Так уж повелось, что в обиходе в русском языке закрепилось слово «касты», в том числе и в переносе значения этого слова на общественное устройство индийского общества, что является ошибкой. «Каста» и «Варна» - два разных понятия. Для простоты можно сказать, что второе включает в себя первое, но первое – это всего лишь часть второго.
Понятие «Варна» шире понятия «каста», хотя оба эти термина и понятия описывают, как принято говорить на Руси – «кастовое общество Индии».
Рассмотрим поподробнее.
В своем изначальном значении на санскрите понятие «Варна» обозначает – «цвет». Принято считать, что это условное разделение «по цветам» уходит своими корнями вглубь истории ко временам завоевания Индии ариями за 1500 лет до Р.Х. Арии, как доказал в своих работах генетик профессор Клесов, принадлежали к славянским народам и имели, соответственно, более светлый цвет кожи по сравнению с представителями дравидских племен, населявших к тому времени полуостров Индостан.
Ради справедливости стоит отметить, что арии пришли «не на пустое место», довольно высокоразвитые государства на территории Индии к тому времени существовали, но пришли в упадок.
Арии принесли с собой, как я уже упоминал в предыдущих статьях свой язык и письменность и свою ведическую культуру, ну и соответственно свое общественное устройство. Завоеванные племена были включены в это общественное устройство, но на низших ролях. Опять же ради справедливости стоит отметить, что не все представители завоеванного народа автоматически оказались «на дне» общества. Лучшие их представители заняли достойное их место в кастовом обществе Ариев.
Ну а теперь, собственно, перейдем к общественному устройству, принесенному ариями в Индию, и как оно трансформировалось в Индии.
Кастовое общество Индии подразумевает существование пяти, довольно замкнутых, а в отношении высшей касты – очень замкнутых групп.
Но для начала обратимся к истории, вернее к Ведам, как это там описано:
А ради процветания миров Брахма создал из своих уст, рук, бёдер и ступнёй брахмана, кшатрия, вайшью и шудру.
А для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый, для рождённых от уст, рук, бёдер и ступнёй установил особые занятия. Обучение, изучение вед, жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни он установил для брахманов. Охрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение вед и неприверженность к мирским утехам он указал для кшатрия. Пастьбу скота, и также раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение вед, торговлю, ростовщичество и земледелие — для вайшья. Но только одно занятие владыка указал для шудр — служение этим варнам со смирением.
Здесь перечислены четыре касты/варны. Есть еще и пятая социальная группа, но о ней позже.
Итак – варна это общее определение, скажем как «яблоко», но вот только видов яблок есть превеликое множество, тут и «дичек», тут и «антоновка» и т.д. и т.п. Так и Варна является общей характеристикой социальной группы, которая в свою очередь делится на более мелкие, именуемые кастами.
Касты более подвержены изменениям, могут возникать и исчезать. Сейчас в Индии насчитывается более 3 000 каст, не так давно даже возникла каста шоферов.
Деление же общества на Варны оказалось чрезвычайно устойчивой социальной конструкцией.
Перейдем к более детальному рассмотрению понятия «Варна». Итак, варна - это цвет. Мальчик при рождении получал шнурок определенного цвета, который был обязан носить всю свою жизнь.
Цветовая палитра следующая:/
• Брахманы – белый
• Кшатрии – красный
• Вайшьи – желтый
• Шудры - черный
Переход из одной варны в другую при жизни в Индии – дело немыслимое, больше половины продукции Болливуда повествует нам именно об этом. Он – из одной касты, она – из другой касты и пожениться они не могут! Хотя в общем случае, насколько я смог выяснить, браки между представителями различных каст, даже если касты принадлежат к различным варнам, в Индии – возможны. Дело только в том, что, скажем, если девушка выходит замуж за представителя более низкой варны, то своего «личного статуса» - она не теряет, а вот дети, дети станут представителями более низкой варны. А в Индии принадлежность к той или иной касте/варне предопределяет судьбу ребенка. Таковы реалии кастового общества Индии.
Из приведенного отрывка из «Риг-веды», понятно, что Брахман имеет право присвоить себе любую понравившуюся ему вещь.
Следующий интересный пункт – изучать Веды имеют право только три высшие варны, так называемые «дважды рожденные», этой привилегии лишена низшая варна, варна – шудр.
Идем далее, в соответствии с требованиями кастового деления общества, представители более высоких каст иногда не имеют право принимать вещи, продукты и пищу из рук представителей более низких каст. В частности брахман должен отказаться от пищи, если шудра только взглянул на нее. Система довольно сложная и очень запутанная. Кто имеет право готовить пищу, и для какой касты и кто имеет право стричь представителя той или иной касты? Голову сломаешь !
Но мудрые индийцы изобрели очень удобное правило – «Рука мастера всегда чиста» и с успехом обходят эти жесткие правила кастового общества.
И в заключении о «неприкасаемых». Как можно заметить, их нет в списке каст, нет такой варны и у них нет «своего» цвета, но они существуют! Неприкасаемые, если это явление описывать нашими понятиями, то это люди, которые по тем или иным причинам потеряли право принадлежать к своей касте/варне и, соответственно, выпадающие из общественного устройства и находятся «на дне общества». Это распространяется и на их детей! Как аналог – наши «бомжи».
Хорошо это или плохо, деление общества на касты, пусть решают сами индийцы. Но так называемые «социальные лифты» у них отсутствуют. Хотя это не есть жесткое правило. Как пример – семейство Ганди принадлежит к варне вайшьев, а и отец и дочь были премьер-министрами Индии. Должность по определению, исключительно для кшатриев.
Правда, отец еще при жизни удостоился титула «Махатма», что автоматически перенесли на его дочь.
Понятие «Варна» шире понятия «каста», хотя оба эти термина и понятия описывают, как принято говорить на Руси – «кастовое общество Индии».
Рассмотрим поподробнее.
В своем изначальном значении на санскрите понятие «Варна» обозначает – «цвет». Принято считать, что это условное разделение «по цветам» уходит своими корнями вглубь истории ко временам завоевания Индии ариями за 1500 лет до Р.Х. Арии, как доказал в своих работах генетик профессор Клесов, принадлежали к славянским народам и имели, соответственно, более светлый цвет кожи по сравнению с представителями дравидских племен, населявших к тому времени полуостров Индостан.
Ради справедливости стоит отметить, что арии пришли «не на пустое место», довольно высокоразвитые государства на территории Индии к тому времени существовали, но пришли в упадок.
Арии принесли с собой, как я уже упоминал в предыдущих статьях свой язык и письменность и свою ведическую культуру, ну и соответственно свое общественное устройство. Завоеванные племена были включены в это общественное устройство, но на низших ролях. Опять же ради справедливости стоит отметить, что не все представители завоеванного народа автоматически оказались «на дне» общества. Лучшие их представители заняли достойное их место в кастовом обществе Ариев.
Ну а теперь, собственно, перейдем к общественному устройству, принесенному ариями в Индию, и как оно трансформировалось в Индии.
Кастовое общество Индии подразумевает существование пяти, довольно замкнутых, а в отношении высшей касты – очень замкнутых групп.
Но для начала обратимся к истории, вернее к Ведам, как это там описано:
А ради процветания миров Брахма создал из своих уст, рук, бёдер и ступнёй брахмана, кшатрия, вайшью и шудру.
А для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый, для рождённых от уст, рук, бёдер и ступнёй установил особые занятия. Обучение, изучение вед, жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни он установил для брахманов. Охрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение вед и неприверженность к мирским утехам он указал для кшатрия. Пастьбу скота, и также раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение вед, торговлю, ростовщичество и земледелие — для вайшья. Но только одно занятие владыка указал для шудр — служение этим варнам со смирением.
Здесь перечислены четыре касты/варны. Есть еще и пятая социальная группа, но о ней позже.
Итак – варна это общее определение, скажем как «яблоко», но вот только видов яблок есть превеликое множество, тут и «дичек», тут и «антоновка» и т.д. и т.п. Так и Варна является общей характеристикой социальной группы, которая в свою очередь делится на более мелкие, именуемые кастами.
Касты более подвержены изменениям, могут возникать и исчезать. Сейчас в Индии насчитывается более 3 000 каст, не так давно даже возникла каста шоферов.
Деление же общества на Варны оказалось чрезвычайно устойчивой социальной конструкцией.
Перейдем к более детальному рассмотрению понятия «Варна». Итак, варна - это цвет. Мальчик при рождении получал шнурок определенного цвета, который был обязан носить всю свою жизнь.
Цветовая палитра следующая:/
• Брахманы – белый
• Кшатрии – красный
• Вайшьи – желтый
• Шудры - черный
Переход из одной варны в другую при жизни в Индии – дело немыслимое, больше половины продукции Болливуда повествует нам именно об этом. Он – из одной касты, она – из другой касты и пожениться они не могут! Хотя в общем случае, насколько я смог выяснить, браки между представителями различных каст, даже если касты принадлежат к различным варнам, в Индии – возможны. Дело только в том, что, скажем, если девушка выходит замуж за представителя более низкой варны, то своего «личного статуса» - она не теряет, а вот дети, дети станут представителями более низкой варны. А в Индии принадлежность к той или иной касте/варне предопределяет судьбу ребенка. Таковы реалии кастового общества Индии.
Из приведенного отрывка из «Риг-веды», понятно, что Брахман имеет право присвоить себе любую понравившуюся ему вещь.
Следующий интересный пункт – изучать Веды имеют право только три высшие варны, так называемые «дважды рожденные», этой привилегии лишена низшая варна, варна – шудр.
Идем далее, в соответствии с требованиями кастового деления общества, представители более высоких каст иногда не имеют право принимать вещи, продукты и пищу из рук представителей более низких каст. В частности брахман должен отказаться от пищи, если шудра только взглянул на нее. Система довольно сложная и очень запутанная. Кто имеет право готовить пищу, и для какой касты и кто имеет право стричь представителя той или иной касты? Голову сломаешь !
Но мудрые индийцы изобрели очень удобное правило – «Рука мастера всегда чиста» и с успехом обходят эти жесткие правила кастового общества.
И в заключении о «неприкасаемых». Как можно заметить, их нет в списке каст, нет такой варны и у них нет «своего» цвета, но они существуют! Неприкасаемые, если это явление описывать нашими понятиями, то это люди, которые по тем или иным причинам потеряли право принадлежать к своей касте/варне и, соответственно, выпадающие из общественного устройства и находятся «на дне общества». Это распространяется и на их детей! Как аналог – наши «бомжи».
Хорошо это или плохо, деление общества на касты, пусть решают сами индийцы. Но так называемые «социальные лифты» у них отсутствуют. Хотя это не есть жесткое правило. Как пример – семейство Ганди принадлежит к варне вайшьев, а и отец и дочь были премьер-министрами Индии. Должность по определению, исключительно для кшатриев.
Правда, отец еще при жизни удостоился титула «Махатма», что автоматически перенесли на его дочь.
[ Регистрация | Вход ]