Послания от умерших людей Александр Бутлеров считал проявлением непознанного и выходом на новые научные горизонты, а Дмитрий Менделеев – обычным жульничеством. Спор великих захватил всю Россию.
15 сентября - 185-летие со дня его рождения. Александра Бутлерова – великий русского химика. В его честь проводятся международные конгрессы, его имя носит кратер на Луне, Президиум РАН учредил «Золотую медаль им. А. Бутлерова» за достижения в области органической химии. ну, а Дмитрия Менделеева даже неудобно продолжать.
Александр Михайлович и Дмитрий Иванович жили в одно время. В Петербургском университете Менделеев возглавлял кафедру неорганической химии, Бутлеров – органической. Друзьями не были, но и врагами тоже. В чём-то мыслили одинаково (оба – абсолютные патриоты русской науки), в чём-то помогали друг другу, в чём-то спорили (по профессиональным темам). Но в 1875 г. они серьёзно схлестнулись. Менделеев тогда предложил создать Комиссию для рассмотрения медиумических явлений под эгидой Физического общества СПбУ. Ей предстояло разобраться – что есть спиритизм? Суеверие (на чём настаивал Менделеев) или шаг к новым горизонтам науки (как считал Бутлеров).
Так сложилось, что в русском языке почти синонимами являются «спиритуализм» – это, кратко говоря, учение о всяких потусторонних духах (учение Боге тоже здесь, понятно. неявно присутствует) – и «спиритизм» – медиумная практика общения с умершими. Одно с другим связано, но Бутлеров был скорее спиритуалистом медиумы интересовали его как «подтверждение теории».
Менделеева же раздражали люди, «наделённые даром общаться с загробным миром», в существование которого он в целом сомневался. Жулики они, и под любительское фокусничество глубокомысленно подводится научная база.
Спиритизм действительно был ещё делом новым. Волна пошла из Америки. В 1848 г. семейство фермера Фокса купило дом в городке Гайдсвилле (штат Нью-Йорк). Но в нём постоянно слышались какие-то шумы и стуки. Три дочери Фокса – Маргарет, Кейт и Ли – уловили в этих звуках некую систему, наладили «обратную связь» – и выяснили, что в доме когда-то убили заезжего торговца. Его душа сообщала о давней трагедии! Потом вроде бы в подвале нашли фрагмент черепа, позднее – замурованные за фальшстенкой чьи-то останки… Что – правда, что – нет, связано это со стуками или не связано – уже не разберёшь. Так или иначе, на девушек обрушилась слава. «Медиумические сеансы» стали делом их жизни. Позже сёстры разругались. Одна выступила с разоблачением и первоначальной истории (якобы стучала, по договорённости, служанка), и прочих приёмов надуривания, потом взяла слова обратно. Другая спилась. Третья удачно вышла замуж и дальше тянула одеяло на себя. В общем, сюжет для голливудского фильма. Однако брожение умов отныне охватывало одну страну света за другой. Всё новые медиумы становились героями газетных сенсаций.
В России народ тоже увлёкся этими модными штучками. Скажем, пушкинскому другу Павлу Нащокину дух поэта диктовал стихи, дух Брюллова водил нащокинской рукой, набрасывая рисунки. Но потом Нащокин встретил на улице покойного Пушкина в образе мужика в
нагольном тулупе, от потрясения «загробные» стихи и рисунки сжёг, а спиритизм забросил.
Однако ладно – Нащокин, знаменитый московский чудак. Но ведь и серьёзные господа «подсели». Главными адептами нового учения в России стали тот же Бутлеров, его родственник Александр Аксаков – публицист, переводчик, крупный чиновник (племянник известного писателя С. Аксакова) – и его друг, видный зоолог, профессор Николай Вагнер. Они выступали в прессе, проводили сеансы, привозили в Петербург известных медиумов. Одна из сестёр Фокс с подачи Аксакова проводила сеансы с участием царской семьи.
Собственно от всего этого и завёлся Менделеев. Когда поклонниками подобных вещей становятся люди с именем – это как бы освящает явление. «Не имей Вагнер и Бутлеров авторитетности как натуралисты, публика не встрепенулась бы».
Кто ещё верил в спиритизм?
Уильям Крукс (1832–1919) – выдающийся английский химик, президент Лондонского королевского общества по развитию данных о природе, человек, открывший таллий, впервые получивший в лабораторных условиях гелий и пожалованный за научные заслуги в рыцарское достоинство.
Камилл Фламмарион (1842–1925) – французский астроном и автор вдохновенных книг по астрономии, доныне популярных во всём мире.
Оливер Лодж (1851–1940)– известный английский физик, считающийся наряду А. Поповым и Г. Маркони одним из изобретателей радио.
Артур Конан-Дойль (1859–1930) – «отец» Шерлока Холмса, пытавшийся примирить спиритизм с христианством.
Владимир Даль (1801–1872), создатель знаменитого словаря, и крупный историк Михаил Погодин (1800–1875) – в числе отечественных приверженцев.
Список можно продолжать.
Пирамидальный столик
Дмитрий Иванович пригласил в комиссию 12 виднейших учёных того времени, в основном физиков – профессоров Боргмана, Петрушевского, Краевича и др. Обе команды были подчёркнуто уважительны друг к другу: «бутлеровцы», например, согласились, чтобы часть сеансов проводилась на квартире Менделеева. Они «выставили» знаменитых европейских медиумов – подростков братьев Петти из Ньюкастля, англичанку Клайр, с которой экспериментировал Крукс (см. справку). Кроме того, учитывались результаты опытов, проведённых членами комиссии с другими медиумами, например французом Бредифом.
Сегодня при словах «спиритический сеанс» на ум приходят полутёмная комната, свеча на столе, круг с буквами, перевёрнутое блюдце с отчёркнутой стрелочкой. Полумрак со свечой в то время тоже были обязательны (Менделеев ещё посмеивался над этим), но блюдце появилось позже. Комиссия Менделеева разбирала тогдашние формы общения с духами: издаваемые звуки, вселение духа в медиума, «столоверчение» (это когда под руками участников сеанса, среди которых медиум, лёгкий столик типа ломберного ходит ходуном, приподнимается, стучит ножками). У братьев Петти звенел за занавеской колокольчик, появлялись пятна жидкости на сухом бумажном листе. Бредиф с помощью подведённых к пальцам электродов показывал из-за занавески светящуюся руку умершей возлюбленной. Менделеев пожимал плечами: почему «тот свет» каждому из медиумов подаёт знаки по-своему?
Комиссия работала больше года, провела десятки встреч, сеансов-наблюдений за медиумами, обсуждений. Менделеев потом дважды выступил с публичными лекциями-отчётами (сбор шёл в пользу жертв славянского восстания против турок в Боснии и Герцеговине) и издал за свой счёт книгу «Материалы для суждения о спиритизме».
Некоторые его заключения. Случай Петти – жульничество чистой воды: колокольчик дёргался потайной ниткой, а капли жидкости на бумаге оказались, как показал анализ, обычной слюной. Один из мальчиков ещё вызывал дух какого-то Чико, говорил его голосом – но тут уж или артистизм, или чревовещательство. С Бредифом разобрался ещё раньше профессор Боргман: медиум просто умело перезамыкал контакты и показывал собственную руку.
Столоверчение? Менделеев предложил для эксперимента «пирамидальный столик»: столешница, на край которой нельзя опереться, и ножки под углом. Плюс тщательно следили за ногами испытуемых – чтобы никто ничего не касался. Такой столик при общении с духами уже не приподнимался. Правда, ездил – но под воздействием «мускульной силы» занятых в сеансе людей. Возможно, не осознающих своих движений ввиду волнения, пребывания в трансе.
В общем, то, что наблюдали мы, заявил Менджелев, – трюки, иногда примитивные, иногда посложнее.
Успех обеспечивает изначальная настроенность публики на чудо, усиливаемая – иногда! – искренней убеждённостью медиума в своём даре.
Общий вывод – суеверие.
«Мистицизм – детство мысли, развитие его – застой, а не прогресс знания, за который так смело и прекрасно говорят наши спириты».
Тут бы надо сказать, что Дмитрий Иванович нанёс по спиритизму такой сокрушительный удар, что публика успокоилась. Но, знаете… Кто не верил – тот укрепился в своём неверии. А кто верил – продолжал верить.
Достоевский вообще говорил, что профессор Менделеев своими опровержениями лишь подхлестнул интерес к явлению.
Достоевского мы вспомнили не случайно.
Сегодня этот спор кажется наивным, нелепым – однако тогда он действительно взбаламутил общество! Одно из подтверждений – литература. Не трогая писателей второго плана (Боборыкина, Писемского и др.), возьмём самые яркие имена.
У Л. Толстого сюжет пьесы «Плоды просвещения» вертится именно вокруг спиритизма: зная подвинутость барина на «потусторонней» теме, хитрые слуги («случайно» выясняется, что один из них – прирождённый медиум) решают свои вопросы, помогают крестьянам выкупить землю. Ф. Достоевский спору Менделеева со «спиритуалистами» посвятил рассуждение в «Дневнике писателя». Шутливо замечал, между прочим, что спиритизм – явно происки чертей: кто ещё будет так ссорить хороших людей?
Автор же данного материала, изучив доводы сторон, твёрдо стал на сторону Дмитрия Ивановича Менделеева. Со всякой лженаукой, суевериями, мракобесием надо бороться решительно и сурово. Прямо с завтрашнего дня и начну!
Надо только глянуть, что на завтра рекомендуют астрологи... хе-хе...
[ Регистрация | Вход ]