Невероятно, но это так: мысли меняют Вселенную. Мир страдает из-за наших злых мыслей. Вот увидел Бог в допотопных людях, что «все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6: 5) – и навел на землю потоп. Мир погибал от обозленной стихии – хлестали ливни, волны беспощадно сметали на пути своем всё – и лишь потому, что «помышление сердца человеческого – зло от юности его» (Быт. 8: 21).
Еще увидел Бог сердечное помышление гордых строителей: «Сделаем себе имя» (Быт. 11: 4) – и смешал в Вавилоне язык их – произошла социокультурная катастрофа. Чем были заняты мысли содомлян, писать стыдно, а представлять мерзко – даже наказанные от Ангелов слепотой, они пытались ощупью найти вход в дом Лота, а самому Лоту сказали: «Пойди-ка сюда» (Быт. 19: 9–11) – страсть переклинила в голове все их мысли, и случившийся затем катаклизм всем известен. Ни травинки, ни рыбки, ни птички – флора и фауна Мертвого моря не радуют глаз. Погаснут звезды, небо совьется, как свиток, солнце превратится во тьму и луна – в кровь из-за того, что мысли людей – и Вавилон, и Содом, и гордый разврат допотопного мира.
Итак, мысли – это слишком существенно. Ибо сказано о человеке: «Каковы мысли в душе его, таков и он» (Притч. 23: 7). Наша суть определяется нашими мыслями. Пусть никто не думает, что в мыслях можно так и сяк, а вот главное – поступать хорошо. Не получится, если в мыслях нет ничего хорошего. «Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак. 1: 8). Не подашь руки немощному, не пропустишь вперед другого (в той же пробке на автодороге), не скажешь теплого слова даже самым любимым – жене, детям, родителям, – потому что в мыслях нет доброго.
***
Выходит, мысли меняют? Да, и не только Вселенную. Мысли вообще всё меняют. Вот был «херувим осеняющий» (Иез. 28: 16) – «печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты» (Иез. 28: 11). Но он просто подумал: «Я лучше всех» – и «упал ты с неба, денница, сын зари» (Ис. 14: 12). Поскользнулся на собственной гордости! «От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою» (Иез. 28: 17). «Я» стало центром мироздания – и в чистый Богозданный мир вторглось зло.
Потрясающе – зла не было. Оно – продукт мысли, придумано самопрельщенной тварью. Так из-за чьих-то мыслей мир раздвоился: появился ад как бытие вне Бога – вне Его любви, Его славы, Его царства. Это как бы шизофрения Вселенной, утратившей целостность с утратой Того, Кто всё приводит к единству, цельности и гармонии.
У Леонардо да Винчи есть притча. Жило-было кичливое зеркало, и когда в него смотрела королева, зеркало подумало: «Я – самое главное! Даже королева во мне только отражается». Но отошла королева, и кичливое зеркало опустело. Ум, отвернувшийся от Бога, замкнувшийся на созерцании себя, теряет Бога. Эксперименты с мыслью влекут последствия вселенского масштаба.
Ева просто подумала: «Ах, как хорош для пищи этот плод, как приятен для глаз и вожделен, дай-ка попробую» (см. Быт. 3: 6). Бедный Адам! Где почивал ты своей мыслью, когда слушался Еву? Понять нам это трудно, но Адам своей мыслью был точно не с Богом. Падшая мысль падшего ангела отравленной стрелой пронзила ум человека и его самого соделала падшим.
Невероятно – кто-то что-то подумал, а после этого изменился мир. И вот, нет Рая на земле. Есть смерть, есть взаимное уничтожение, вся тварь совокупно стенает и мучается. Связь человека и мира таинственна. Земля произрастила терния, когда терниями стали мысли людей. Животные проявили хищничество, когда хищными стали мысли людей. Измени человека – изменится мир. Отрави духовную жизнь в человеке – яд страданий и зла отравит Вселенную. А перемена вершится в сокровенных глубинах нашего ума и нашего сердца.
***
Бог мыслью Своей создал мир. Так нас учат святые отцы. «Творит же Он мысля, и мысль эта, дополняемая Словом и завершаемая Духом, становится делом» (преподобный Иоанн Дамаскин). Мысль Божия неизреченно красива, несказанно премудра, невыразимо блаженна. И потому мироздание в своей захватывающей дух красоте, в своей бесконечной премудрости отражает Божий замысел, Божии логосы, Божию мысль.
Человек-творение – по образу Сотворившего. Мысль человека творит жизнь человека, какой она будет. Человек – отражение Божие – призван украшать мир. И прежде всего украшать своей чистой, доброй, прекрасной мыслью. Неужели мы думаем, что главное – декоры, дизайны, наряды и прочая этикетка внешней жизни, а внутри нас пусть хоть полное безобразие?
Каин не совладал с помыслом, который лежал у дверей души. Бог сказал ему об искушающем помысле: «Он влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним». Не вняв гласу Божию, Каин убил брата, будучи прежде сам убит завистью, – и сказано Каину: «Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя» (Быт. 4: 12). Вот она, четкая связь: мысль – действие – изменение окружающего мира.
От грешных мыслей всё кругом увядает и сохнет. Но картина может быть и иной. В местах диких, безводных, едва там поселялись люди святые, источались живительные родники, ибо собственно чистыми родниками были мысли святых.
Сказано в патерике, как жили в египетском монастыре два родных брата. Один отличался многими подвигами, другой же имел великое послушание. Первый проникся завистью ко второму, и, когда они вместе приблизились к реке, кишевшей крокодилами, он велел брату спуститься в воду и переправиться на другой берег. Тот смиренно исполнил слово брата. Крокодилы, приблизившись, лизали тело его, не причиняя ему никакого вреда. Благодать Божия ради его мирной и кроткой души сохранила его. А вот если бы в нем клокотали помыслы злобы и ропота, то подумайте, что сделали бы с ним эти рептилии?
Лев служил преподобному Герасиму Иорданскому, медведь посещал преподобного Сергия Радонежского. Паисия Святогорца слушались птицы, звери и змеи так же, как Адама в Раю. Таких случаев множество. Святых, ради их чистой и безмолвной мысли, осеняла Божия благодать – и дикие звери тянулись к ним, ласкались, становились нежными, словно котята. А нас, ради наших злых помыслов, облает любая собака, ужалит змея, а звери нехищные будут стремглав бежать от нас, ибо нет им мира с главным хищником на планете.
И вот объяснение, почему избрана Божия Матерь, почему именно Она родила Христа, Сына Божия, и почему теперь Она – наша Небесная Ходатаица. Откровение об этом дано было преподобному Силуану Афонскому:
«Однажды в церкви я слушал чтение пророчеств Исаии, и при словах: “Измыйтеся, и чисти будете” (Ис. 1: 16), подумал: “Быть может, Божия Матерь согрешила когда-нибудь хотя бы мыслию”. И дивно, в моем сердце вместе с молитвою голос ясно проговорил: “Божия Матерь никогда не согрешила даже мыслью”. Так Дух Святой в сердце моем свидетельствовал чистоту Ее».
Да и разве могло быть иначе? Ради чистых, святых, непорочных мыслей Девы всё в нашем мире изменилось – теперь уже в лучшую сторону.
Небо украшают звезды, весеннюю землю – полевые цветы, а душу человека – красивые, добрые мысли. Чистый ум и есть небо. Вдохновение, радость и легкость там, где не сгустились мрачные тучи. Когда же небо хмурится, то и на душе бывает печаль.
***
Некто сказал: человек – существо мыслящее. Но собственно человека определяет то, о чем он мыслит, что наполняет его ум. Рай или ад, Небо или глубины преисподней, счастье или несчастье – это всё от того, что у нас в наших мыслях.
Мысли одних – как хищные птицы, стервятники, жадно клюющие, хватающие, разоряющие. Мысли других – как кроткие голуби и любвеобильные лебеди, созидающие гнездо тепла и уюта.
У кого-то ум подобен притону, вертепу распутства. У других же (пусть и в явном они меньшинстве) – благоухает свежестью девства и целомудрия.
У кого-то он – мрачная пещера уныния, сырого холода томной печали. В такой пещере неуютно, зябко. И потому человек ищет развлечения, погружается в сериалы, игры, пустое общение, скитается умом туда и сюда. О таковых сказано: «Господь знает мысли человеческие, что они суетны» (Пс. 93: 11). Но есть и такие, чей ум – Божий храм – сияет чистой молитвой, как тихим огоньком сияет лампада перед святыми иконами. «Вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом» (Евр. 8: 10), – сказано о таковых.
Иногда наш ум подобен болоту, в топкой трясине которого тонет всякая жизнь. Может потому, что не хранил ты ума своего. А может потому, что просто устал и не в силах контролировать мысли свои. Иная мысль – как колючка, которая не даст покоя, пока не вынешь и не выкинешь ее вон. Добрая же мысль – как елей, врачующий душу.
Иногда ум подобен широкому полю, в раздолье которого есть где раскрыться творческому вдохновению. Иногда он как небо, покрытое тучами, но и меж облаков невинное небо приносит отраду. Иногда же, – но это уж редко, – ум подобен чистому небу. Он и должен быть небом. Ведь Небо не вне нас, оно внутри нас должно обретаться. Когда же в душе безоблачно чисто, то и на всех ты смотришь незамутненным оком, вот так, как чистое небо смотрит своим необъятным, как море, ласковым взором. Такой ум, подобно пробудившемуся весной соловью, воспевает радость Божьего мира.
Мысли одних – как чудная симфония. Мысли других – как скрежет железа по стеклу или как дикие удары палкой по краям ржавой бочки. Такие мысли прорываются диссонансом в беспорядочном слове и беспорядочном деле. Ибо дела – воплощение мысли. Как река начинается с истока, а дерево – с корня, так и дело человека – с мысли его.
Святые отцы говорят, что Ангелы быстры, как мысль. Но и наши мысли могут уподобиться Ангелам – когда становятся вестниками Чистоты, Света, Любви. Когда же несут в себе зло, то уподобляются ангелу падшему.
У одних ум – колесница диавола. Тот лихо правит поведением человека, поворачивая мыслями его, словно поводьями. Злой всадник, оседлавший душу, направляет ее к обрыву либо к топким и вязким местам, туда, где нахально тиранствует гибель. У других же, сказал преподобный Макарий Великий, ум – престол Божества. Такой ум созерцает Небесные тайны, и он же зрит тайны земного пути. Он и увязшим в топких местах поможет выбраться. Ибо чистый ум видит путь, а ум помраченный и собственной беды не видит.
Мысли одних – как чистые отблески Ангела, мысли других – зловещие блики демона. Но чаще в одном и том же человеке вершатся странные перемены: то сияет небесный свет, то зияет разлом мрачной тьмы. И потому мы живем в непрестанной борьбе.
***
Пусть никто не говорит, что наших мыслей никто не видит: дескать, всё равно, что там у тебя на уме. Другой не видит твоих мыслей, но увидит то, к чему привели тебя мысли. Грязные помыслы портят и жизнь твою, и лицо твое. Перекошенное злобой лицо – плод дурных мыслей. Зеленое от зависти, черное от ненависти, бледное от малодушия, страхов, уныния. Блудные, скверные пожелания – и они оставят печать. Даже не думай, что мысли твои никак на тебе не проявятся.
Чистые родники, пусть про них и не знает никто, напояют леса. Без них оскудеет, иссякнет жизнь нашей природы. Так и чистые мысли, даже если они не известны другим, – родники нашей жизни. Голова же, забитая злобными мыслями, подобна ядерному реактору, источающему смертоносное излучение. Даже если такой реактор запрятать куда-то в пустыню, он всё равно причинит кому-нибудь вред. Рано или поздно его излучение на ком-либо скажется. И вот представьте, что люди ходят, как ядерные реакторы – клокочут злобой, негодованием. Время от времени кого-то прорвет, и тогда случается взрыв – в форме страшного преступления наружу выплескивается то, что накопилось внутри.
Этапы распространения зла на земле таковы. Сначала человека грызут его собственные греховные страсти. Они кипят внутри, мы узнаем их по ощущениям, чувствам, мыслям – злым, скверным, томным. Они не дают покоя. Словно искусанный дикими осами, человек наконец сдается и начинает в свою очередь, как будто помешанный, кусать, грызть тех, кто находится рядом. Будучи отравлен злыми мыслями, отравляет жизнь самых близких. Если сдадутся они, то заразятся тою же злобой. Все же вместе превращаются в клокочущее устье вулкана. И как же после этого не происходить катаклизмам, войнам, леденящим душу преступлениям?
Оса жалит, комар пьет кровь, а злые, греховные мысли вытягивают из души все силы, высасывают жизненную энергию. После бури злых помыслов непременно выйдешь обессиленным. Но повредишь не только себе. Человек, привыкший питать злые помыслы, подобен улью диких ос. Они жужжат и ранят всякого, кто окажется рядом. Их яд не несет в себе пользы, отравляет, причиняет острую боль.
Оказывается, самые лютые враги – наши же злые мысли. Если внутри тебя смердят, гниют помыслы, то как же тебе не будет плохо? Но тебе плохо от самого себя. Почему же ты всегда думаешь, что в бедах виноват кто-то другой? «Доколе будут гнездиться в тебе злочестивые мысли?» (Иер. 4: 14).
***
Горька правда, но ее надо знать.
Не сдержать распахнутыми руками ветра, не остановить одним своим желанием грозных порывов бури. Так и силой лишь ума своего не удержать ветра помыслов. Они слушаются Смиренного, Который сказал: «Умолкни, перестань». «И ветер утих, и сделалась великая тишина» (Мк. 4: 39). А чтобы так было и в нашей жизни, надо плыть с Ним в одной ладье, совершать течение жизни так, как Он просит, и Его Самого смиренно просить: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». В тексте Евангелия – глубокая мудрость. От гордыни, некогда вторгшейся в мир, воздвиглись бури и злые стихии, но вот явился Смиренный – и всё подчинилось Ему.
Один брат спросил авву Пимена Великого, как бороться с восстающими помыслами. Старец ответил:
«Это дело подобно тому, как если бы у человека в левой руке был огонь, а в правой – чаша с водой. Если запылает огонь, то он берет из чаши воду и гасит огонь. Огонь – это внушения врага, а вода – усердная молитва перед Богом».
Кто дал человеку ум – к Тому и обращай свой ум. Кто насадил в тебе разум – к Тому возводи свой мысленный взор. Ибо самостоятельно очистить ум не сможешь.
Молния, блеснув на востоке, бывает видна даже до запада. И луч восходящего Солнца во мгновение ока озаряет лицо земли. Так добрая, чистая мысль способна озарить нашу жизнь. Ибо нет ничего быстрее мысли. Молитва – та же мысль, только обращенная к Богу.
Неужели мы думаем, что молитва – поклоны без мысли и чувства, как бы бездушное действие тела? Неужели молитва – машинальное крестное знамение, без чувства и смысла, как бы условный рефлекс? Неужели молитва – текст сам по себе, без ясного для нас содержания? – Нет! Молитва – мысль, воспаряющая к Небесам, чистая к Наичистейшему. Молитва – теплое воздыхание сердца, с мыслью живой и легкой.
Вот Моисей и народ, они отважились на исход. Впереди Красное море, волны бьются о берег. А позади – колесницы отборные, ярость египтян безмерна, настрой их решителен. Израильтяне в отчаянии: «Разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне?» (Исх. 14: 11). Моисей пытается успокоить народ. А затем Сам Бог обращается к Моисею: «Что ты вопиешь ко Мне?» (Исх. 14: 15). Но Моисей не открывал своих уст, воздух не оглашался громогласной молитвой. Вопияло сердце его, а мысль благовонным фимиамом возносилась к Всевышнему. И совершилось чудо – море расступилось, народ прошел как посуху. Молитва умная, напоенная глубоким сердечным чувством, принята Богом – и привычное для законов земли преобразилось в непривычное, ибо восприняло нечто от законов Неба.
Мир меняется там, где ум человека молитвой восходит к единению с Богом. «Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» (Иак. 5: 17–18). Природа подчиняется не столько законам физики, сколько Творцу природы, Который и установил законы физики. Но как ты будешь просить Бога о дождях или бездождии, если внутри тебя самого – громы и молнии? Как будет меняться мир, окружающий нас, если не меняется мир внутри нас? И потому смысл молитвы в том, чтобы прежде всего преобразился наш собственный ум.
***
Безмолвие воцаряется в мыслях от самых неожиданных причин. Например, ты проникся к кому-то жалостью, в трудную минуту от сердца помог – и на душе стало легче. Помог другому, а приобрел сам. Даже мысли твои стали спокойней, ибо в сердце воцарился мир. То есть тишина ума нежданно-негаданно приходит от милосердия. И потому немилосердный человек, сколько бы ни молился, не обретет ни чистоты ума, ни безмолвия сердца.
Еще мир рождается от прощения – когда ты перестал держать на обидчика зло. Этот опыт необъясним и непередаваем рационально. Невозможно кого-то убедить простить, если сердце его решительно против. Но непрощение есть вражда. А где вражда, там и буря помыслов. Прощение – таинство претворения души из ненавидящей, наказующей, мстящей – в любящую, милующую, жалеющую. Где Царство добра, там не тиранствуют помыслы зла. Прощение несет в себе мир.
Но самое действенное оружие – смирение. Оно таинственно и кажется подчас неуловимым. Его еще труднее объяснить. Смирение неизъяснимо – как неизъясним Сам Господь, сияющий светом смирения. Но стяжавшие его, научившиеся от Кроткого и Смиренного, взявшие на себя иго Его – они обретают покой (см. Мф. 11: 29). Святитель Игнатий рассказывал о себе, как, едва поступив в монастырь, он проходил послушание в трапезной. Однажды он ставил блюдо на последний стол, за которым сидели простые послушники, и мысленно произнес: «Примите от меня, рабы Божии, это убогое служение». При этом он вдруг почувствовал в сердце благодатное утешение, которое не покидало его около месяца. Смирение – дверь благодати Божией, а благодать врачует душу как благовонное, целительное миро.
Чистая мысль возвращает нас к чистому детству. На заре своих лет мы воспринимаем мир совершенно иначе – картина мира свежа, насыщена яркими красками, полна дыхания жизни. Мы как бы видим мир в его первозданной красоте и невинности, отчасти соприкасаемся с райским видением. Но счастье детства – не в отсутствии проблем и переживаний. Счастье детства – в чистых и невинных мыслях. Нет опыта грязи взрослых людей. Ребенок смотрит чистым оком на мир как на царство радости. И потому, кто очистил ум, тот смотрит на мир глазами детского удивления и детской радости.
Не обуздывается же мысль у тех, кто не обуздан по жизни.
***
Святитель Николай Сербский как-то сказал:
«Можешь помочь человеку – помоги, не можешь помочь – помолись, не умеешь молиться – подумай о человеке хорошо! И это уже будет помощь, потому что светлые мысли – это тоже оружие».
Итак, хочешь сделать что-то хорошее для людей – имей о них добрые мысли. Добрая мысль – начало доброе. Из доброй мысли рождается доброе отношение. Из доброй мысли родится доброе слово. И дело не может быть добрым, если мысли твои не добры.
Врач, взявшись лечить со злыми мыслями, непременно кому-нибудь повредит. Учитель, со злыми мыслями приступивший к уроку, превратится в чудовище. Полицейский или военный – страшно даже представить, во что обернутся их злые мысли. Строитель и продавец, водитель и инженер, представитель любой профессии – в зависимости от мыслей либо созидает, либо уничтожает.
Мысли добрые – и жизнь добрая. Мысли злые – и жизнь злая. Красивый человек – это человек с красивыми мыслями. Добрый человек – это человек с добрыми мыслями. Равно как и тот, кто вынашивает злые, безобразные помыслы, зол и безобразен сам.
Некто из святых сказал: «Думай о хорошем, чтобы не думать о худом, потому что ум не терпит быть в праздности». Эту истину донес до нас преподобный Ефрем Сирин, опираясь на сказанное святыми до него. Ум не бывает празден. Не дашь ему доброго занятия – скатится к злому деланию. Не посеешь в нем добрые семена – прорастут плевелы. Наполни ум молитвой к Царю Рая, чтобы ад не стал властвовать внутри тебя еще здесь.
Но что же? Если очистится мысль, станешь счастлив? Нет! Сердце неизбежно проникнется болью. Будь ты по жизни как Ангел, всё равно здесь, на земле, испытаешь страдание. Чужая боль не даст тебе покоя. А скверна грехов этого мира причинит тебе огорчение. Но что-то изменится внутри тебя. Вселенная твоей души преобразится – и это уже много! Здесь всё взаимосвязано. Грех одного влияет на всех. Но и праведность одного становится надеждой для прочих.
Митрополит Афанасий Лимассольский вспоминал, как, будучи еще совсем молодым послушником, он вместе с другими посетил старца Паисия Святогорца. Они задали волновавший их вопрос. Старец отвечал самыми простыми словами. Но то, что при этом произошло, запомнилось на всю жизнь. Во время простых, но добросердечных слов старца вокруг всё в буквальном смысле заблагоухало – скалы, камни, деревья, самый воздух. Всё наполнилось чудным благоуханием (оно длилось недолго, пока старец давал им ответ, а затем он затворился в келье). Такое знамение было дано потому, что благодатью Духа Святого благоухала душа старца Паисия.
Утренняя роса освежает лицо земли, а чистые молитвы чистых душ несут жизнь всему миру. Ради этих молитв стоят города, еще держатся в мире доброта и любовь, и ради тех же молитв люди до сих пор не истребили друг друга.
Евангелие помогает нам о многом задуматься. Когда мысленное око чисто, то и всё твое тело светло. И если нет в тебе ни одной темной части, то всё естество твое становится светло так, как бы светильник освещал тебя сиянием (срав. Лк. 11: 34–36). «Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф. 13: 43). Ибо в мыслях их, в умах и сердцах Царствие Божие еще здесь воссияло.
Малое может оказаться великим, незначительное – существенным. И нашу вечную участь может решить то, чему мы не придаем большого значения. Но дерево вырастает из малого семени. Посмотри же, какие зернышки сеешь ты каждый день.
Священник Валерий Духанин
Еще увидел Бог сердечное помышление гордых строителей: «Сделаем себе имя» (Быт. 11: 4) – и смешал в Вавилоне язык их – произошла социокультурная катастрофа. Чем были заняты мысли содомлян, писать стыдно, а представлять мерзко – даже наказанные от Ангелов слепотой, они пытались ощупью найти вход в дом Лота, а самому Лоту сказали: «Пойди-ка сюда» (Быт. 19: 9–11) – страсть переклинила в голове все их мысли, и случившийся затем катаклизм всем известен. Ни травинки, ни рыбки, ни птички – флора и фауна Мертвого моря не радуют глаз. Погаснут звезды, небо совьется, как свиток, солнце превратится во тьму и луна – в кровь из-за того, что мысли людей – и Вавилон, и Содом, и гордый разврат допотопного мира.
Итак, мысли – это слишком существенно. Ибо сказано о человеке: «Каковы мысли в душе его, таков и он» (Притч. 23: 7). Наша суть определяется нашими мыслями. Пусть никто не думает, что в мыслях можно так и сяк, а вот главное – поступать хорошо. Не получится, если в мыслях нет ничего хорошего. «Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак. 1: 8). Не подашь руки немощному, не пропустишь вперед другого (в той же пробке на автодороге), не скажешь теплого слова даже самым любимым – жене, детям, родителям, – потому что в мыслях нет доброго.
***
Выходит, мысли меняют? Да, и не только Вселенную. Мысли вообще всё меняют. Вот был «херувим осеняющий» (Иез. 28: 16) – «печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты» (Иез. 28: 11). Но он просто подумал: «Я лучше всех» – и «упал ты с неба, денница, сын зари» (Ис. 14: 12). Поскользнулся на собственной гордости! «От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою» (Иез. 28: 17). «Я» стало центром мироздания – и в чистый Богозданный мир вторглось зло.
Потрясающе – зла не было. Оно – продукт мысли, придумано самопрельщенной тварью. Так из-за чьих-то мыслей мир раздвоился: появился ад как бытие вне Бога – вне Его любви, Его славы, Его царства. Это как бы шизофрения Вселенной, утратившей целостность с утратой Того, Кто всё приводит к единству, цельности и гармонии.
У Леонардо да Винчи есть притча. Жило-было кичливое зеркало, и когда в него смотрела королева, зеркало подумало: «Я – самое главное! Даже королева во мне только отражается». Но отошла королева, и кичливое зеркало опустело. Ум, отвернувшийся от Бога, замкнувшийся на созерцании себя, теряет Бога. Эксперименты с мыслью влекут последствия вселенского масштаба.
Ева просто подумала: «Ах, как хорош для пищи этот плод, как приятен для глаз и вожделен, дай-ка попробую» (см. Быт. 3: 6). Бедный Адам! Где почивал ты своей мыслью, когда слушался Еву? Понять нам это трудно, но Адам своей мыслью был точно не с Богом. Падшая мысль падшего ангела отравленной стрелой пронзила ум человека и его самого соделала падшим.
Невероятно – кто-то что-то подумал, а после этого изменился мир. И вот, нет Рая на земле. Есть смерть, есть взаимное уничтожение, вся тварь совокупно стенает и мучается. Связь человека и мира таинственна. Земля произрастила терния, когда терниями стали мысли людей. Животные проявили хищничество, когда хищными стали мысли людей. Измени человека – изменится мир. Отрави духовную жизнь в человеке – яд страданий и зла отравит Вселенную. А перемена вершится в сокровенных глубинах нашего ума и нашего сердца.
***
Бог мыслью Своей создал мир. Так нас учат святые отцы. «Творит же Он мысля, и мысль эта, дополняемая Словом и завершаемая Духом, становится делом» (преподобный Иоанн Дамаскин). Мысль Божия неизреченно красива, несказанно премудра, невыразимо блаженна. И потому мироздание в своей захватывающей дух красоте, в своей бесконечной премудрости отражает Божий замысел, Божии логосы, Божию мысль.
Человек-творение – по образу Сотворившего. Мысль человека творит жизнь человека, какой она будет. Человек – отражение Божие – призван украшать мир. И прежде всего украшать своей чистой, доброй, прекрасной мыслью. Неужели мы думаем, что главное – декоры, дизайны, наряды и прочая этикетка внешней жизни, а внутри нас пусть хоть полное безобразие?
Каин не совладал с помыслом, который лежал у дверей души. Бог сказал ему об искушающем помысле: «Он влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним». Не вняв гласу Божию, Каин убил брата, будучи прежде сам убит завистью, – и сказано Каину: «Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя» (Быт. 4: 12). Вот она, четкая связь: мысль – действие – изменение окружающего мира.
От грешных мыслей всё кругом увядает и сохнет. Но картина может быть и иной. В местах диких, безводных, едва там поселялись люди святые, источались живительные родники, ибо собственно чистыми родниками были мысли святых.
Сказано в патерике, как жили в египетском монастыре два родных брата. Один отличался многими подвигами, другой же имел великое послушание. Первый проникся завистью ко второму, и, когда они вместе приблизились к реке, кишевшей крокодилами, он велел брату спуститься в воду и переправиться на другой берег. Тот смиренно исполнил слово брата. Крокодилы, приблизившись, лизали тело его, не причиняя ему никакого вреда. Благодать Божия ради его мирной и кроткой души сохранила его. А вот если бы в нем клокотали помыслы злобы и ропота, то подумайте, что сделали бы с ним эти рептилии?
Лев служил преподобному Герасиму Иорданскому, медведь посещал преподобного Сергия Радонежского. Паисия Святогорца слушались птицы, звери и змеи так же, как Адама в Раю. Таких случаев множество. Святых, ради их чистой и безмолвной мысли, осеняла Божия благодать – и дикие звери тянулись к ним, ласкались, становились нежными, словно котята. А нас, ради наших злых помыслов, облает любая собака, ужалит змея, а звери нехищные будут стремглав бежать от нас, ибо нет им мира с главным хищником на планете.
И вот объяснение, почему избрана Божия Матерь, почему именно Она родила Христа, Сына Божия, и почему теперь Она – наша Небесная Ходатаица. Откровение об этом дано было преподобному Силуану Афонскому:
«Однажды в церкви я слушал чтение пророчеств Исаии, и при словах: “Измыйтеся, и чисти будете” (Ис. 1: 16), подумал: “Быть может, Божия Матерь согрешила когда-нибудь хотя бы мыслию”. И дивно, в моем сердце вместе с молитвою голос ясно проговорил: “Божия Матерь никогда не согрешила даже мыслью”. Так Дух Святой в сердце моем свидетельствовал чистоту Ее».
Да и разве могло быть иначе? Ради чистых, святых, непорочных мыслей Девы всё в нашем мире изменилось – теперь уже в лучшую сторону.
Небо украшают звезды, весеннюю землю – полевые цветы, а душу человека – красивые, добрые мысли. Чистый ум и есть небо. Вдохновение, радость и легкость там, где не сгустились мрачные тучи. Когда же небо хмурится, то и на душе бывает печаль.
***
Некто сказал: человек – существо мыслящее. Но собственно человека определяет то, о чем он мыслит, что наполняет его ум. Рай или ад, Небо или глубины преисподней, счастье или несчастье – это всё от того, что у нас в наших мыслях.
Мысли одних – как хищные птицы, стервятники, жадно клюющие, хватающие, разоряющие. Мысли других – как кроткие голуби и любвеобильные лебеди, созидающие гнездо тепла и уюта.
У кого-то ум подобен притону, вертепу распутства. У других же (пусть и в явном они меньшинстве) – благоухает свежестью девства и целомудрия.
У кого-то он – мрачная пещера уныния, сырого холода томной печали. В такой пещере неуютно, зябко. И потому человек ищет развлечения, погружается в сериалы, игры, пустое общение, скитается умом туда и сюда. О таковых сказано: «Господь знает мысли человеческие, что они суетны» (Пс. 93: 11). Но есть и такие, чей ум – Божий храм – сияет чистой молитвой, как тихим огоньком сияет лампада перед святыми иконами. «Вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом» (Евр. 8: 10), – сказано о таковых.
Иногда наш ум подобен болоту, в топкой трясине которого тонет всякая жизнь. Может потому, что не хранил ты ума своего. А может потому, что просто устал и не в силах контролировать мысли свои. Иная мысль – как колючка, которая не даст покоя, пока не вынешь и не выкинешь ее вон. Добрая же мысль – как елей, врачующий душу.
Иногда ум подобен широкому полю, в раздолье которого есть где раскрыться творческому вдохновению. Иногда он как небо, покрытое тучами, но и меж облаков невинное небо приносит отраду. Иногда же, – но это уж редко, – ум подобен чистому небу. Он и должен быть небом. Ведь Небо не вне нас, оно внутри нас должно обретаться. Когда же в душе безоблачно чисто, то и на всех ты смотришь незамутненным оком, вот так, как чистое небо смотрит своим необъятным, как море, ласковым взором. Такой ум, подобно пробудившемуся весной соловью, воспевает радость Божьего мира.
Мысли одних – как чудная симфония. Мысли других – как скрежет железа по стеклу или как дикие удары палкой по краям ржавой бочки. Такие мысли прорываются диссонансом в беспорядочном слове и беспорядочном деле. Ибо дела – воплощение мысли. Как река начинается с истока, а дерево – с корня, так и дело человека – с мысли его.
Святые отцы говорят, что Ангелы быстры, как мысль. Но и наши мысли могут уподобиться Ангелам – когда становятся вестниками Чистоты, Света, Любви. Когда же несут в себе зло, то уподобляются ангелу падшему.
У одних ум – колесница диавола. Тот лихо правит поведением человека, поворачивая мыслями его, словно поводьями. Злой всадник, оседлавший душу, направляет ее к обрыву либо к топким и вязким местам, туда, где нахально тиранствует гибель. У других же, сказал преподобный Макарий Великий, ум – престол Божества. Такой ум созерцает Небесные тайны, и он же зрит тайны земного пути. Он и увязшим в топких местах поможет выбраться. Ибо чистый ум видит путь, а ум помраченный и собственной беды не видит.
Мысли одних – как чистые отблески Ангела, мысли других – зловещие блики демона. Но чаще в одном и том же человеке вершатся странные перемены: то сияет небесный свет, то зияет разлом мрачной тьмы. И потому мы живем в непрестанной борьбе.
***
Пусть никто не говорит, что наших мыслей никто не видит: дескать, всё равно, что там у тебя на уме. Другой не видит твоих мыслей, но увидит то, к чему привели тебя мысли. Грязные помыслы портят и жизнь твою, и лицо твое. Перекошенное злобой лицо – плод дурных мыслей. Зеленое от зависти, черное от ненависти, бледное от малодушия, страхов, уныния. Блудные, скверные пожелания – и они оставят печать. Даже не думай, что мысли твои никак на тебе не проявятся.
Чистые родники, пусть про них и не знает никто, напояют леса. Без них оскудеет, иссякнет жизнь нашей природы. Так и чистые мысли, даже если они не известны другим, – родники нашей жизни. Голова же, забитая злобными мыслями, подобна ядерному реактору, источающему смертоносное излучение. Даже если такой реактор запрятать куда-то в пустыню, он всё равно причинит кому-нибудь вред. Рано или поздно его излучение на ком-либо скажется. И вот представьте, что люди ходят, как ядерные реакторы – клокочут злобой, негодованием. Время от времени кого-то прорвет, и тогда случается взрыв – в форме страшного преступления наружу выплескивается то, что накопилось внутри.
Этапы распространения зла на земле таковы. Сначала человека грызут его собственные греховные страсти. Они кипят внутри, мы узнаем их по ощущениям, чувствам, мыслям – злым, скверным, томным. Они не дают покоя. Словно искусанный дикими осами, человек наконец сдается и начинает в свою очередь, как будто помешанный, кусать, грызть тех, кто находится рядом. Будучи отравлен злыми мыслями, отравляет жизнь самых близких. Если сдадутся они, то заразятся тою же злобой. Все же вместе превращаются в клокочущее устье вулкана. И как же после этого не происходить катаклизмам, войнам, леденящим душу преступлениям?
Оса жалит, комар пьет кровь, а злые, греховные мысли вытягивают из души все силы, высасывают жизненную энергию. После бури злых помыслов непременно выйдешь обессиленным. Но повредишь не только себе. Человек, привыкший питать злые помыслы, подобен улью диких ос. Они жужжат и ранят всякого, кто окажется рядом. Их яд не несет в себе пользы, отравляет, причиняет острую боль.
Оказывается, самые лютые враги – наши же злые мысли. Если внутри тебя смердят, гниют помыслы, то как же тебе не будет плохо? Но тебе плохо от самого себя. Почему же ты всегда думаешь, что в бедах виноват кто-то другой? «Доколе будут гнездиться в тебе злочестивые мысли?» (Иер. 4: 14).
***
Горька правда, но ее надо знать.
Не сдержать распахнутыми руками ветра, не остановить одним своим желанием грозных порывов бури. Так и силой лишь ума своего не удержать ветра помыслов. Они слушаются Смиренного, Который сказал: «Умолкни, перестань». «И ветер утих, и сделалась великая тишина» (Мк. 4: 39). А чтобы так было и в нашей жизни, надо плыть с Ним в одной ладье, совершать течение жизни так, как Он просит, и Его Самого смиренно просить: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». В тексте Евангелия – глубокая мудрость. От гордыни, некогда вторгшейся в мир, воздвиглись бури и злые стихии, но вот явился Смиренный – и всё подчинилось Ему.
Один брат спросил авву Пимена Великого, как бороться с восстающими помыслами. Старец ответил:
«Это дело подобно тому, как если бы у человека в левой руке был огонь, а в правой – чаша с водой. Если запылает огонь, то он берет из чаши воду и гасит огонь. Огонь – это внушения врага, а вода – усердная молитва перед Богом».
Кто дал человеку ум – к Тому и обращай свой ум. Кто насадил в тебе разум – к Тому возводи свой мысленный взор. Ибо самостоятельно очистить ум не сможешь.
Молния, блеснув на востоке, бывает видна даже до запада. И луч восходящего Солнца во мгновение ока озаряет лицо земли. Так добрая, чистая мысль способна озарить нашу жизнь. Ибо нет ничего быстрее мысли. Молитва – та же мысль, только обращенная к Богу.
Неужели мы думаем, что молитва – поклоны без мысли и чувства, как бы бездушное действие тела? Неужели молитва – машинальное крестное знамение, без чувства и смысла, как бы условный рефлекс? Неужели молитва – текст сам по себе, без ясного для нас содержания? – Нет! Молитва – мысль, воспаряющая к Небесам, чистая к Наичистейшему. Молитва – теплое воздыхание сердца, с мыслью живой и легкой.
Вот Моисей и народ, они отважились на исход. Впереди Красное море, волны бьются о берег. А позади – колесницы отборные, ярость египтян безмерна, настрой их решителен. Израильтяне в отчаянии: «Разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне?» (Исх. 14: 11). Моисей пытается успокоить народ. А затем Сам Бог обращается к Моисею: «Что ты вопиешь ко Мне?» (Исх. 14: 15). Но Моисей не открывал своих уст, воздух не оглашался громогласной молитвой. Вопияло сердце его, а мысль благовонным фимиамом возносилась к Всевышнему. И совершилось чудо – море расступилось, народ прошел как посуху. Молитва умная, напоенная глубоким сердечным чувством, принята Богом – и привычное для законов земли преобразилось в непривычное, ибо восприняло нечто от законов Неба.
Мир меняется там, где ум человека молитвой восходит к единению с Богом. «Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» (Иак. 5: 17–18). Природа подчиняется не столько законам физики, сколько Творцу природы, Который и установил законы физики. Но как ты будешь просить Бога о дождях или бездождии, если внутри тебя самого – громы и молнии? Как будет меняться мир, окружающий нас, если не меняется мир внутри нас? И потому смысл молитвы в том, чтобы прежде всего преобразился наш собственный ум.
***
Безмолвие воцаряется в мыслях от самых неожиданных причин. Например, ты проникся к кому-то жалостью, в трудную минуту от сердца помог – и на душе стало легче. Помог другому, а приобрел сам. Даже мысли твои стали спокойней, ибо в сердце воцарился мир. То есть тишина ума нежданно-негаданно приходит от милосердия. И потому немилосердный человек, сколько бы ни молился, не обретет ни чистоты ума, ни безмолвия сердца.
Еще мир рождается от прощения – когда ты перестал держать на обидчика зло. Этот опыт необъясним и непередаваем рационально. Невозможно кого-то убедить простить, если сердце его решительно против. Но непрощение есть вражда. А где вражда, там и буря помыслов. Прощение – таинство претворения души из ненавидящей, наказующей, мстящей – в любящую, милующую, жалеющую. Где Царство добра, там не тиранствуют помыслы зла. Прощение несет в себе мир.
Но самое действенное оружие – смирение. Оно таинственно и кажется подчас неуловимым. Его еще труднее объяснить. Смирение неизъяснимо – как неизъясним Сам Господь, сияющий светом смирения. Но стяжавшие его, научившиеся от Кроткого и Смиренного, взявшие на себя иго Его – они обретают покой (см. Мф. 11: 29). Святитель Игнатий рассказывал о себе, как, едва поступив в монастырь, он проходил послушание в трапезной. Однажды он ставил блюдо на последний стол, за которым сидели простые послушники, и мысленно произнес: «Примите от меня, рабы Божии, это убогое служение». При этом он вдруг почувствовал в сердце благодатное утешение, которое не покидало его около месяца. Смирение – дверь благодати Божией, а благодать врачует душу как благовонное, целительное миро.
Чистая мысль возвращает нас к чистому детству. На заре своих лет мы воспринимаем мир совершенно иначе – картина мира свежа, насыщена яркими красками, полна дыхания жизни. Мы как бы видим мир в его первозданной красоте и невинности, отчасти соприкасаемся с райским видением. Но счастье детства – не в отсутствии проблем и переживаний. Счастье детства – в чистых и невинных мыслях. Нет опыта грязи взрослых людей. Ребенок смотрит чистым оком на мир как на царство радости. И потому, кто очистил ум, тот смотрит на мир глазами детского удивления и детской радости.
Не обуздывается же мысль у тех, кто не обуздан по жизни.
***
Святитель Николай Сербский как-то сказал:
«Можешь помочь человеку – помоги, не можешь помочь – помолись, не умеешь молиться – подумай о человеке хорошо! И это уже будет помощь, потому что светлые мысли – это тоже оружие».
Итак, хочешь сделать что-то хорошее для людей – имей о них добрые мысли. Добрая мысль – начало доброе. Из доброй мысли рождается доброе отношение. Из доброй мысли родится доброе слово. И дело не может быть добрым, если мысли твои не добры.
Врач, взявшись лечить со злыми мыслями, непременно кому-нибудь повредит. Учитель, со злыми мыслями приступивший к уроку, превратится в чудовище. Полицейский или военный – страшно даже представить, во что обернутся их злые мысли. Строитель и продавец, водитель и инженер, представитель любой профессии – в зависимости от мыслей либо созидает, либо уничтожает.
Мысли добрые – и жизнь добрая. Мысли злые – и жизнь злая. Красивый человек – это человек с красивыми мыслями. Добрый человек – это человек с добрыми мыслями. Равно как и тот, кто вынашивает злые, безобразные помыслы, зол и безобразен сам.
Некто из святых сказал: «Думай о хорошем, чтобы не думать о худом, потому что ум не терпит быть в праздности». Эту истину донес до нас преподобный Ефрем Сирин, опираясь на сказанное святыми до него. Ум не бывает празден. Не дашь ему доброго занятия – скатится к злому деланию. Не посеешь в нем добрые семена – прорастут плевелы. Наполни ум молитвой к Царю Рая, чтобы ад не стал властвовать внутри тебя еще здесь.
Но что же? Если очистится мысль, станешь счастлив? Нет! Сердце неизбежно проникнется болью. Будь ты по жизни как Ангел, всё равно здесь, на земле, испытаешь страдание. Чужая боль не даст тебе покоя. А скверна грехов этого мира причинит тебе огорчение. Но что-то изменится внутри тебя. Вселенная твоей души преобразится – и это уже много! Здесь всё взаимосвязано. Грех одного влияет на всех. Но и праведность одного становится надеждой для прочих.
Митрополит Афанасий Лимассольский вспоминал, как, будучи еще совсем молодым послушником, он вместе с другими посетил старца Паисия Святогорца. Они задали волновавший их вопрос. Старец отвечал самыми простыми словами. Но то, что при этом произошло, запомнилось на всю жизнь. Во время простых, но добросердечных слов старца вокруг всё в буквальном смысле заблагоухало – скалы, камни, деревья, самый воздух. Всё наполнилось чудным благоуханием (оно длилось недолго, пока старец давал им ответ, а затем он затворился в келье). Такое знамение было дано потому, что благодатью Духа Святого благоухала душа старца Паисия.
Утренняя роса освежает лицо земли, а чистые молитвы чистых душ несут жизнь всему миру. Ради этих молитв стоят города, еще держатся в мире доброта и любовь, и ради тех же молитв люди до сих пор не истребили друг друга.
Евангелие помогает нам о многом задуматься. Когда мысленное око чисто, то и всё твое тело светло. И если нет в тебе ни одной темной части, то всё естество твое становится светло так, как бы светильник освещал тебя сиянием (срав. Лк. 11: 34–36). «Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф. 13: 43). Ибо в мыслях их, в умах и сердцах Царствие Божие еще здесь воссияло.
Малое может оказаться великим, незначительное – существенным. И нашу вечную участь может решить то, чему мы не придаем большого значения. Но дерево вырастает из малого семени. Посмотри же, какие зернышки сеешь ты каждый день.
Священник Валерий Духанин
[ Регистрация | Вход ]