Строительство газопровода "Алтай" из России в Китай через заповедное плато Укок надо запретить, поскольку это вторжение в Шамбалу, заявляют этнографы и экологи. Эксперты считают, что "хоронить" газопровод не стоит - есть альтернативные варианты.
"Алтай" - проектируемый газопровод между газовым месторождением Западной Сибири и Синьцзяном на западе Китая. Протяженность около 7 тысяч километров. Стоимость проекта, по разным оценкам, 10-14 миллиардов долларов.
Без договоренности между Газпромом и China National Petroleum Corporation о цене на газ никакое строительство не начнется.
В Газпроме утверждают, что рассмотрены все возможные маршруты прокладки трубы. Выбор трассы был осуществлен с учетом не только экономики проекта, но и возможных экологических последствий.
Гринпис России настаивает на том, что надо похоронить этот проект. Экологи давно говорят, что плато Укок, через которое должны проложить трубу, - это уникальный природный объект. Он включен в Список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО, и если строительство все же начнется, то этому алтайскому плато может быть присвоен статус "Объект Всемирного наследия под угрозой". А это удар по имиджу России.
К тому же этнографы и сами алтайцы связывают это место с различными мистическими культами. Говорят, что именно на Алтае находится загадочная Шамбала. Где выход? Эксперты предлагают альтернативный маршрут - через Казахстан и Монголию. Эту позицию разделяет аналитик агентства "Инвесткафе" Виталий Михальчук:
"Труба может сделать небольшой крюк и обойти эту зону. В масштабе Газпрома это не такая большая проблема – дополнительно потратить несколько сотен миллионов долларов и обойти заповедную зону. Но если все же вопрос встанет ребром: либо газопроводу быть, и он пройдет через эту зону, либо его никак не будет, то думаю, что его проложат так, как собирается Газпром".
Российские энергетические компании умеют спорить с экологами. Например, Газпром успешно отбил атаки "зеленых" из Северной и Западной Европы. Они запугивали европейцев экологической катастрофой в Балтийском море после прокладки газопровода "Северной поток". Мол, проект обернется тем, что будут рождаться рыбы с двумя головами.
В то же время и экологи нередко добиваются своего. Российским "зеленым" удалось настоять на том, чтобы трасса нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан была отодвинута как можно дальше от заповедного озера Байкал. Это удлинило трубу почти на 500 километров и утяжелило проект на сотни миллионов долларов. Но в результате был соблюден баланс между коммерческими интересами компаний "Роснефть" и "Транснефть" и защитой экологии Байкала.
Ситуация с "Алтаем" куда сложнее, считает партнер консалтинговой компании "Русэнерджи" Михаил Крутихин:
"Ветку некуда двигать. Участки в Казахстане и Монголии, если маршрут все же будет изменен, фактически принадлежат тому же плато Укок. Трубу никак не провести, минуя эту возвышенность. Китайцы в любом случае никогда не согласятся, чтобы труба проходила по территории третьей страны. Даже если им дадут большую скидку по цене на газ в России. Им нужна только прямая ветка через границу России и Китая".
В России также считают единственно приемлемым маршрут, который исключает какие-либо транзитные риски. Это политически выверенная и коммерчески просчитанная позиция. Но найти баланс между необходимостью диверсификации каналов экспорта газа и интересами защиты заповедного региона все же придется. Тем более что продолжающиеся переговоры между Москвой и Пекином о цене на российский газ явно демонстрируют востребованность этого проекта.
"Алтай" - проектируемый газопровод между газовым месторождением Западной Сибири и Синьцзяном на западе Китая. Протяженность около 7 тысяч километров. Стоимость проекта, по разным оценкам, 10-14 миллиардов долларов.
Без договоренности между Газпромом и China National Petroleum Corporation о цене на газ никакое строительство не начнется.
В Газпроме утверждают, что рассмотрены все возможные маршруты прокладки трубы. Выбор трассы был осуществлен с учетом не только экономики проекта, но и возможных экологических последствий.
Гринпис России настаивает на том, что надо похоронить этот проект. Экологи давно говорят, что плато Укок, через которое должны проложить трубу, - это уникальный природный объект. Он включен в Список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО, и если строительство все же начнется, то этому алтайскому плато может быть присвоен статус "Объект Всемирного наследия под угрозой". А это удар по имиджу России.
К тому же этнографы и сами алтайцы связывают это место с различными мистическими культами. Говорят, что именно на Алтае находится загадочная Шамбала. Где выход? Эксперты предлагают альтернативный маршрут - через Казахстан и Монголию. Эту позицию разделяет аналитик агентства "Инвесткафе" Виталий Михальчук:
"Труба может сделать небольшой крюк и обойти эту зону. В масштабе Газпрома это не такая большая проблема – дополнительно потратить несколько сотен миллионов долларов и обойти заповедную зону. Но если все же вопрос встанет ребром: либо газопроводу быть, и он пройдет через эту зону, либо его никак не будет, то думаю, что его проложат так, как собирается Газпром".
Российские энергетические компании умеют спорить с экологами. Например, Газпром успешно отбил атаки "зеленых" из Северной и Западной Европы. Они запугивали европейцев экологической катастрофой в Балтийском море после прокладки газопровода "Северной поток". Мол, проект обернется тем, что будут рождаться рыбы с двумя головами.
В то же время и экологи нередко добиваются своего. Российским "зеленым" удалось настоять на том, чтобы трасса нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан была отодвинута как можно дальше от заповедного озера Байкал. Это удлинило трубу почти на 500 километров и утяжелило проект на сотни миллионов долларов. Но в результате был соблюден баланс между коммерческими интересами компаний "Роснефть" и "Транснефть" и защитой экологии Байкала.
Ситуация с "Алтаем" куда сложнее, считает партнер консалтинговой компании "Русэнерджи" Михаил Крутихин:
"Ветку некуда двигать. Участки в Казахстане и Монголии, если маршрут все же будет изменен, фактически принадлежат тому же плато Укок. Трубу никак не провести, минуя эту возвышенность. Китайцы в любом случае никогда не согласятся, чтобы труба проходила по территории третьей страны. Даже если им дадут большую скидку по цене на газ в России. Им нужна только прямая ветка через границу России и Китая".
В России также считают единственно приемлемым маршрут, который исключает какие-либо транзитные риски. Это политически выверенная и коммерчески просчитанная позиция. Но найти баланс между необходимостью диверсификации каналов экспорта газа и интересами защиты заповедного региона все же придется. Тем более что продолжающиеся переговоры между Москвой и Пекином о цене на российский газ явно демонстрируют востребованность этого проекта.
[ Регистрация | Вход ]