс сбора омелы. Омела использовалась друидами для лечения. Также её использовали при вытягивании жребия и для предсказаний будущего. Но не всякая омела подходила для этого. Для сбора сначала долго выбирали подходящее растение, после чего устраивали церемонию на шестой день луны.
Популярным был и обряд жертвоприношения у друидов. Они приготавливали у подножия дерева всё необходимое для совершения жертвоприношения и торжественной трапезы. После этого приводили двух белых быков, у которых впервые связаны рога. Жрец, одетый в белое, взобравшись на дерево, золотым серпом срезал омелу и складывал её в белый плащ. После этого быков приносили в жертву, совершая при этом хвалебную молитву божествам. Считается, что омела после этого ритуала будет противоядием против любого яда.
Гай Юлий Цезарь в своих письмах к Римскому сенату упоминал человеческие жертвоприношения в обрядах друидов, когда летом 55 года до н. э., а затем и в 54 году до н. э. (во время Галльской войны) предпринял две военные экспедиции в Британию. Цезарь писал, что друиды рассчитывали на помощь своих богов, лишь если приносили человеческие жертвы. По словам Юлия Цезаря, для таких жертв употреблялись пленные враги, преступники, а при отсутствии таковых — и невинные люди.
Историк Плиний Старший описывал каннибализм друидов — то есть употребление в пищу человеческой плоти. Последние археологические находки — в пещере Алвестона (англ. Alveston) на юге графства Глостершир, а также в торфяном болоте Линдоу-мосс близ деревни Мобберли, графство Чешир, Великобритания (т. н. «человек из Линдоу») — подтверждают сообщения римлян. Так, в пещере в Алвестоне найдены кости примерно 150 человек, в том числе — женщин, убитых, как считают археологи, в жертвенных целях. Жертвы были убиты тяжёлым острым оружием, предположительно — топором или мечом. Анализ минерального состава костей подтвердил, что останки принадлежат людям, которые постоянно проживали в данной местности. Находка расколотой вдоль бедренной кости, как полагают, подтверждает потребление в пищу человеческой плоти — так как кость расколота, видимо, для того, чтобы достать костный мозг (расколотые таким же образом кости животных, которых употребляли в пищу — обычная находка в археологии).
Находка в Алвестоне датируется примерно серединой первого века н. э. — то есть именно тогда, когда римляне активно завоёвывали Британские острова. К тому же периоду относится и так называемый человек из Линдоу. Торфяное болото настолько хорошо законсервировало убитого, что сохранилась и кожа, и даже кишечник. Это позволило детально исследовать тело. Человек был убит непростым способом: ему был нанесён удар топором по голове, тяжёлый, но не смертельный, шея перетянута петлёй, а горло перерезано ножом — чтобы кровь хлынула потоком. На теле найдена пыльца омелы, что позволило связать жертву с друидами — так как известно, что друиды употребляли в жертвоприношениях ветки омелы, срезанные специальным золотым ножом. Исследователи полагают, что убитый молодой мужчина принадлежал к кельтской знати. На это указывают маникюр на руках, аккуратная стрижка, бритьё, строение тела, которое характерно для людей, не занятых тяжёлым физическим трудом.
Римляне планомерно уничтожали друидов под официальным предлогом — как носителей нечеловеческого культа (а также — как вдохновителей и организаторов сопротивления). Возможно, описанные выше дорогие жертвы были принесены, чтобы заручиться поддержкой богов в войне против римлян. Как раз в это время (40 — 60 гг. н. э.) римские войска под руководством сначала будущего императора Веспасиана, а потом — губернатора Гая Светония Паулина активно продвигались вглубь Британии. Однако жертвы не помогли: в 60 году н. э. римские войска захватили главный оплот британских друидов — остров Мона (в настоящее время — о. Англси в Северном Уэльсе). Защитники острова были убиты, а святилища друидов и их священные рощи — уничтожены.
Современные друиды
После кровавой бойни на острове Мона римляне, по-видимому, объявили веру друидов вне закона. По сути это был конец жречества как институции, хотя друиды полностью не исчезли (в частности в Шотландии, Ирландии и, возможно, на некоторых землях Уэльса). В Ирландии друиды сохраняли заметное положение в обществе до начала христианизации этих земель — тогда их функции перешли к духовенству. В раннем валлийском и ирландском эпосе часто упоминаются друиды. Впрочем, не стоит забывать, что почти все сохранившиеся до наших дней произведения были отредактированы христианскими писцами. В ирландской литературе друиды обычно выступают в роли царских советников. Наверное, наиболее известным из них является Катбад — влиятельный друид при дворе короля Ульстера Конхобара. Другим примером является могущественный слепой друид Мог Рут из Мунстера, королевства в южной части Ирландии, который якобы мог увеличиваться до невероятных размеров, вызывать бурю и превращать человека в камень.
Для перевоплощений он использовал шкуру безрогого быка, маску птицы и головной убор из перьев. Дочь Mora Рута Тлахтга тоже была знаменитым друидом: в ее честь был назван холм в графстве Мит и проводимая там церемония зажжения зимних огней во время Самайна (1 ноября) — древнего кельтского праздника, который можно назвать кельтским Новым годом.
XVIII в. характеризуется возрождением друидизма. С усилением интереса к естественным религиям и исконным местным традициям друиды снова заняли видное положение, что было связано преимущественно с именами таких антикваров, как Уильям Стакли, Джон Обри и Джон Толанд. Джон Обри (1626— 1697 гг.) первым заявил о связи между Стоунхенджем, Эйвбери и другими доисторическими монументами Англии с друидами. Последователем Обри стал сторонник радикальных взглядов Джон Толанд, ирландец по происхождению. В 1717 г. в Лондоне он основал древний орден друидов, а в 1776 г. опубликовал свой труд «История друидов». Уильям Стакли (1687—1765), знаменитый археолог и антиквар, в 1718 г. стал секретарем Общества древностей. Его исследования, записи и зарисовки, касающиеся неолитических памятников, таких как Стоунхендж и Эйвбери, до сих пор являются ценным материалом для археологов и историков. В своих трудах «Стоунхендж, храм британских друидов» (1740) и «Эйвбери, храм британских друидов» (1743), оказавших большое влияние на воссоздание друидизма в Новое время, он, как и Обри, указывал на связь доисторических монументов с единственным известным в те времена древним населением Британии — друидами.
В ХIХ в. сложилось мнение, что древняя валлийская поэзия уходит корнями во времена существования друидов. В 1792 г. в районе Примроуз-Хилл в Лондоне валлийский антиквар Эдвард Уильяме под псевдонимом Иоло Моргануга основал «Трон бардов Британии» (общество бардов Великой Британии). Хотя предполагалось, что ритуалы будут основываться на древних друидских церемониях, в действительности многие из них были придуманы самим Уильямсом. Друидизм отчасти вдохновил валлийцев на проведение айстедвода — ежегодного фестиваля бардов в Уэльсе (состязания в области литературы, музыки и исполнительского мастерства), существовавшего, по его мнению, уже в XII в. Однако его современный формат испытал большое влияние возрожденного в XVIII в. валлийского культурного фестиваля.
Ордена друидов существуют и в настоящее время. Каждый год во время зимнего солнцестояния в Стоунхендже появляются представители древнего ордена друидов, основанного в 1781 г. в Лондоне в период создания масонских обществ. Этот орден гордится тем, что когда-то в его рядах был сам Уильям Черчилль: в 1908 г. он входил в ложу Альбион оксфордского отделения общества.
Сложно сказать, что из древних друидских верований и ритуалов сохранилось до наших дней, поскольку почти весь современный друидизм корнями уходит в эпоху романтизма (XVIII — XIX вв.). Следы древнего британского друидизма можно найти в народных поверьях и традициях, связанных с праздниками, например с Хэллоуином. Обычай надевать маски для отпугивания злых духов уходит корнями в ритуал празднования кельтского Самайна в начале зимы — 1 ноября.
Преимущественно сведения о друидах приходится черпать из трудов древнегреческих и римских писателей, а также из произведений ранней ирландской и валлийской литературы. Развитие неодруидизма в XVII в. также оказало значительное влияние на формирование сложившегося сегодня образа друидов. Однако насколько правдивы эти рассказы о странных таинственных обрядах в безлюдных лесных чащах или о массовых человеческих жертвоприношениях в огромных плетеных чучелах?
Слово «друид», по-видимому, имеет индоевропейские корни и означает «дуб», «сильный», «знание» или «мудрость». Наиболее полным источником информации об этих жрецах были «Записки о Галльской войне» Юлия Цезаря (100—44 гг. до н. э.), в которых из первых рук идет повествование об истории его войн с Галлией (современная Франция) в 59— 51 гг. до н. э.
К сожалению, очень сложно отделить правдивые данные от римской пропаганды. Цезарь упоминает друидов, рассуждая о религии галлов, заверяя, что те жили за счет частных и общественных пожертвований, а также других религиозных благ. Полководцу было необходимо произвести впечатление на Рим своими успехами в период военной кампании в Галлии. Вероятно, именно поэтому некоторые его данные были явно преувеличены, что прекрасно иллюстрирует описание принесения человеческих жертв кельтскими жрецами: «огромные чучела, сделанные из прутьев, члены которых они наполняют живыми людьми». Очевидно, речь идет об известных плетеных идолах. Далее Цезарь повествует об обряде, по которому преступники приносились в жертву богам и живьем сжигались в этих огромных чучелах, и добавляет, что если преступников не хватало, чтобы заполнить все части чучела, друидам ничего не оставалось, как приносить в жертву невинных.
В труде Цезаря говорится о том, что высшее сословие галльского общества составляют два класса: знать и друиды. Очевидно, последние были влиятельными и уважаемыми кельтами, к которым, по словам Цезаря, часто приходили молодые люди учиться. Друиды имели право принимать законы и решать споры как между племенами, так и между их отдельными представителями, вершить правосудие и судить преступников, а также были освобождены от воинской повинности и уплаты налогов. Цезарь приписывает им британское происхождение, утверждая, что некоторые ученики друидов отправлялись совершенствовать свое искусство на Британские острова. Обучение новичков могло длиться до 20 лет и включало заучивание большого количества поэтических произведений. Интересны сведения Цезаря о религиозном учении друидов: «Больше всего стараются друиды укрепить убеждение в том, что душа не умирает, а переходит после смерти из одного тела в другое». Античные авторы, опираясь на эти данные, утверждали, что на верования друидов оказало влияние учение древнегреческого философа Пифагора о бессмертии души, что, конечно же, маловероятно. Цезарь также упоминает о том, что друиды обладали знаниями о движении звезд, размерах Земли и были знакомы с философией.
Очень сложно даже приблизительно установить время появления друидов и оформления верования. Первое упоминание о них относится к началу I в. до н. э. и связано с греческим философом, астрономом и географом Посидонием. К сожалению, его труды сохранились лишь в виде цитат в произведениях более поздних авторов, таких как греческий историк и географ Страбон (63 г. до н. э. — 24 г. н. э.) и ученик Посидония, римский оратор и государственный деятель Цицерон (106—3 гг. до н. э.). Последний писал, что был лично знаком с друидом из галльского племени эдуев по имени Дивитиак. По его мнению, он был то ли астрологом, то ли пророком, постигшим «естественную философию».
Особое место в обрядах друидов занимал процесс сбора омелы. Омела использовалась друидами для лечения. Также её использовали при вытягивании жребия и для предсказаний будущего. Но не всякая омела подходила для этого. Для сбора сначала долго выбирали подходящее растение, после чего устраивали церемонию на шестой день луны.
Популярным был и обряд жертвоприношения у друидов. Они приготавливали у подножия дерева всё необходимое для совершения жертвоприношения и торжественной трапезы. После этого приводили двух белых быков, у которых впервые связаны рога. Жрец, одетый в белое, взобравшись на дерево, золотым серпом срезал омелу и складывал её в белый плащ. После этого быков приносили в жертву, совершая при этом хвалебную молитву божествам. Считается, что омела после этого ритуала будет противоядием против любого яда.
Гай Юлий Цезарь в своих письмах к Римскому сенату упоминал человеческие жертвоприношения в обрядах друидов, когда летом 55 года до н. э., а затем и в 54 году до н. э. (во время Галльской войны) предпринял две военные экспедиции в Британию. Цезарь писал, что друиды рассчитывали на помощь своих богов, лишь если приносили человеческие жертвы. По словам Юлия Цезаря, для таких жертв употреблялись пленные враги, преступники, а при отсутствии таковых — и невинные люди.
Историк Плиний Старший описывал каннибализм друидов — то есть употребление в пищу человеческой плоти. Последние археологические находки — в пещере Алвестона (англ. Alveston) на юге графства Глостершир, а также в торфяном болоте Линдоу-мосс близ деревни Мобберли, графство Чешир, Великобритания (т. н. «человек из Линдоу») — подтверждают сообщения римлян. Так, в пещере в Алвестоне найдены кости примерно 150 человек, в том числе — женщин, убитых, как считают археологи, в жертвенных целях. Жертвы были убиты тяжёлым острым оружием, предположительно — топором или мечом. Анализ минерального состава костей подтвердил, что останки принадлежат людям, которые постоянно проживали в данной местности. Находка расколотой вдоль бедренной кости, как полагают, подтверждает потребление в пищу человеческой плоти — так как кость расколота, видимо, для того, чтобы достать костный мозг (расколотые таким же образом кости животных, которых употребляли в пищу — обычная находка в археологии).
Находка в Алвестоне датируется примерно серединой первого века н. э. — то есть именно тогда, когда римляне активно завоёвывали Британские острова. К тому же периоду относится и так называемый человек из Линдоу. Торфяное болото настолько хорошо законсервировало убитого, что сохранилась и кожа, и даже кишечник. Это позволило детально исследовать тело. Человек был убит непростым способом: ему был нанесён удар топором по голове, тяжёлый, но не смертельный, шея перетянута петлёй, а горло перерезано ножом — чтобы кровь хлынула потоком. На теле найдена пыльца омелы, что позволило связать жертву с друидами — так как известно, что друиды употребляли в жертвоприношениях ветки омелы, срезанные специальным золотым ножом. Исследователи полагают, что убитый молодой мужчина принадлежал к кельтской знати. На это указывают маникюр на руках, аккуратная стрижка, бритьё, строение тела, которое характерно для людей, не занятых тяжёлым физическим трудом.
Римляне планомерно уничтожали друидов под официальным предлогом — как носителей нечеловеческого культа (а также — как вдохновителей и организаторов сопротивления). Возможно, описанные выше дорогие жертвы были принесены, чтобы заручиться поддержкой богов в войне против римлян. Как раз в это время (40 — 60 гг. н. э.) римские войска под руководством сначала будущего императора Веспасиана, а потом — губернатора Гая Светония Паулина активно продвигались вглубь Британии. Однако жертвы не помогли: в 60 году н. э. римские войска захватили главный оплот британских друидов — остров Мона (в настоящее время — о. Англси в Северном Уэльсе). Защитники острова были убиты, а святилища друидов и их священные рощи — уничтожены.
Современные друиды
После кровавой бойни на острове Мона римляне, по-видимому, объявили веру друидов вне закона. По сути это был конец жречества как институции, хотя друиды полностью не исчезли (в частности в Шотландии, Ирландии и, возможно, на некоторых землях Уэльса). В Ирландии друиды сохраняли заметное положение в обществе до начала христианизации этих земель — тогда их функции перешли к духовенству. В раннем валлийском и ирландском эпосе часто упоминаются друиды. Впрочем, не стоит забывать, что почти все сохранившиеся до наших дней произведения были отредактированы христианскими писцами. В ирландской литературе друиды обычно выступают в роли царских советников. Наверное, наиболее известным из них является Катбад — влиятельный друид при дворе короля Ульстера Конхобара. Другим примером является могущественный слепой друид Мог Рут из Мунстера, королевства в южной части Ирландии, который якобы мог увеличиваться до невероятных размеров, вызывать бурю и превращать человека в камень.
Для перевоплощений он использовал шкуру безрогого быка, маску птицы и головной убор из перьев. Дочь Mora Рута Тлахтга тоже была знаменитым друидом: в ее честь был назван холм в графстве Мит и проводимая там церемония зажжения зимних огней во время Самайна (1 ноября) — древнего кельтского праздника, который можно назвать кельтским Новым годом.
XVIII в. характеризуется возрождением друидизма. С усилением интереса к естественным религиям и исконным местным традициям друиды снова заняли видное положение, что было связано преимущественно с именами таких антикваров, как Уильям Стакли, Джон Обри и Джон Толанд. Джон Обри (1626— 1697 гг.) первым заявил о связи между Стоунхенджем, Эйвбери и другими доисторическими монументами Англии с друидами. Последователем Обри стал сторонник радикальных взглядов Джон Толанд, ирландец по происхождению. В 1717 г. в Лондоне он основал древний орден друидов, а в 1776 г. опубликовал свой труд «История друидов». Уильям Стакли (1687—1765), знаменитый археолог и антиквар, в 1718 г. стал секретарем Общества древностей. Его исследования, записи и зарисовки, касающиеся неолитических памятников, таких как Стоунхендж и Эйвбери, до сих пор являются ценным материалом для археологов и историков. В своих трудах «Стоунхендж, храм британских друидов» (1740) и «Эйвбери, храм британских друидов» (1743), оказавших большое влияние на воссоздание друидизма в Новое время, он, как и Обри, указывал на связь доисторических монументов с единственным известным в те времена древним населением Британии — друидами.
В ХIХ в. сложилось мнение, что древняя валлийская поэзия уходит корнями во времена существования друидов. В 1792 г. в районе Примроуз-Хилл в Лондоне валлийский антиквар Эдвард Уильяме под псевдонимом Иоло Моргануга основал «Трон бардов Британии» (общество бардов Великой Британии). Хотя предполагалось, что ритуалы будут основываться на древних друидских церемониях, в действительности многие из них были придуманы самим Уильямсом. Друидизм отчасти вдохновил валлийцев на проведение айстедвода — ежегодного фестиваля бардов в Уэльсе (состязания в области литературы, музыки и исполнительского мастерства), существовавшего, по его мнению, уже в XII в. Однако его современный формат испытал большое влияние возрожденного в XVIII в. валлийского культурного фестиваля.
Ордена друидов существуют и в настоящее время. Каждый год во время зимнего солнцестояния в Стоунхендже появляются представители древнего ордена друидов, основанного в 1781 г. в Лондоне в период создания масонских обществ. Этот орден гордится тем, что когда-то в его рядах был сам Уильям Черчилль: в 1908 г. он входил в ложу Альбион оксфордского отделения общества.
Сложно сказать, что из древних друидских верований и ритуалов сохранилось до наших дней, поскольку почти весь современный друидизм корнями уходит в эпоху романтизма (XVIII — XIX вв.). Следы древнего британского друидизма можно найти в народных поверьях и традициях, связанных с праздниками, например с Хэллоуином. Обычай надевать маски для отпугивания злых духов уходит корнями в ритуал празднования кельтского Самайна в начале зимы — 1 ноября.
[ Регистрация | Вход ]