Сегодня в Калуге, на родине Циолковского, будут определяться приоритеты в развитии российской космонавтики — здесь должно состояться заседание президиума Госсовета по космосу.
"Московский Комсомолец" выяснил у ряда экспертов, какие пункты федеральной космической программы для России сейчас важнее всего. Скорее всего будет три основных направления распределения государственных средств.
Отчасти последним волнениям в российском космическом ведомстве мы обязаны американцам. Недавно Джордж Буш заявил, что главные направления новой государственной программы США по развитию космоса — тотальное господство страны на орбите и форсирование лунной программы. Роскосмос откликнулся. По словам руководителя Федерального космического агентства Анатолия Перминова, у нас нет никаких оснований менять нашу космическую политику в связи с изменениями у американцев. Впрочем, «…определенные коррективы в планах России по развитию отечественной космической деятельности, по повышению устойчивости космических систем и расширению их возможностей могут потребоваться».
Прежде всего, по мнению специалистов, Россия должна восполнить орбитальную группировку космических аппаратов системы ГЛОНАСС (Глобальной навигационной системы связи) хотя бы до 24 штук (сейчас действующих насчитывается только 8 спутников). Именно такое количество спутников летало на орбите в 1995 году, и Россия чувствовала себя более-менее спокойно. Напомним, что ГЛОНАСС может служить как мирным, так и военным целям. Но наша страна до сих пор не имеет своей полноценно работающей системы навигации.
Еще, по мнению большинства экспертов, не стоит торопиться, как это делают американцы и китайцы, с освоением Луны. Да, на спутнике найден гелий-3, но в термоядерных реакциях его успешно заменяют дейтерий и тритий, которых на Земле еще очень много. Так что, похоже, мы будем изучать Луну при помощи беспилотных аппаратов. Вот Марс — это другое дело. У нас есть своя концепция, наработаны технологии предстоящего полета. Зачем? Чтобы потом на Марсе жить и работать. Звучит несколько фантастично, но Марс может стать «запасной» планетой на случай глобальных катастроф.
Что касается целесообразности поддержания работы Международной космической станции, тут — без вопросов. Она нужна для отработки технологий для дальних межпланетных путешествий. Кроме того, в ближайшем будущем МКС превратится в большой научный центр, подобный которому на Земле создать просто невозможно. Там будут создаваться новые материалы и лекарственные средства.
Кстати, не исключено, что на повестке заседания встанет и организационный вопрос, касающийся взаимоотношений Роскосмоса и ракетно-космической корпорации «Энергия». Похоже, что чересчур самостоятельный глава РКК — Николай Севастьянов — устраивает не всех. Севастьянова сейчас нет в Москве — он контролирует подготовку к очередному запуску на Байконуре. И ни Севастьянова, ни его подчиненных в Калугу не пригласили…
[ Регистрация | Вход ]