Приметы, о которых ты обязан знать

Есть из треснувшей, разбитой посуды - к несчастью, к "треснутой" жизни. - Разбитая посуда всегда символизировала ущербность, несчастье - за исключением тех случаев, когда ее били умышленно (например, на свадьбе). Суть этой приметы в психологическом плане такова: треснувшая посуда держит хозяйку в напряжении, заставляет вспоминать о ситуации, в которой ее испортили. Естественно, что это лишь добавляет огорчений. Но еще важнее другое: посудина с трещиной может разбиться в любой момент - и вы окажетесь ошпаренным кипятком, супом и т.п.


Не бери чужой носовой платок - с ним и чужие слезы к тебе перейдут. Если же тебе дарят новый носовой платок, дай символический выкуп, хотя бы копеечку. - Вообще любая чужая вещь народом наделяется особенностью хранить память о своем владельце. Считается, что зеркало помнит лица своих предыдущих хозяев, веник - своего домового, и т. д. Не исключение и носовой платок. Приведу еще одно поверье о "памятливости вещей" - на сей раз положительного свойства: если немного поносить с собой кошелек богатого человека, то и твой кошелек от него научится деньги хранить. О выкупе за мелкий подарок мы уже говорили. Можно сказать также о чисто гигиеническом смысле, заложенном в примету: не надо пользоваться чужим носовым платком (как и полотенцем, расческой) во избежании инфекции.



Хочешь кошелек подарить - положи в него монетку или купюру, чтобы он никогда пустым не был. - Это относится буквально ко всем вещам, которые предназначены для того, чтобы в них что-то хранилось, они чем-то заполнялись. Точно так же не рекомендуется дарить пустыми сумки, чемоданы, даже посуду. Взяв ненадолго сковороду, соседка возвращала ее с тем, что пеклось в ней, чаще всего с блином. Считается, что вещь сразу должна привыкать к тому, что нельзя быть пустой.

Двоим в одно время в зеркало смотреть нельзя: одного и того же человека полюбят и страдать будут. - Зеркало - это один из самых магических, мистических предметов в доме. С его помощью угадывали судьбу (гадали), его закрывали, когда в доме покойник ("чтобы душа не заблудилась"), его убирали подальше от младенцев (чтобы не испугались и немыми не остались) и т.д. Во всем этом есть как мистический, как и бытовой смысл. Мистически зеркало символизирует собою двойственность существования, границу между мирами, "вместилище душ". Считается, что в зеркале можно увидеть и свою старость, и свою смерть. Данное суеверие построено именно на мистическом восприятии зеркала, запечатлев себя вместе с кем-то в одном пространстве, в дальнейшем ко всему будешь иметь отношение только вместе с ним. В частности, полюбишь вместе с ним одного и того же человека. Учитывая наличие зеркал во всех публичных местах (например, в театре), нельзя без иронии относиться к этому суеверию.

После заката солнца ни денег, ни вещей в долг не дают: возврата не будет. - Мы уже вспоминали о похожей примете ранее. Закат солнца символизирует наступление временного царства тьмы, темных сил, которые только того и хотят, чтобы поссорить людей. После заката солнца не позволялось также разрезать новую ковригу хлеба, выбрасывать мусор и т.д. Другими словами, нельзя ни начинать нового дела, ни выносить что-либо из дома (защищенного пространства) за его стены, за порог, ибо это - в ущерб. В поверье отражено и древнее обожествление солнца - Дажьбога, Ярилы, Хорса (в зависимости от подчеркиваемой функции у бога-Солнца были разные имена).

Чтобы деньги водились, надо смотреть на только что народившийся месяц, держась при этом за деньги или за золото. - Стать богатым - нормальное желание всякого человека, ибо богатство дает независимость. Поэтому с возможностью достигнуть богатства народ связывал множество примет: тут и длинные волосы, и шуба ворсом кверху, и муравьи, и даже тараканы (по количественному принципу), и крик кукушки, и умывание водой, в которой лежат золотые предметы... В данном случае имеется в виду ассоциация с растущим месяцем (луной): он будет расти - и деньги будут прибавляться. Полная луна напоминает большую монету, а свет ее похож на цвет драгоценных металлов, что и способствовало появлению приметы.

Пустую бутылку на столе не держи - денег не будет. - Примета относится к любой пустой посуде, ибо она уже исчерпала свои функции. На мистическом уровне это объясняется тем, что в пустую бутылку может вселиться нечистая сила ("свято место пусто не бывает"). По этой причине хозяйки на ночь переворачивают кверху дном кастрюли, горшки, банки, если они пусты.

Белье невзначай наизнанку надел - проси домашних по спине постучать, иначе битым будешь. - Надеть что-то наизнанку - значит предложить внешнему, враждебному миру то, что обычно охраняется, оберегается, защищается. Другими словами - стать беззащитным. Просьба к домашним постучать по спине - своего рода знак, что тебя уже били и за эту оплошность второй раз наказывать не надо. Если отойти от мистических толкований, то, естественно, человек, который ходит весь день в надетой наизнанку одежде, испытывает дискомфорт.

Хочешь уберечься от сглаза - носи на одежде булавку. Хочешь дом уберечь - воткни над дверью или в дверь иголку с ниткой. - Как уже не раз говорилось, игла - это орудие порчи в руках злого человека; она же и оберег, если направить ее острием против недруга, ибо тогда его взгляд наткнется на острие и не сможет причинить вреда. При этом совершенно не важно, видит он эту иглу (булавку) или не видит. Главное, что вы уверены в своей защищенности. Ту же функцию выполняет игла в двери или над дверью. Можно лишь улыбнуться над этим суеверием, но обратите внимание, как много людей носят на себе булавки именно с этой целью, даже и делая вид, что используют их по прямому назначению. И то хорошо. Если б не вера в примету, пришлось бы туго, когда пуговица внезапно оторвется или разойдется молния.

Нельзя малышу видеть себя в зеркале: может испугаться. Если он уже начал говорить - заикой станет. Если еще не начал, то от испуга может и не научиться. - Поверий о зеркалах, как уже говорилось, существует великое множество, притом в разных странах. Большинство из них связано с мистической верой в то, что в зеркале живет двойник человека. Но в данном случае поверье основано на реальных наблюдениях: младенец еще не понимает, что такое зеркало, не имеет представления о возможности собственного отражения в нем, и появление перед его глазами какого-то человечка с теми же движениями, что у него самого, отнюдь не смешит младенца (как думают иногда юные родители), а пугает.

Вытираться вдвоем одним полотенцем - вскоре поссориться- В основе - запрет на использование одной и той же вещи двумя людьми. Мы уже говорили об этом, здесь добавлю: нельзя от одного куска вдвоем откусывать (за исключением мужа и жены); нельзя пить из одного стакана. Этому же посвящено немало пословиц (например, о двух медведях, которые в одной берлоге не уживаются). Причина - в неделимости личностного пространства, того, что близко соприкасается с человеком и словно бы принимает на себя часть его энергии, духа, мыслей. С бытовой точки зрения речь идет, конечно, о соблюдении элементарных гигиенических правил.

Брал взаймы кастрюлю (сковороду, тарелку, стакан, сумку и т.д.) -пустыми не возвращай, не то в твоей посуде тоже пусто будет. - Корни приметы те же, что и в случае с пустым кошельком. Но если рассуждать не с мистической, а с бытовой точки зрения, то в этом поверье заложен хороший смысл: брал взаймы вещь - верни ее с благодарностью, с реальной "отдачей", с подарком. К тому же хозяйка благодаря этому будет знать, что ее кастрюля, сковорода, тарелка действительно использовались по назначению.

Продав первую вещь, назначенную к продаже, прикоснись деньгами к остальным, - тогда и они будут куплены быстро и с выгодой. - Примета не только известная, но и активно используемая всеми, кто связан с торговлей. Суть ее в поговорках: деньги к деньгам льнут; одни деньги другие зовут. Естественно, реальной основы примета в себе не несет. Но, если вдуматься, она верна с точки зрения психологии. Видя деньги в руках торговца, мы отмечаем для себя, что товар у него покупают, значит, он стоит того. И это - первый шаг к остановке своего выбора на этом товаре.

Дарить острое (нож, булавку, ножницы и т.д.) - к ссоре. Надо взять выкуп - тогда обойдется. - Если в случае с подаренным носовым платком надо "выкупить" его, чтобы потом не плакать, то все острые предметы надо "выкупать", чтобы не пораниться ими и, следственно, не поссориться ("Я именно твоим ножом поранилась!" - "Ах, тебе мой подарок не нравится?!" - и т.д.). Поверье возникло также потому, что острые предметы связаны со сглазом. Если они "куплены", то перестают принадлежать другому человеку. Собственные же острые предметы, наоборот, уже служат средством против сглаза.

Если пропала какая-либо вещь, надо привязать к ножке стула платок и сказать домовому: "Поиграй, поиграй да отдай!" Вскоре потерянная вещь найдется. - Это - одно из наиболее распространенных поверий, о нем часто вспоминают и теперь. По легендам, домовой любит играть вещами и иногда - не по злому умыслу, а заигравшись! - забывает их возвращать на место. Особенно любит он разноцветные тряпочки, платки, шарфы. Вот на эту-то любовь его и ловят. Лишь только он увидит привязанный на уровне своего роста (к ножке стула) платок, особенно яркий, как тут же и возвращает вещь. Заодно таким образом он благодарит за уважительное отношение к нему. Странно, но часто это поверье сбывается. Недавно автору этих строк довелось в очередной раз наблюдать, как целая кафедра в полном составе искала затерявшийся ключ. Только после обращения к домовому и привязывания платка к стулу ключ нашелся. Правда, до сих пор не ясно, есть ли домовой на кафедре (ведь это не совсем "дом"), а если нет, то почему же вещи находятся именно после обращения к нему? Вполне вероятно, что помогает появившаяся после этого уверенность, - и поиски становятся более целенаправленными.

Подкову найти - к счастью. Надо повесить ее над входной дверью. - Вера в охранительную силу подковы распространена во всем мире. Может быть, положительное ее воздействие объяснимо и с точки зрения физики. Но легенда гласит, что дьявол, который обычно ходит по кругу, в случае с подковой обречен метаться от одного конца ее к другому, ибо круг разомкнут. Поэтому ему некогда чинить козни людям. Вторая легенда гласит, что кузнец, к которому черт пришел, чтобы подковать копыто, здорово наказал нечистого: отпустил, только взяв с того обещание, что он никогда не войдет в дом, в котором висит подкова.

Часто теряешь ключи от дома - значит, скоро обворуют. - Очень верная примета! Она даже и не нуждается в пояснениях. Особенно - если ключи потеряны вместе с документами, в которых есть адрес. Единственное, что тут можно сказать: потерял ключи - меняй замки (то есть зафиксировать еще одно "поверье").

Ключи куда попало класть - к ссоре. - Примета не менее верная, чем предыдущая. Сколько раз любой из нас, отыскивая запропастившиеся ключи, обвинял домашних в том, что это случилось именно по их вине! В результате отношения накалялись и вспыхивала ссора. Тем более что о ключах, как правило, вспоминают уже перед самым выходом, когда времени нет.

Приметы связанные с растениями

Цветы, в горшках подаренные, расти не будут, если за них не дать символический выкуп. - О причине хотя бы символической оплаты подарка, особенно живого (кошка ли это, птица или растение), мы уже говорили: за подарок должен быть отдарок; поскольку об отдарке за недорогую вещь можно и забыть, так лучше сразу ее "выкупить". На мистическом уровне можно принять и такую версию: растение, просто оставленное в чужом доме, считает себя здесь чужим, а если его купили - понимает, что у него новый хозяин появился.

До яблочного Спаса яблоки грешно есть. - Поверье зародилось на мистическом уровне: яблок до Спаса нельзя есть тем, у кого дети умерли, - чтобы им на том свете яблоки достались (имеется в виду духовная субстанция сохраненных на дереве плодов). Но об этом со временем забылось, и остался лишь запрет для всех. Основан он на том, что в деревнях до августа (то есть именно до Спаса) далеко не все яблоки успевают созреть; дети, наевшись зеленых яблок, страдают затем расстройством желудка. Чтобы не было соблазна, им и говорят об этом запрете.

Не спи возле белены  - Употребление белены или долгое вдыхание запаха ее цветов приводит к галлюцинациям, временному расстройству рассудка и необдуманным поступкам. Говорят: "Дурит, словно белены объелся". Если долго вдыхать ее запах, можно и в самом деле умереть.

Украденные цветы и прочие растения приживаются лучше, чем купленные или подаренные. - Это уж вполне бытовая примета, оставляющая в стороне и этику, и мистику. Украденные приживаются лучше, чем купленные, потому что их быстрее в землю сажают, пока уличить не успели. К тому же у купленного или полученного в подарок растения корни подсохнуть могут, а украденное - только что из земли и снова в землю.

Горох рассыпать - к слезам. - Поверье построено на внешнем сходстве слезы и горошины. Но есть и более легендарное пояснение, когда за прегрешения род людской был наказан голодом, то, чтобы спасти людей, Матерь Божия плакала и слезы ее становились горошинами.

Горох сей только тогда, когда накануне ночь была звездная. - Очень простая взаимосвязь: желание, чтобы гороха было столько, сколько звезд на небе.

Чужую беду на бобах разведу, а к своей ума не приложу. - Имеется в виду распространенное гадание на бобах, которым приписывают мистические, сверхъестественные свойства. На бобах не просто гадают, а стремятся предотвратить беду, развести ее "в разные стороны", уничтожить.

Увидишь цветок сирени о пяти лепестках - съешь. Это к счастью, к удаче. - Считается, что счастье так же редко встречается, как и цветок с пятью лепестками. Поэтому, став его полным обладателем (съев), человек закрепляет за собою удачливость. Кстати, можно сравнить это с находкой "курьего божка" - камня с дырочкой посередине - на морском побережье. Нашедший считается удачливым и должен загадать желание, которое обязательно исполнится. Автор этих строк в течение одного дня, на зависть отдыхающим в Коктебеле, случайно обнаружил два десятка таких камней с дырочками. Но загаданное желание - купить билет на московский поезд - исполнилось только через два дня.

Если снег растаял и на этом месте плесень появилась - к грибам. - Речь идет не просто об урожае на грибы, а об изобилии грибов именно на этом, примеченном месте. Плесень, появившаяся из-под снега, свидетельствует о грибнице (она же - мицелий) - тончайших разветвленных и переплетенных нитях, образующих вегетативное тело грибов.

Кто вербу своими руками у дома посадит, тот себе заступ готовит. - Имеется в виду, что этот человек умрет тогда, когда из посаженной им вербы можно будет вытесать лопату. Поверье относится к числу щадящих: верба растет долго, и к тому времени действительно можно умереть от старости. В отличие от молодой вербы, символизирующей здоровье и плодородие, старая верба повсеместно считалась "проклятой", потому что ни плодов, ни тени она не дает. Пословица "влюбился, как черт в старую вербу" подтверждает негативное отношение. Такое дерево, особенно дуплистое, слыло прибежищем нечистой силы. Одно из пояснений может крыться в забытой уже легенде о гвоздях, которыми распяли Иисуса: они были не железными, а сделанными из вербы.

Большой урожай рябины - к долгой и морозной зиме. Рябина в лесу урожайная - к дождливой осени, если нет - к сухой. - Примета проверена временем и фиксирует регулирующие функции природы. Как уже говорилось, перед затяжной морозной зимой рябина плодоносит больше обычного, потому что без ее ягод птицы не смогут дожить до весны. Вопрос в том, как природа выдерживает эту закономерность. Но сама по себе примета верна, как и вторая из приведенных здесь.

Береза, рядом с домом посаженная, зло отпугивает и от молнии оберегает. - От молнии оберегает всякое высокое дерево, поскольку оно служит естественным громоотводом (молниеулавливателем). Именно поэтому в поле во время грозы нельзя прятаться от дождя под дерево: будучи единственным возвышающимся объектом, оно в первую очередь станет жертвой молнии. Что касается особенности березы отпугивать зло, это связано с ее белым цветом и с преданиями. Некогда березка укрыла от непогоды Богородицу и Иисуса, а в другой раз спрятала в своих ветвях от нечистой силы Святую Пятницу, - потому и пользуется покровительством всех троих. Одно из объяснений может крыться и в предании, что на Троицу в березовые ветви вселяются души умерших родственников, которые продолжают помогать оставшимся в живых. Вообще береза - самое любимое славянами дерево. Оно включалось и в разнообразные магические обряды дохристианских времен. Кора березы служила "бумагой": свитки из березовой коры сохранились в новгородских и других землях вплоть до XX века, свидетельствуя о грамотности древних русичей (еще до принятия христианства).

Если больного на Максима березовым соком напоить, то он выздоровеет. - День Максима и Ясона (Иассона) -28 апреля старого стиля -11 мая нового. В этот день обычно начинают собирать березовый сок. Наиболее целебным считается сок из верхней части ствола. Добывание сока обставлялось магическими обрядами и строго регулировалось, чтобы не повредить дереву. Смысл приметы в том, что именно в этот день - "на Максима" - березовый сок обладает наибольшими целебными свойствами.

Если с бузинным посохом в путь отправиться, то не страшны будут ни злые люди, ни дикие звери. - Такое отношение к бузине зафиксировано исследователями не только в России, но и в Англии, Германии, Шотландии и других странах. Это основано на ее- целебных свойствах и благотворном запахе. Настоем из цветков бузины излечивают лихорадку. Ветку бузины с собою носят от сглаза. Естественно, что эти особенности перенесены и на посох, который может к тому же физически защитить путника. Вспомним, что Пушкин отправлялся в далекие одинокие прогулки по окрестности Михайловского, тогда еще богатым лесами, всегда с посохом - возможно, как раз бузинным, ибо хорошо знал народные приметы.

Грибы на стене растут - к богатству. - Речь идет, конечно, о внешней, а не внутренней стене дома. Смысл поверья порядком подзабыт, и теперь уж мало кто может выявить истинное его происхождение. Многие говорят, что в основе - количество: мол, богатства будет - как грибов. Или что оно само появится, как появляются грибы. На самом же деле забытый смысл состоит в том, что гриб был одним из фаллических символов (не случайно до сих пор грибы делят на "мужские" и "женские"). Именно поэтому толкователи снов по сей день трактуют гриб как жениха или как беременность, т. е. в любом случае - "прибыль". На поверхности лежащее объяснение - в пословице: "Коли грибовно - так и хлебовно". То есть обилие грибов связывается и с урожаем зерновых. Ну а если даже на стене дома грибы появились -точно быть богатству (хлебу).

Вековую ель рубить нельзя - к неприятностям. - В народе считается, что старая, вековая ель - это жилище лешего. Если ее срубить, то леший начнет мстить всеми ему доступными способами, вплоть до поджога. И уж точно станет сбивать с дороги в лесу, где он хозяин.

Мужчина, пристрастившийся к конопле, может остаться бездетным. - Ранее это было просто приметой, основанной на опыте, на наблюдениях. Теперь же, зная о наркотических свойствах конопли и о ее воздействии на организм, можно убедиться в верности давнего народного наблюдения: действительно, употребление конопли (имеется в виду очень частое) снижает потенцию.

Если травой колюкой окурить ружье, то оно становится метким. - Конечно, само по себе ружье, без охотника, не может быть метким или неметким. Поэтому резонно предположить, что речь идет о воздействии дыма колюки не на ружье, а на зрение охотника.

Хочешь, чтоб лен хороший уродился, - сей его обнаженным. - Поверье родилось еще в дохристианские времена, когда природа одухотворялась и обожествлялась; славяне считали, что любое растение так же мыслит и чувствует, как и человек. Обнажаясь, хотели обмануть лен - чтобы он подумал: надо мне уродить, а то человеку и надеть-то на себя нечего! Ведь лен служил основной тканью для одежды: из грубого льняного полотна изготовлялась вся повседневная одежда русских крестьян, из тонко выделанного и украшенного - праздничная.

Кто любит миндаль, тот и жену любит. - Это наблюдение можно отнести к любым орехам (в том числе и к лесным, и к грецким). Все они рекомендуются в пищу мужчинам, т.к. положительно действуют на половую функцию организма. Рецептов, как древних, так и современных, существует великое множество. К тому же орехи хорошо насыщают, и вегетарианцы с успехом заменяют ими (а также фасолью) мясо.

Найти одолень-траву и с собой носить - талант и добро обрести. - Одолень-трава - народное название кувшинки. Особыми свойствами ее наделили за то, что она применялась в медицине, служа противоядием и средством от зубной боли. Со временем ей, уже на основе названия, приписали свойство одолевать не только боль, но и злых людей, колдунов, всяческие несчастья.

Для того чтобы уберечь новобрачных от порчи, им в карманы кладут кусочки коры ольхи. - Магическим оберегом ольха стала из-за красного цвета коры, который ассоциируется с кровью. Как все яркое, красная кора привлекает взгляд и, соответственно, оберегает от сглаза. Даже если кора спрятана в карман, у человека есть уверенность, что его не сглазят. Считается, что купание в реке, омывающей корни ольхи, предохраняет от болезней, а ветки ее, воткнутые по краям поля, защищают от града.

Кто носит с собою орех-двойчатку, богатым будет. - В основе поверья - количественный принцип и уверенность в том, что пустой орех - к голоду, а полный - к достатку. Тем более - орех-двойчатка.

Излечить больного от лихорадки можно, спрятав в осиновом пне его волосы и ногти. Чтобы ребенок перерос свою болезнь, его волосы и ногти надо спрятать в ствол осины на уровне роста ребенка. Когда осина подрастет, она и болезнь унесет. Если больной человек посидит на свежем осиновом пне, то пень заберет его болезнь. При бессоннице ребенка надо положить ему в колыбель веточку осины. - В основе этих и многих других поверий лежит отношение к осине как к оберегу. В то же время ее запрещалось сажать возле дома, топить печь ее дровами без нужды (хотя замечено, что дым этих дров уничтожает сажу в печи) и применять в строительстве.

Петунья-трава от хмельного питья бережет. - Действительно, это растение, часто встречающееся в садах, обладает свойством нейтрализовать действие алкоголя. Рецепт прост: перед употреблением спиртного смешать ложку оливкового масла с двумя ложками истолченной петуньи и принять это внутрь.

Если приложить разрыв-траву к замку, он тут же откроется или на части разлетится. Разрыв-трава ломает и железо, и сталь, и золото, и серебро. Если бросить ее в кузницу, то кузнец работать не сможет. - Эти и многие другие поверья, связанные с легендарной разрыв-травой, пока не имеют под собою четких оснований. Считается, что листья этой загадочной травы имеют форму крестиков, цветок ее словно огнем полыхает. Как и папоротник, распускается разрыв-трава только в ночь на Ивана Купалу. Цветет очень недолго -за это время возможно лишь прочитать "Отче наш", "Богородицу" и "Верую". Предание гласит, что эту волшебную траву мало кто видел и мало кому известно, где она растет. Более того, и добыча ее сопряжена со смертельной опасностью. Говорят, что обычная трава, брошенная в реку, плывет по течению, а разрыв-трава - против течения. Так ее и узнают. Поверья о разрыв-траве существуют не только у славян, а и у других народов, что может свидетельствовать или о том, что она и в самом деле существует в природе, или о всеобщей мечте о ней. Некоторые качества разрыв-травы находят в цикории. В.И. Даль пишет, что близкими к ней являются растения прыгун, розопас, нетронь-меня, saxifraga, impatiens.

Хранить в доме сушеный трилистник - к благополучию. - Думается, что хранить в доме любую сушеную траву, которая используется в народной медицине, будь то зверобой, тысячелистник, мята или ромашка, - к благополучию, если под таковым для на-чала разуметь здоровье.

Если редьку или редиску резать ножом не сверху, а от корня, то отрыжки не будет. - Действительно, так устроены волокна этого растения. Кстати, на этой особенности построены народные розыгрыши с применением другого растения: если горький перец разрезать поперек, то го-речь его очевидна, но если тот же плод разрезать вдоль, то его можно спокойно есть, вместо горечи ощущая сладость.

Если сварить репу, а оставшейся водой омыть чирьи, то они вскоре исчезнут. - Наблюдение, основанное на опыте народной медицины. Это средство вошло в некоторые, травники. Вероятно, в отваре репы содержатся вещества, помогающие заживлению.

Просыпать нечаянно рожь - к удаче. - Поверье основано на том же принципе, что и осыпание зерном молодоженов: зерно - символ плодородия и жизни.

Улика-трава мужа к жене возвращает, а жену - к мужу. - Не исключено, что эта трава и впрямь обладает такой особенностью, но реальных подтверждений автору не довелось встретить. Сохранился заговор, который надо произносить, готовя из улики-травы питье для того, кто разлюбил: "Как ты, трава, приклонила главу свою к земле, так бы и он (она) приклонил главу свою ко мне и был со мною сердцем и душою до гробовой доски!" Травники сообщают, что трава эта -красно-вишневого цвета, цветки желтые, листья лапками.

Кто при себе сухой хмель носит, тот от порчи спасается. - Хмель стоит в ряду природных оберегов в силу того, что используется и в медицине, и при изготовлении пищевых продуктов (например, пива). Следовательно, с ним связано представление о веселье и здоровье.

Если в доме ругаются, то цветы гибнут. - Давнее и, безусловно, верное наблюдение. Многие обращали внимание на то, что в иных домах цветы растут пышно, а в иных не приживаются. Дело может быть как в ссорах, так и в характере, в биополе хозяина. Некоторые виды цветов реагируют даже на резкие звуки. Ныне доказано, что цветы реагируют и на неблагоприятные места в квартире. Поэтому рекомендуется хорошо растущий цветок поставить на месяц возле кровати или письменного стола и проследить за его состоянием. Если при том же уходе и количестве света он начинает чахнуть, значит вы большую часть времени проводите в неблагоприятной зоне и есть смысл об этом задуматься.

Завяли цветы в доме - к обнове. - Вполне естественно, поскольку придется покупать или разводить новые. Примета направлена на утешение, что не так уж часто встречается, к сожалению, в поверьях и приметах нашего народа.

Кто ест с пищей чернобыльник, тот может не бояться ни колдунов, ни змеиных укусов. Если чернобыльник повесить в доме, то нечистая сила там не появится. Кто перед днем Ивана Купала надевает венок из чернобыльника на голову, того головная и глазная боль минует. - Чернобыльник (он же - чернобыл, он же - будыльник, artemisia vulgaris) - вид крупной полыни. Корень ее дают при падучей болезни. Как и многие растения с острым запахом, трава эта служит оберегом: либо отпугивает, либо вызывает доминирующее внимание, не оставляя у завистника сил на сглаз.

Если взять с собой чертополох в дорогу, он убережет от искушений. Отваром стеблей чертополоха хорошо растирать бока и спину при простуде. Чертополох защищает дом от ведьм, а людей - от порчи. - Чертополох, известный также под названиями: мурат, осот, волчец, репец (виды cirsium и carduus), - колючая сорная трава. Отпугивающие свойства приписываются ей из-за колючек. Считается, что все колющее (иголки, булавки), направленное острием на злого человека, лишает его способности наводить порчу, поскольку взгляд натыкается на острое. Значительную роль здесь играет, как и во многих сходных случаях, эффект самовнушения: когда человек знает, что его оберегает какой-либо амулет (например, залитый воском чертополох в ладанке), он более спокоен, и, соответственно, менее подвержен отрицательным эмоциям. Название свое трава получила из-за уверенности людей в том, что именно ею лучше всего чертей гонять. Почтительное отношение к чертополоху как к оберегу зафиксировано не только у славян, а и у других европейских народов.

Кто ест чеснок, того даже нечистая сила боится. Если толченый вареный чеснок приложить к нарывам, то они вскоре пройдут. При укусе змеи надо это место мазать чесноком, прожаренным в деревянном масле. Кто ест хлеб с чесноком, не заболеет. Ешь натощак печеный чеснок -голос звонким будет. Если лихорадка настигла, надо водку на чесноке настоять и пить понемногу после приступов. - Примет и поверий, связанных с чесноком, очень много. Одинаково почитаемо это растение и славянами, и египтянами, и англичанами, и немцами, и персами, и турками, и греками, и многими другими народами. Причина в том, что чеснок - природная аптека, кладовая витаминов. В наше время столь же часто, как в старину, чеснок применяется в борьбе с простудой. Что касается способности чеснока отпугивать нечистую силу, предохранять от сглаза и порчи, то способность эта приписывается ему благодаря стойкому резкому запаху, который отвлекает "глаз-ливых" людей и саму нечисть. С древних времен к чесноку относились как к драго-ценному продукту, это и закрепило его мистический культ.

Приметы о жилище.

Первым в новый дом входит старый человек - Поверье в первую очередь отражает уважение к старшим. Но есть в нем и мистический смысл. Связан он стем, что начало нового дела, нового этапа жизни требует жертвы. Роль жертвы и брал на себя старый человек, поскольку считалось, что тот, кто первым переступит порог нового дома или переночует в нем, первым и умрет.

Первой в новый дом впускают кошку - В сущности, этот обычай основан на том же, что и предыдущий. Но к нему добавляется еще одно толкование: кошка способна найти в жилище самое здоровое, уютное место. В дом входят после того, как кошка уляжется на этом месте. Обычно там ставят кровать для молодых, а после рождения ребенка - колыбель. Я специально наблюдал за дальнейшей судьбой кошек, которые первыми были впущены в новый дом. Погибших среди них не было. Более того, одна прожила фантастически долгую жизнь - около двадцати лет.

На первую ночь в новом доме надо петуха запереть - Ясно, что причина этого поверья в том же, что и предыдущих. Главное - принести жертву, и желательно, чтобы она была как можно менее "кровавой", не человеческой. Кроме того, петуху в славянской мифологии приписывалась способность разгонять нечистую силу (три раза петух прокукарекал, возвещая о рассвете, - и черти разбежались). Впускают в дом петуха и по той причине, что он считался одним из символов плодородия. Следовательно, его пребывание в новой избе обеспечивало новоселам появление детей и богатство.

На Федору не выноси из избы copy - В каждой избе есть "дедушка", "хозяин" - домовой. Живет он, где сам захочет, - за печкой, или в чулане, или под порогом. Любимый его предмет в доме - веник. В Федорин день домовой из-под веника не выходит, поэтому хозяйке надо быть осторожной, чтобы с мусором не выкинуть и "дедушку", не то он обидится и пакостить начнет.

Перебираясь в новый дом, старый веник с собой неси - Это поверье, как и предыдущее, связано с тем, что под веником может жить домовой. Но, кроме того, в народе сложилось непростое отношение к венику в силу его мистической двоякости. С одной стороны, веник и метла - излюбленные орудия ведьм, которые на них и летают, и росу ими стряхивают, и порчу наводят, болезни насылают (швырнули веник вослед или подбросили его под порог - и готово!). С другой стороны, поскольку с помощью веника избавляются от грязи, ему приписывают и возможность избавлять от нечистой силы (метут им дорогу перед молодоженами и т.д.). Если веником выметали солому, на которой обмывали покойника, такой веник обязательно выбрасывают. Но старый веник при переезде в новый дом обязательно брали с собой: во-первых - чтобы перенести домового; во-вторых - чтобы на выброшенный веник не наступили и тем самым не причинили хозяевам неприятностей.

Не свисти в доме - денег не будет. Нельзя свистеть в доме, а то он опустеет - К свисту в народе вообще отношение отрицательное. Свист - забава бездельников. К тому же, резко свистнув, можно напугать ребенка, беременную женщину, так что эта забава и опасна. А мистически это ассоциируется со свистом ветра, который может унести из дому деньги, добро. Но ближе всего в данном случае бытовое пояснение: разве может нравиться всем остальным домочадцам, когда один из них постоянно насвистывает? Вот и дают они ему понять: будешь свистеть - на всех несчастье накличешь, в том числе и на самого себя.

Мыть или подметать пол сразу после отъезда близкого или гостя - все равно что вымывать, выметать его из дому - Поверье, суть которого - в мистическом восприятии человека и "следов от него". Человек ушел, но атмосфера в доме, где он пробыл какое-то время, еще осталась, как остается и некий "духовный след" от пищи на посуде, из которой только что ели. Не надо уничтожать эти мистические следы немедленно (если, конечно, речь не идет о "следах" врага).

Забыть какую-либо вещь в чужом доме - к скорому возвращению туда - Думается, тут и без всякой мистики ясно: если уж что-то забыл, то волей-неволей придется возвращаться. А поскольку при себе обычно носят необходимые на каждый день вещи (в наше время - телефонную книжку, зонтик и т.д.), то логично, что возвращаться надо будет поскорее.

Здороваться и прощаться на пороге - к ссоре - Смысл этого поверья восходит к особой роли порога в доме (как и печи) - мистической границы между внешним миром и жилищем (о чем мы уже говорили). Но и бытовой смысл достаточно ясен: негоже начинать приветствия, еще не пригласив человека войти, или продолжать разговор, когда гость уже уходит. То есть речь идет о правилах приличия, вежливости.

Веник должен стоять в углу ручкой вниз: это спасает от злого глаза - Веник воспринимается не только как предмет для уборки в доме, но и как один из немаловажных мистических символов. Мусор связывали с неприкаянными душами умерших, а веник ведь в постоянном соприкосновении с мусором. Веник - и одно из пристанищ домового. В то же время на венике (на метле) летают ведьмы, нечистая сила заметает им свои следы, посредством оставленного где-нибудь нерадивой хозяйкой веника можно навести порчу, наслать болезнь. Исходя из всего этого и отношение к венику двойственное. Ставить его ручкой вниз - значит, использовать его защитную функцию, а именно - призывать на помощь домового и показывать врагам дома, что вы готовы их вымести. В сущности же, бережливые хозяйки всегда держат веник ручкой книзу по той простой причине, что так он дольше служит. И, наконец, ручкой вниз можно поставить только чистый веник, на что подспудно и наталкивает этот обычай.

Хранить разбитую посуду - к несчастью - Разбитая посуда символизирует ущербность, нецелостность (можно вспомнить обычай бить посуду на свадьбе, связанный с тем, что невеста расстается с девственностью). Следовательно, хранехранение разбитой посуды в доме может при-вести к разладу, несогласию. С бытовой же точки зрения разбитая посуда попросту опасна: можно пораниться. И потому лучше не провоцировать несчастье, склеивая черепки, а избавиться от них. Не зря сохранилось старинное поверье: "Посуда бьется - к счастью". Все уж забыли, что это имеет отношение к невесте, и повторяют, просто чтобы не омрачать себе настроение из-за разбитой чашки.

Не сиди на пороге - заболеешь - О мистической роли порога мы уже не раз говорили. В бытовом же смысле все ясно: сидя на пороге, человек держит дверь открытой и оказывается на сквозняке. К тому же порог расположен близко к земле, к сырости, что также провоцирует заболевание.

При переезде в новый дом не оставляй в старом мусора: по нему могут порчу навести - Очень дельный совет, скажем мы, особенно если представим те слова и мысли новых хозяев, которые будут адресованы неряхам. А слово, как известно, обладает и физической силой. Порою предлагается старый мусор в новый дом переносить, а уж там выбрасывать. Думается, это - излишнее усердие; лучше употребить такое усердие на уборку - тогда и порчу не почему будет наводить.

Вечером мусор не выбрасывай: могут обворовать - Мистический смысл поверья связан с опасностью лишаться чего-то, отнимать от себя что-то после захода Солнца, когда начинает властвовать нечистая сила. Остался в этом запрете и след верования в то, что мусор - пристанище неприкаянных душ; поэтому негоже избавляться от него на ночь глядя, в темное время суток. По той же причине сохранился кое-где обычай выбрасывать мусор на дорогу, на перекресток (автор этих строк много раз наблюдал подобное на Украине, в частности в Ильинке и Знаменке, где именно так пояснялся смысл действий). И по той же причине не рекомендуется домашний, комнатный мусор сжигать.

Чтобы уберечь дом от колдунов и злых людей, надо воткнуть в дверь булавку или иглу острием наружу - Поверье связано с отношением к острым предметам как к мистической защите от недоброжелателя. При этом не имеет значения, видит он иглу или нет. Главное, чтобы хозяева были спокойны, зная, что злой взгляд обезврежен. Мистическая сила приписывалась и растениям-оберегам, которые либо имеют колючки (чертополох), либо способны вызывать жжение (крапива), либо обладают резким запахом (мята), острым вкусом (перец).

Въехал в новый дом - потолок целый год белить не надо - В течение года дом дает осадку, потолок деформируется и побелка все равно будет испорчена. Побелив потолок, хозяйка все время будет ходить с веником и подметать (как это и происходит ныне во всех новых домах, особенно городских).

Не сиди, девица, на подоконнике - замуж не выйдешь - Одна из запретительных примет, которая должна подействовать, если не действует нормальное объяснение, что негоже девушке сидеть на подоконнике. Во-первых, это опасно; а во-вторых - испокон веков девушка не должна была выставлять себя напоказ. О сидящей на подоконнике девице, которая только и делает, что на улицу пялится, пойдет слава, что у нее только одно на уме: с парнями знакомиться, жениха высматривать.

В один день двумя вениками не мети: богатство разметешь - Тут просматривается мистическая связь с домовым, который в доме один и поэтому не может находиться сразу под двумя вениками. Бытовая же причина кроется в пословице: "Всякая метла по-своему метет": То есть, подметая разными вениками, хозяйка помимо воли может оставить где-то мусор.

Если в доме подметать веником из полыни, нечистая сила не заведется - В основе поверья - отношение к полыни как к одному из оберегов. Считается, что резкий запах этой травы отпугивает не только нечистую силу, но и злых людей, а также противостоит порче.

Когда в доме подметаешь, мети не к порогу, а от порога, не то все богатство выметешь - Мести к порогу - значит двигаться за пределы своего дома, своего пространства. При этом вместе с мусором (который, как мы знаем, тоже мистифицировался) можно вымести что-то свое - хорошее, ценное. Даже во дворе после выноса покойника мусор мели по направлению к дому, мотивируя это желанием, чтобы все живые в доме остались.

Приметы связанные с пищей

Нельзя есть в темноте и украдкой, не то дети ворами станут. - Мы уже говорили об этой примете в связи с заботой о беременных, но это относится и ко всем людям. Вероятно, поверье имеет прежде всего этический смысл. Еда - важный жизненный процесс, и проходить он должен в удобных, комфортных условиях. В отличие от животных, которые, добыв пищу или украв ее, едят, скрываясь от постороннего взора, человек питается открыто: ему незачем таиться, свой хлеб он сам и заработал. Если же кто-то ест в темноте, это значит, что он скрывается. Почему? Может, он - вор? Тогда и дети его могут стать ворами, по пословице о яблоньке и яблочке. Здесь уместна притча об отце, который послал сына украсть барана. Сын не стал красть, а купил барана, но отцу об этом не сказал. Ели они барана целый месяц. Сын поздоровел, выглядел упитанным, а отец оставался таким же худым. И все потому, что один был спокоен, а второй постоянно боялся, что кража раскроется, и еда не шла ему впрок.

С ножа не ешь - злым будешь. - Поверье связано с мистическим восприятием ножа как оберега от нечистой силы. Следовательно, относиться к нему надо уважительно. Бытовая сторона вопроса куда проще: если человек ест с ножа, он может поранить язык или губы. Тут уж поневоле злым станешь.

Кто черствый хлеб ест, тот хорошо плавает и грозы не боится- Современные медики тоже говорят о пользе подсушенного, "вчерашнего" (но не залежалого, не плесневелого) хлеба. Может быть, потому веками так популярны сухари. Но, думается, лучше согласиться с В.И. Далем, что в основе лежит обычная педагогическая "обманка": мол, ешьте, дети, что дают, не привередничайте. А поскольку все хотят хорошо плавать, сулится и это умение. Интересна тут связь плавания с грозой. Дело в том, что в старину считалось очень полезным купаться в грозу: люди, жившие в единении с природой, не могли не заметить энергетической насыщенности воды в грозу. Шли и общаться с богом грома и молнии - Перуном.

Хлеб выбрасывать - большой грех. Кто недоеденные куски бросает, а не птицам скармливает, тот бедным станет. - Поверье очень древнее, и смысл его ясен: хлеб надо беречь, он вырос с помощью Дажьбога (Солнца), на его выращивание, обработку затрачено много труда. Кто не бережлив к хлебу, того небесные силы накажут. Это верно и в бытовом смысле: кто не бережлив, тот обречен быть бедным. Что касается птиц, то к ним у народа издревле было бережное отношение, так как птицы символизировали души умерших. Лучше отдать хлеб им и тем самым совершить благой поступок, чем выбросить кусок без всякого смысла.

Не ешь горох натощак - кого-нибудь сглазишь. - Поверье связано с двояким отношением к гороху. С одной стороны, это один из магических символов плодородия (не случайно им обсыпают невесту, желая новой семье много детей). С другой стороны, горох - еда достаточно тяжелая и добавляться должна в пищу понемногу. Завтрак, начатый с гороха, может испортить человеку настроение на весь день. А это плохо отразится и на отношении к окружающим.

Не ешь, переступая через порог: нечистый тобою овладеть может. - Как мы уже говорили, порог отделяет свое, домашнее, защищенное пространство от чужого, населенного разными силами, в том числе и недобрыми. Поэтому, переступая эту границу с открытым (жующим) ртом, человек дает возможность нечистому вселиться в него. Но, наверное, еще важнее бытовой смысл поверья: занимаясь едой на ходу, можно споткнуться о порог. Есть надо за столом.

Не ешь во время учения: заешь выученное. - Это же поверье относится и к чтению во время еды. Суть его основана на фи-зиологии: во время еды кровь приливает к желудку, а не к мозгу, поэтому выученное "заедается", то есть попросту не воспринимается, не запоминается. В поверье отражено и уважительное отношение к еде, к самому процессу приема пищи, который в народе достаточно строго регламентирован: когда, где и как можно есть.

Ложку на столе после обеда забыть - к гостю. - Эти и многие иные приметы и поверья, связанные с гостем, основаны на нераздельности гостя и угощения, пищи. Оставить ложку на столе после того, как все уже сыты, отобедали, можно только для гостя. Отметим и частичную перекличку этой приметы с поверьем о двух кусках хлеба: начал есть второй кусок, когда первый еще недоеден, - значит, кто-то близкий голодает. То есть все, что случайно оказалось за столом лишним, - для другого или в память о другом. В день поминовения близкого человека для него даже ставили отдельный прибор.

Если солонину готовить во время новолуния, то она скоро испортится- С новолунием в народе связана порча почти всех продуктов питания. Это не случайно, ибо многие предания и мифы строятся на том, что Луна - это планета мертвых, там обитают их души, улетевшие с Земли; соответственно свет Луны - это мертвый свет, отрицательно влияющий на все живое. В этом смысле Луна противопоставляется животворящему Солнцу. "На возрастающей Луне" (от новолуния до полнолуния) свет ее активнее, чем "на уходящей Луне". Поэтому и все заготовки продуктов в это время обречены на неудачу. Есть некоторый резон прислушаться к этой примете, основанной на опытных народных наблюдениях, ибо в разные фазы Луны некоторые процессы (в том числе засолка) протекают по-разному.

Не пей нападкой (то есть лежа или став на колени), не то подтолкнет черт лопаткой. - На основе этого поверья созданы сказки о братце Иванушке и сестрице Аленушке, о мужике и черте и т.д. В основе лежит мистический запрет пить воду из открытых водоемов, не отделяя себя от них, а наоборот - соединяясь с ними, как бы кланяясь водяному и другой нечисти, покоряясь им. Еще более ярко просматривается бытовой смысл: ведь пить, наклонившись к воде (реке, озеру), - значит подвергать себя опасности утонуть. К тому же, используя для питья стакан или кружку, человек способен и оценить качество, чистоту воды.

Кто все четыре поста постится, за того все четыре евангелиста Богу молятся. Во время постов нельзя говорить слово "мясо" - надо говорить "скоромь". Кто в пост скоромное ест, у того рябая невеста будет. Кто перед Успением Пресвятой Богородицы постится, тот от покушения лукавого сохранится. Кто в пятницу перед Вознесением постится, тот от утопления сохранится. Кто в пятницу перед сошествием Духа Святого постится, тот от меча сохранится. Кто перед днем Козьмы и Демьяна постится, тот от смертного греха сохранится. Кто в пятницу перед Ильиным днем постится, тот от вечных мук сохранится. - Все эти поверья построены, естественно, на желании поддержать тех, кто постится, то есть не вкушает скоромного, говеет, средопятничает (соблюдает пост в среду и пятницу) и т.д. В данном случае мы видим сплетение церковных предписаний с народным творчеством, которое по-своему поясняет и оправдывает эти предписания. Медицина подтверждает необходимость и строгую продуманность постов, которые направлены на поддержание здоровья.

Бумагой стол вытирать - к ссоре. - Поверье это не столь уж старинное, но основано оно именно на старинном уважении к столу, который надо не просто вытереть, а тщательно вымыть, и протереть не кое-как, а бережно, предназначенной для этого мягкой тряпочкой или даже полотенцем. Поверье основано и на ассоциации: шум, шелест бумаги - шум ссоры.

Ладонью крошки со стола не смахивай, а то этой же ладонью крошки просить придется. - Запретительное поверье, подчеркивающее уважение к хлебу. Даже крошки надо собрать и съесть. Или птицам отдать, но ни в коем случае не смахивать на пол.

В начале и в конце обеда съесть кусочек хлеба с солью - к счастью. - Хлеб-соль - не только символ гостеприимства, но и магический оберег. Считалось, что соль защищает от нечистой силы и ее полезно съесть вместе с другим святым продуктом - хлебом. Само происхождение слова соль связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца - Солонь (так, кстати, назывался македонский город - ныне греческий порт Салоники); "идти посолонь" (старинное выражение, еще бытующее кое-где) - означает: "идти по Солнцу". "Хлеб да соль!" - традиционное пожелание добра, достатка, хорошего аппетита. А хлебосольство близко по значению к гостеприимству. Наконец, еще одно пояснение к этой примете: если можешь перед обедом хлеб с солью съесть - значит, голоден; а если и после обеда можешь - значит, не переел. Хорошая примета.

Чай пролить - к недоразумению. - Одна из многочисленных "смягчающих" примет, которая не несет ни положительной, ни отрицательной нагрузки. Смысл ее лишь в том, чтобы разрядить обстановку, не дать возникнуть психологическому дискомфорту. Кто-то пролил чай (уже недоразумение!) - и все вспоминают о примете. Тем недоразумение и исчерпано, о нем можно тут же забыть.

Чаинка в стакане плавает - к подарку. - Подобное же поверье существует и о мухе, попавшей в суп. Мы имеем дело с функцией приметы, которая направлена на то, чтобы успокоить человека, гипотетической посулой скрасить небольшую досаду.

Яблоко со стола упало - к свиданию с возлюбленным. - Дело тут в символике яблока, как плода любви (можно вспомнить и миф о Парисе, и библейское яблоко, и яблочко на тарелочке, которое помогает увидеть милого). Второй символ - упавший предмет; считается, что он предвещает встречу: упал предмет мужского рода (нож) - к встрече с мужчиной, женского рода (ложка, вилка) - к встрече с женщиной. Поскольку яблоко среднего рода, то его легко трактовать в свою пользу как девушке, так и юноше.

Пересаливает женщина еду - значит, влюбилась. - Связано с одним из любовных заговоров, который предполагает соление пищи для возлюбленного: чтобы все получилось, девушка соли не жалела. Один из свадебных обрядов требовал, чтобы пищу для родителей жениха солила невеста; в этом случае, дабы ее не заподозрили в жадности, она бросала соли в горшок побольше. В подобных случаях пересол был следствием не ошибки, а умысла, первопричина которого - в желании добиться любви. Кстати, не столь давно в печати появилось и еще одно пояснение, проливающее свет на эту давнюю примету. Оказывается, в состоянии влюбленности женский организм ощущает нехватку соли, - поэтому женщина и пересаливает пищу, сама того не ведая, ибо то, что солоно для других, ей кажется в самую пору.

За кем допиваешь, того грехи принимаешь. - Помимо мистического смысла, в данном случае допустимо и самое простое объяснение: допивая из чужого стакана, можно заразиться (принять чужие грехи).

Соль рассыпать - к ссоре. Собери посыпанную соль в щепоть и брось через левое плечо, смеясь при этом - тогда все обойдется. - Соль - один из наиболее древних пищевых оберегов. В этом качестве она известна с добиблейских времен. То, что она не портится от времени, позволило относиться к ней как к символу вечности. На Руси соль долгое время была дорогой, что способствовало отношению к ней как к очень ценному продукту. Соответственно просыпать соль - значило навлечь на себя гнев. Считается, что соли боится нечистая сила. Именно поэтому возник обычай встречать гостей хлебом-солью - символом благополучия (хлеб) и оберегом от темных сил (соль). Тот, кто отведал с тобой хлеба-соли, не может быть врагом. Просыпать соль - значит способствовать торжеству враждебных сил. Чтобы этого не случилось, надо или трижды сплюнуть через левое плечо, или бросить через левое плечо щепотку соли. Считалось, что именно за левым плечом - искуситель. И раз уж ты просыпал соль, то брось в него - не огорчаясь, а смеясь. Смеяться рекомендовано традицией по двум причинам: во-первых, не должно выказывать лукавому своего страха и уныния; во-вторых, не надо излишне огорчаться из-за какой-то потери - можно навлечь этим еще большую потерю. К то му же у смеющегося человека непроизвольно улучшается настроение, что и помогает ему избежать "запланированной" ссоры.

Если за столом попросят передать соль, обязательно надо улыбаться, передавая, - не то поссоритесь. - Потаенный смысл совета кроется в том, что передающий рискует просыпать соль, - и тогда он невольно рассердится на попросившего. Чтобы этого не случилось, улыбайтесь, не нервничайте. К тому же улыбка - непременный атрибут застольного этикета, проявление хороших манер. Об осторожности в поверье даже и не упоминается: все знали, что, передавая солонку, надо опасаться уронить ее или опрокинуть. Так сделал Иуда во время Тайной вечери. Плачевный результат этой оплошности известен.

Посуду с питьем нельзя держать открытой - вражья сила поселится. В оставленной на ночь открытой посуде с питьем нечистая сила резвится. - Подобные поверья встречаются часто (иногда с конкретизацией вреда от не-чистой силы: "черт в ведро плюнет"). Считалось, что открытые, незащищенные сосуды подвержены нападению всякой нечисти чаще, чем закрытые. Автору этих строк довелось перевести с украинского языка - для книги "Сказки, легенды, мифы и предания славян" - несколько подобных случаев, рассказанных "очевидцами". На самом же деле суть поверья в том, что воду (как и прочее питье) надо закрывать, чтобы не попадали в нее мошки, мухи, пыль и т.д.

Поперхнулся за столом - значит, кто-то к обеду спешит. - Торопливость в принятии пищи переносится на торопящегося гостя. Все, что происходит за столом, толкуется широко и иносказательно. "Сколько за столом, столько и в Царстве Небесном", и потому не спеши, относись к еде с уважением. Любое происшествие за столом - не случайность, а знак свыше. Поспешность за едой всячески осуждалась - такой, например, шуткой: "Ест, аж заталкивается, чтобы другому не досталось, если успеет".

Квашеная капуста не испортится, если в нее ветку осины положить. - С осиной в народе связано множество поверий и примет христианского времени, из которых следует, что она - проклятое дерево; недаром, по преданию, на осине Иуда повесился. Но замечательный наш фольклорист С.В. Максимов пишет на сей счет совсем другое: "Осина, или дрожащий тополь, в отличие от прочих деревьев имеет некоторую особенность в строении листового черешка. Черешок листа длинный, часто длиннее, чем пластинка, и широко сплюснут... Это и есть причина того, что от малейшего ветерка лист начинает дрожать. Так объясняется это явление ботаниками. Народ твердит свое, слепо веруя преданиям предков и не наводя справок о том, растет ли в Святой Земле этот вид из подсемейства ивовых... Народ упрямо верует, что на этом дереве повесился Иуда-предатель. С тех пор осина со всем нисходящим потомством, во всех странах света была неправедно проклята. При этом забыли, что она приносит сравнительно с другими древесными породами наибольшую человечеству пользу, особенно нашему русскому. В деревнях из нее вся домашняя посуда, а в городах - даже и та бумага, на которой печатаются эти строки". Кроме того, осина - и лучший материал для дуг. И она действительно имеет свойство сохранять капусту - благодаря особенностям своей коры.

Рейтинг:
0.0 / 0
Просмотры:
1626
Теги материала:
магия, приметы, список примет
Категории материала:
Приметы
Источник:

Комментарии к материалу (0)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]