Люди с собачьей головой
Император Пётр Алексеевич, человек европейски просвещённый, стучал, говорят, кулаком по столу и требовал уничтожить все нелепые иконы "с пёсьей головой": дескать, сие противоречит науке и здравому смыслу. Собственно, собачью голову рисовали святому Христофору не всегда, но в петровскую эпоху этот иконографический сюжет был особенно популярен. Ещё собор 1667 года обратил на это внимание, а затем и Священный Синод на заседании 1722 года, но исправлять изображения никто не спешил: уж очень выразительно смотрелась пёсья голова – детишки были в восторге! К счастью для нас, Сенат "спустил на тормозах" царское повеление, решив всё же старые фрески не стирать, но новые писать без собачьих атрибутов. И лишь в Ярославле на церковной стене морду замалевали, заменив человеческой головой. Её проступающий контур и сейчас с удовольствием показывают экскурсантам.
Лапари
А ведь лопари – это всего лишь финны, аборигены Лапландии: представьте, какие "рожи" были у жителей, скажем, Андаманских островов, встреченных итальянским путешественником! Рассказывал про псоголовых дикарях и Колумб: испанцев тогда теснили местные индейцы-карибы, воинственные и ужасные, занимавшиеся ритуальным самобичеванием и пускающие в ход ядовитые травы. Понятно, что их лица были тоже далеки от римского профиля.
Понятно, что по мере расширения экумены, кинокефалы "отодвигались" всё дальше на окраины, например, за Урал. С ними связывали библейские пророчества о Гоге и Магоге, воинственном народе, что хлынет в Европу в конце истории. На карте Генриха Майнцского (14 век) читаем: "Рифейские горы – граница Азии и Европы. Здесь живут мерзкие люди, кинокефалы". Два века спустя, во времена Ивана Грозного, их по-прежнему "селят" на Урале: так, на карте француза Пьера Деселье (16 век) помещена миниатюра "русского кинокефала", изображающего человека в шкурах и с собачьей головой. При этом, что забавно, с ружьём в руках!
Этнические корни Христофора запутаны – родился он не вчера, а более полутора тысяч лет назад, в середине второго века, и хроники донесли его североафриканское происхождение. А, значит, был этот житель скорее тёмен, нежели светел, лицом. Будучи воином-варваром, он попал к римлянам в плен и стал легионером: при внешней перемене жизни, произошло и духовное перерождение - с именем Христофор дикарь был тайно крещён в христианскую веру. И, как доносит предание, "стал похож на человека". То есть по одному изводу, прежде был "с пёсьей головой", а стал с человеческой.
Ни на что не похоже
И тут следует сказать важное: икона изначально не "фотоснимок" и не фиксирует реальности, у неё другая задача - выразить мистическую сторону событий. И если пишут голову собаки, то это, возможно, лишь притча. Понять её – наша задача. Зададимся вопросом: известны ли историкам похожие изображения? Оказывается – да, и в довольно неожиданном месте – на египетских камнях. В эпоху строительства пирамид с собачьей головой изображали Анубиса, бога мёртвых.
Только при внешнем сходстве, не удаётся проследить внутренней связи изображений, отстоящих одно от другого на два тысячелетия. Правда, у коптов, египетских христиан, есть ещё два святых "с собачьими головами": в каирском музее Коптского искусства хранятся иконы святых Ахракса и Аугани, изображённых именно так.
Трудно сказать, отголоски ли это почитания Анубиса, давно канувшего в Лету, или здесь иной мотив, псевдоэтнографический, только копты не знали святого Христофора, и упоминаний о нём в Египте не найдено. Это странно, ведь родом Христофор был из Африки - то ли из племени берберов, то ли с берегов Нила.
Существует и другая, не менее оригинальная версия: варвар мог носить шлем с головой собаки, и потому запомнился современникам со звериным ликом. Только кто ж из летописцев спутает голову со шлемом? Впрочем, здесь возможна не зрительная, а словесная подмена; поясним: опричники Ивана Грозного привязывали к сёдлам, как символ, голову собаки - выгрызаем, дескать, измену, - и поэтому, их вполне можно назвать "всадниками с собачьими головами". Схожее выражение могло закрепиться и за мучеником Христофором, например, "человек с пёсьей мордой", которое и вошло в летописи.
Православная иконопись
Подтверждение, что подобный взгляд существовал издревле – сохранившийся образок, где изображены святые Георгий Победоносец и наш Христофор. Изготовленный в греческих (Македония) землях в VІІ веке, он изображает мученика с пёсьей головой.
Известна также и византийская икона, написанная в ХІІІ веке с аналогичным обликом святого, ныне хранящаяся в Афинах. И это дало повод западным историкам говорить о "стойкой православной традиции" изображать мученика Христофора в облике зверя. Мы увидим, что это преувеличение.
Тем более, что затем следует временной разрыв, когда св. Христофора на Востоке изображали преимущественно в человеческом виде: например, в греческом монастыре св. Екатерины на Синае до наших дней сохранилось изображение мученика Христофора, написанное в конце первого тысячелетия. Таким его писали и в домонгольской Руси, например, в церкви на Старой Ладоге, да и позднее: в Ярославле при церкви Николы Мокрого сохранилась средневековая фреска, где у святого мученика обычная голова.
И в связи с "очеловечиванием" облика, интересно обратиться к западной живописи, где Христофора никогда не унижали, рисуя собачий оскал.
Латинская традиция
На Западе житие св. Христофора настолько обросло легендами, что в 1969 году Ватикан прямо заявил о недостоверности рассказов о мученике, вычеркнув его из списка общецерковного почитания. Нет-нет, деканонизации не случилось, однако древнего мученика "разжаловали" в местночтимые святые - вспоминайте, если хотите. И итальянцы, французы, немцы, не смотря на "развенчание", продолжают его почитать. Тут следует пояснить, что ещё в Средние века европейцы знали Христофора по "Золотой легенде" - житийному сборнику, вышедшему из-под пера Якова Ворагинского, доминиканского монаха и епископа Генуи. Книга была написана с привлечением как серьёзных летописей, так и фольклора, и потому, правда в ней была перемешана с вымыслом. Однако автор намеренно оставлял критику потомкам: главное, что поток чудес соединял скучную землю с небом, мистические тайны связывали прошлое с настоящим, а святой Георгий, к ужасу и восторгу детей, пронзал копьём реликтового змея. Книга доминиканца была настолько популярна, что в своё время с "Золотой легендой" в тиражах соперничала лишь Библия: сборник легенд был переведён с латинского на все европейские языки, кроме… ну, да, конечно же, русского! Говорят, Осип Мандельштам пытался делать перевод, но не успел…
Итак, согласно западной традиции, "собачья голова" у Христофора появилась не до, а после крещения, в ответ на молитвы святого, пожелавшего скрыть природную красоту: дескать, нет проходу от женщин. Считают, эта версия пришла к европейцам с Крита. Чудеса - непременный атрибут праведности, и у Христофора, в лучших традициях Библии, зацветает сухой посох. Этот эпизод, кстати, надоумил французских крестьян молиться святому об урожае. На живописных же полотнах он изображён, несущим на плечах Младенца-Христа. Вероятно, это связано с самим именем Христофор, что значит "несущий Христа". В западных житиях этот эпизод звучит так: будучи высокого роста, святой помогал на броде переходить паломникам реку, и однажды взял на плечи Младенца, оказавшимся непомерно тяжёлым. Мальчик признался, что Он и есть Христос, сам несущий на Себе грехи мира.
Сюжет можно расценивать, по желанию, как сказочный или мистический, однако именно таким и стали изображать святого живописцы Запада, включая Иеронима Босха.
Иероним Босх. Начало 16 века. Роттердам
С той поры св. Христофор становится у католиков покровителем путешественников, начиная от мореплавателей, до наших современников - водителей автомобилей. Нужно заметить, по меньшей мере одному великому путешественнику святой явно помог: крещёный с именем Христофора, испанец Колумб однажды взял да открыл Америку. Теперь у его гробницы написана традиционная фреска: святой, несущий Христа.
От собаки до лошади
Каким бы не рисовали Христофора латинские художники, упускать эффектный иконографический сюжет наши предки не хотели, и в ХVІІ веке собачий облик на русских иконах появляется вновь. Так, до наших дней сохранилась икона из Ростовского кремля, датируемая этим сроком.
Нужно заметить, согласно православным правилам, собака – "нечистое" животное и оскверняет церковь, и если, скажем, любопытный пёсик забежит в алтарь, то это место освящают заново: "не давайте святыню псам" - евангельские слова Христа. Только попытки убрать из храмов иконописную "собаку", предпринятые архиереями в эпоху Никона, имели и иные мотивы: дело в том, что старообрядцы на своих иконах охотно изображали св. Христофора с пёсьей головой. Считая такое изображение "древним", что отчасти верно, ревнители старины полагали его и единственно правильным. Тут срабатывал принцип: вы уничтожаете, а мы станем писать! В результате "старообрядческие" изображения прочно утвердили собачью голову на плечи святого Христофора.
Интересны попытки изографов примерить две иконописных традиции: упоминается, например, изображение мученика Христофора с человеческой головой, держащего при этом на блюде ещё и собачью. Тут тонкость: если изображать св. Христофора просто в человеческом облике, то теряется "изюминка": его трудно отличить от прочих святых, русских князей, например – те же старинные одежды, воинские доспехи. Поэтому иконописцы искали компромиссные пути: интересно, в связи с этим, то, что в ХVІІІ и ХІХ веке святого Христофора уже рисуют… с лошадиной головой! Примером могут служить свияжские изображения, или, скажем, прорись, - шаблон для мастеров-иконописцев, - хранимая ныне в Государственном историческом музее Москвы.
Объяснения, что изографы просто не умели искусно изобразить собачью голову, не убедительны: вероятно, добродушная морда коня казалась компромиссом – и святому не обидно, и око архиерея не так колет, и традиция отцов сохранена.
[ Регистрация | Вход ]