Впервые за несколько столетий были подняты многотонные глыбы, преграждающие вход в камеру, которая хранит в себе одну из загадок древности – так называемую солнечную лодку. Этот артефакт древнеегипетской культуры насчитывает не менее 4500 лет с момента создания.
Лодка, найденная в Гизе, хранилась все это время в разобранном состоянии – фактически, обнаруженные археологам фрагменты напоминали что-то вроде деревянной головоломки. Как только процесс сборки этого «пазла» завершится, находка станет экспонатом одного из местных музеев, а именно Solar Boat Museum.
Данная солнечная лодка – это второе по счету подобное открытие. В том же Solar Boat Museum уже имеется один похожий реконструированный корабль; при длине, достигающей 43 метров, он несколько боле крупный, чем тот, восстановлением которого займутся в скором времени.
Законченная лодка, фотография Амра Набила (Amr Nabil)
Предполагается, что вторая солнечная лодка займет место первой. В свою очередь, первая будет выставлена в музее Grand Egyptian Museum, строительство которого происходит в настоящий момент.
Солнечные лодки играли важную роль в мифологии египтян. На солнечном челне бог Ра спускался в форме предзакатного солнца Ра-Атум (Ra-Atum) в иной мир, где он боролся с богами и чудовищами, после чего, в форме утреннего солнца Ра-Хорахту (Ra-Horakhty), он проплывал над земным миром. Очевидно, две лодки, найденные в Гизе, предназначались для фараона Хуфу, которому было суждено совершить подобное путешествие после смерти. Изображения мифических солнечных лодок можно видеть на стенах храма в Абидосе. Очевидно, именно на основе таких рисунков и определялась форма настоящих лодок.
Фотография Кеннета Гаррета (Kenneth Garrett) для National Geographic.
Работы по реконструкции второй лодки откладывались на протяжении многих лет. Причина, сдерживавшая ученых, заключалась в том, что фрагменты считали слишком хрупки и возможно, неспособными пережить процесс восстановления. По словам археолога Захи Хавасса, в настоящее время, отношение к данному вопросу переменилось: «что по-настоящему поменялось, так это мнение о том, что раз уж она [лодка] хрупкая, то уж лучше спасать ее сейчас».
Благодаря современным технологиям в сфере полевой археологии ученые всерьез наедятся на то, что кедровые балки и направляющие смогут быть вновь соединены вместе. Для того чтобы материал не разрушился после стольких лет, применяется специальное оборудование, позволяющее поддерживать ту же температуру и уровень влажности, которые были в закрытой камере.
Для изучения структуры и состояния древесины также применяется какой-то инновационный метод, но японские и египетские ученые пока не спешат разглашать, в чем он заключается. «Это крайне конфиденциально, – утверждает глава проекта Сакуджи Йошимура (Sakuji Yoshimura). – К ней [древесине] не прикасались, а значит, исследовать ее необходимо с помощью научных методов».
Некоторые специалисты настаивают на том, что лодки использовались в качестве ритуального транспорта – возможно, с их помощью тело фараона могли провезти по Нилу. В то же время, по мнению Захи Хавасса, лодки никогда не спускали на воду – на это указывает такая деталь, как отсутствие парусов.
[ Регистрация | Вход ]