В авиации, к сожалению, далеко не все зависит от опыта экипажа и исправности лайнера. Очень часто так называемый «человеческий фактор» выступает в роли вершителя судеб. Но не нередко, когда определить реальную причину авиакатастрофы не представляется возможным, все просто списывают на этот «человеческий фактор».
Расследования авиакатастроф в дореформенную пору были государственной тайной, которая строго охранялась. Для публики их результаты оставались тайной за семью печатями. Сегодня положение довольно сильно изменилось. В России создано Общество расследователей авиапроисшествий (ОРАП). Ежегодно его члены проводят конференции, на которых открыто обсуждается самая мелкая деталь трагических событий, анализируется каждая, даже незначительная манипуляция летчиков, работа всех систем самолета за секунды до роковой встречи с землей.
Но меньше ли от этого стало катастроф? Стало ли легче расследовать сами катастрофы?
Несмотря на самые изощренные методы исследователей и на накопленный опыт, не меньше остается загадок и тайн, на которые не нашли ответов, несмотря на все усилия. Тому есть очень много примеров.
Так, например, версия гибели самолета Як-40 в 1997 году в Азербайджане – поражение кислородных баллонов огнестрельным оружием. Удалось даже задержать солдата, который стрелял из автомата в это время и в этом месте.
Как было установлено официальным расследованием, в обоих баллонах самолета обнаружили круглые отверстия диаметром 8 мм. Ко всему прочему с помощью экспертизы было обнаружено омеднение в баллонах и на самих отверстиях, что подтверждает пулевое поражение в связи с тем, что пуля как раз имеет медную оболочку. Судебная экспертиза также подтвердила «пулевую» версию. На первый взгляд вывод очевиден – виновником катастрофы и гибели людей является солдат, который стрелял в неположенном месте и угодил в кислородные емкости самолета. Но при исследовании отверстия на электронном микроскопе выяснилось, что «пуля» не только входила, но и выходила через него, что уже само по себе маловероятно. К тому же не обнаружили и выходного отверстия, якобы по той причине, что при падении бак был разрушен с той стороны, где должно быть выходное отверстие. Саму пулю также не нашли.
Эту тайну до сих пор не разгадали, но одно можно сказать суверенностью – солдат не виноват. И это далеко не единственный случай.
Так, в том же 1997 году, американский «Боинг-747» должен был лететь из Одессы в греческие Солоники, но у него обнаружили неисправность. Поэтому был вызван Як-42 из Львова. Именно он и отправился ночью по маршруту, ставшему для него и пассажиров последним. Его вел опытнейший летчик Стародубцев, к тому же на борту был очень опытный пилот-инструктор.
До Салоников долетели благополучно. Установлено, что самолет на высоте 250 метров пересек посадочную полосу. И тут произошло что-то совершенно непонятное — самолет внезапно начал удаляться от аэропорта. Экипажу дали указание выходить правым разворотом на радиомаяк аэропорта, набрав высоту до 1800 метров. Экипаж на запросы с земли отвечал, что самолет выполняет маневр и находится там, где ему указывали диспетчеры, чтобы сделать заход на второй круг. Однако в действительности это было абсолютно не так – на самом деле он летел прочь от аэродрома, навстречу своей гибели. Трагедия произошла на расстоянии 70 километров над горами. Погибли все члены экипажа и пассажиры. В расследовании этой авиакатастрофы приняли участие не только россияне, но и специалисты Греции и Украины. «Черные ящики» были расшифрованы и в России, и в Германии. Но, несмотря на это, до сих пор не удалось дать ясного ответа на вопрос о том, почему самолет совершил этот маневр.
До сих пор также не разгадана тайна иркутской трагедии. Военно-транспортный самолет Ан-124 шестого декабря 1997 года при выполнении взлета упал на жилой квартал. В течение нескольких секунд после отрыва самолета от полосы произошло выключение третьего и первого двигателей, после чего отказал и второй двигатель. Экипаж предпринял попытку удержать самолет на одном оставшемся двигателе, однако она не увенчалась успехом. Катастрофа унесла жизни 72 человек – пятнадцати членов экипажа, восьми пассажиров и десятков людей из двух разрушенных домов. В этой ужасной трагедии есть неразгаданные тайны, сложные и противоречивые загадки. Попытки выяснить причину отказа двигателей не имели успеха. Оба бортовых самописца были сильно повреждены. Причины их выключения, как экспериментальным путем, так и при помощи средств объективного контроля, окончательно установить не удалось.
Почему двигатели отказывают? Причиной отказа техники самолетов очень часто называют необъяснимые науке феномены, аномальные явления. Странные природные явления нередко провоцируют авиакатастрофы, а иногда самолеты даже бесследно исчезают. Нельзя сказать однозначно – есть доля правды в таких предположениях или же это все неправда. Конечно, большинство аварий происходит как раз из-за недоработок конструкции, ненадежной системы безопасности и других нюансов, которые сначала кажутся не столь важными, но в итоге стоят жизни сотням людей. Однако нельзя исключить и некий мистицизм, и сверхъестественный фактор, на котором многие продолжают настаивать. Мы пока не может доказать или опровергнуть причастность тех или иных сверхъестественных сил к гибели летательных аппаратов. Если такие причины, как погодные условия, военные действия, ошибки пилотов или диспетчеров вполне понятны и объяснимы, то неожиданный выход из строя бортового компьютера является, пожалуй, самым страшным. По утверждениям скептиков всем явлениям можно найти научное обоснование. Только, по-видимому, ученые еще не в силах это сделать.
[ Регистрация | Вход ]