Легенда о Вавельском драконе

Вавельский дракон – чудовище, живущее в яме под Вавельским холмом – терроризировал жителей города князя Крака. Они должны были доставлять жертвовать зверю скот, а, по некоторым сведениям, дракон пожирал только девственниц. Ни один из рыцарей не мог победить его, а сделал это только сапожник Скуба. Он набил чучело барана серой и поставил перед логовом дракона. Голодное чудовище съело барана и таким образом попалось на хитрость Скубы.

От серы дракон почувствовал сильную боль и жжение в горле. Чтобы утолить жажду, дракон начал пить воду из Вислы и пил так долго, пока не лопнул. В городе воцарилась огромная радость, а героический сапожник был щедро вознагражден. О победе над драконом напоминает скульптура, стоящая над рекой у подножия Вавеля, у входа в логово дракона.



Давным-давно у подножия Вавельского холма появился страшный дракон по имени Смок... Примерно так начинаются все известные истории о вавельском драконе, это и сказания польских летописцев средних веков и различные, уже современные, интерпретации. И, казалось бы, что ничего нового в эти истории добавить нельзя. Страшное чудовище пожирающее девственниц, храбрые, но безрассудные рыцари, смекалистый герой-сапожник... Но нет, друзья мои, в моей легенде о драконе все будет совсем иначе. Но, несмотря на это, мне почему-то так кажется, что именно она и будет более всего близка к истине...

Итак, когда-то давно, во времена легендарного князя Крака, когда люди только начинали осваивать плодородные земли вдоль берегов Вислы, один из отрядов разведчиков набрел на большой холм. И вскоре на вершине этого холма появилось первое деревянное укрепление, а рядом начала разрастаться деревенька. Места были дивные, просторные зеленые луга, где можно было пасти свой скот, широкая чистая река, которая не только поила жителей пресной водой, но и защищала их от набегов со стороны других племен. Естественно, что с каждым годом людей становилось здесь больше и больше…




Но никто тогда даже не подозревал, что у самого подножия холма, в карстовой пещере, спит самый настоящий огнедышащий дракон… И неизвестно сколько столетий он бы еще безобидно там проспал, да только ему не дали. Конечно, ни у кого и в мыслях не было разбудить зверя. Но так получилось, что деревенька росла и шум топоров, молотков, пил и прочих инструментов все чаще раздавался у самой пещеры. А вскоре и в самой пещере появились люди с кирками наперевес.

Дракон все больше начинал ворочаться, многовековой сон медленно, но верно проходил. И, наконец, в один прекрасный день он открыл глаза. Но долго не мог понять, что происходит и в чем причина того, шума, что разбудил его. Впрочем, выходить из пещеры он не торопился. Даже наоборот, в первое время пытался уйти в самую глубь, рассчитывая спрятаться от шума. Но сон больше не приходил, а вот голод начинал беспокоить.




И не стоит забывать, что наш дракон был созданием огнедышащим, а потому проснувшись, он, конечно же, стал выдыхать из пасти пламя, а из ноздрей клубы дыма. И вот люди стали замечать этот странный дым, что тянулся из пещеры, и догадались, что внутри пещеры происходит что-то очень необычное. Правда, проверять никто не решился и дракон, на некоторое время, был предоставлен самому себе.

Почти месяц голодный дракон просидел в своей пещере, боясь выползти наружу. Неизвестный шум очень пугал его. Но вскоре вариантов не осталось, необходимо было найти себе пропитание или умереть от голода. Смок, так звали дракона, вылетел из пещеры вечером, небо как раз окрасилось красными лучами заката. И как же красиво в этих лучах отливала его зелено-золотистая чешуя! В этот вечер и пропала близ деревни первая овца.




Дракон был небольшим, но, в общем, отвечал всем положенным критериям своего вида. Довольно маленькие передние лапки, в противовес мощным задним ногам. Все более упитанное брюшко, с длинными продольными полосками золотистой чешуи, темно-зеленая спинка, с острыми отростками шипов. И два радужно-салатовых перепончатых крыла, которые при ярком солнце казались, словно инкрустированными драгоценными камнями. Длинная шея заканчивалась массивной головой в панцирной броне, но, что интересно, выражение мордочки у дракона было скорее застенчивым, чем грозным или злым. А янтарные глаза смотрели даже несколько наивно. Ну и, конечно, у дракона имелся хвост, со стрелочкой на конце, которым он то и дело похлопывал себя по бокам.

Шло время. В деревеньке уже прознали кто ворует их овечек, но признать к ответу виновника не решались. Шутка ли, иметь дело с настоящим огнедышащим драконом. Впрочем, имелись и другие причины. Ущерб оказался совсем небольшим, дракон был маленьким и ел немного. Одной сворованной овечки ему хватало недели на две. А больше всего на свете нравилось ему греться на солнышке на берегу Вислы. Бывало в теплый день выползет утром из пещеры, да и лежит целый день до самого вечера, то один бок лучикам подставит, то другой. Иногда Смок и в воду забирался, пробовал рыбу ловить.




Крестьяне привыкли к виду дракона и практически перестали его бояться. Более того некоторые стали считать дракона талисманом этого места, говорили, что «пока жив наш Смок нам нечего бояться». В те времена к силам природы, а дракон, безусловно, был неотъемлемой их частью, люди относились уважительно. А чтобы обезопасить себя от возможных неприятностей, связанных с налетами дракона на деревенские стада, возле самой пещеры была построена деревянная кормушка, куда для дракона стали приносить овец.

С этого времени Смок практически совсем обленился и никуда от своей пещеры не отходил. Лишь протоптал две тропинки, одну к реке, а одну к той самой кормушке. Он тоже привык к виду людей, а любопытных стало возле пещеры появляться все больше, и больше не боялся шума топоров и молотов. Смок думал, что в деревне его любят. А иначе зачем бы они его подкармливали?




И эта была чистая правда, но увы, лишь отчасти. Появились у дракона и недоброжелатели. Зачем, говорили они, отдавать страшному зверю наших овец, так скоро дойдет до того, что и наших дочерей поведем к этому живоглоту на съедение! Смотрите, не доведет никого до добра эта дружба. Слыханное ли дело людям с драконами дружить! Избавиться от зверя надо пока, мол, не слишком поздно. И отправили они жалобу князю Краку, где подробно изложили все «ужасы», что творит лютое чудовище.

А в тот день, когда Крак получил донесение, дракон все также грелся, свернувшись в полукольцо, на берегу Вислы. Чешуя его отливала золотом в лучах солнца, а сам Смок дремал, убаюканный тихим журчанием реки. С утра он позавтракал возле кормушки и настроение его было как нельзя лучше. Еще никогда, за все долгие годы своей жизни, дракон Смок не был так счастлив. А меж тем на ясном небе над его головой сгущались невидимые черные тучи.




Князь Крак был мудрым и добрым правителем и не поверил на слово огульным обвинениям в адрес дракона, хотя клеветники и старались придумать истории пострашнее, в красках расписывая зверства Живоглота (так они прозывали Смока). Говорили, что дракону приелись овцы и что теперь он требует молодых невинных девушек. И если так дело пойдет, то скоро он и про принцесс вспомнит. Ведь всем известно, что драконы спят и видят, как бы какую принцессу похитить.

А принцесса в этих краях была лишь одна – дочь князя Крака по имени Ванда. Красивая и милая девушка, любимица отца. Сам князь был уже в престарелом возрасте и не было у него сил лично отправится проверять слухи про злого дракона. Поэтому он полностью положился на своих сыновей, старшего, получившего родовое имя Крак, и младшего, названного в честь легендарного правителя полян, - Леха. Они-то и отправились с небольшой дружиной к деревеньке у холма близ Вислы на встречу с драконом.




Младший сын – Лех, был красивый и статный юноша, только не оправдывал он того гордого имени, что было ему дано при рождении. Носил в своем сердце он зло и зависть. Хотел сам, после смерти отца, стать единоличным правителем всех окрестных земель. Да только, пока был жив его старший брат Крак, все его тщеславные мечты оставались всего лишь мечтами.

Приехав в деревеньку, братья узнали, что все что рассказывали про «страшного зверя» лишь выдумка и злые наговоры, и что ни разу еще Смок не нападал на людей из деревни, и что ни надо ему не невинных девушек ни прекрасных принцесс, только теплое солнышко да одна овечка раз в две недели. Более того, дракон любим среди простого люда и большинство жителей верят, что такое соседство — это добрый знак. Никто не отважится нападать, когда на защите поселения стоит настоящий дракон. Пусть даже такой маленький, как Смок.




Поняли тогда княжеские сыновья, что нет никакой беды от чешуйчатого зверя, и что можно возвращаться ко двору. Но тут в хитром сердце младшего брата зародились черные мысли. Придумал он как использовать всю эту историю себе на пользу. «Что же» - сказал он – «мы уедем и даже глазком не посмотрим на дракона?». И отправились братья к пещере, оставив дружину в деревне, чтобы не спугнуть шумом Смока.

Тот же, не подозревая, что время его безмятежной жизни подходит к концу, мирно спал на берегу Вислы. Его упитанное брюшко мерно вздымалось от дыхания, а над ноздрями поднимались тоненькие клубы дыма.

«Смотри какой красивый дракон!» - воскликнул Крак. Да только это были его последние слова. Топор младшего брата, который стоял позади, раскроил ему череп. Без дыхания он упал на землю и покатился к самому подножию холма, к месту где лежал дракон. Смок проснулся от удара мертвого тела. Непонимающе он стал мотать головой и осматриваться по сторонам, ноздри его почуяли запах крови и смерти.

Лех, пытаясь разозлить дракона стал посылать в него стрелы и сталкивать вниз камни. Ему было важно, чтобы люди поверили, что именно дракон стал причиной смерти княжеского наследника, что именно он настоящий убийца. Только молодой Крак препятствовал осуществлению тщеславных замыслов. И тут такая удача! Путь к славе и короне был расчищен.

Смок действительно разозлился и из его пасти вырывалось пламя. Он сделал несколько кругов вокруг пещеры, а вскоре заметил и своего неприятеля. И вот пламя полыхнуло совсем рядом с братоубийцей, опалив его кожу и одежду. Только чудом он не оказался зажаренным заживо. Насмерть перепугавшись тот побежал в деревню, с криком о драконе-убийце. А Смок не стал его преследовать.

Дракон полыхал пламенем и никак не мог успокоится. Он был в абсолютном смятении. До сего дня он был в полнейшей уверенности, что от людей можно ожидать только хорошее. Ему казалось, что в селении его любят. Да и разве могло быть иначе? Разве не добрые селяне построили ему кормушку возле пещеры, и разве не они всегда приносили ему вкусных овец? В конце концов Смок заполз в самый дальний угол своей пещеры и затих, мучаясь от обиды и переживаний.

Тем временем в деревне поднялся страшный переполох, многие видели клубы черного дыма из-за холма, видели и самого дракона в небе, изрыгающего пламя и кружащего над окрестностями. Вскоре подоспела и страшная новость, о том, что дракон убил одного княжеского сына и чуть не погубил и другого. Все были в страшном недоумении, но как тут не поверить, если они своими глазами видели опаленную одежду Леха.

Дружина тут же хотела выдвинуться к пещере, чтобы отомстить за убийство и уничтожить страшного зверя, собрался кое-какой народ и из деревни. Но Лех их остановил, уверяя, что простой силой им дракона, закованного в непробиваемый панцирь не одолеть, надо придумать какую-нибудь хитрость. Сам же он надеялся этим выиграть время, уверенный в том, что Смок, за это время, сожрет тело его брата и тогда уж точно ни у кого не останется никаких сомнений. Обглоданные кости будут для него лучшим доказательством правдивости его слов.

Прошло несколько дней. И все это время Смок практически не выбирался из своей пещеры, он больше не чувствовал радости и безмятежности прошлых дней, не чувствовал той любви, которая, как ему казалось раньше, окружала его. В его ранимом сердце появился страх, он больше не верил людям. Лишь один раз, проголодавшись, он выбрался из пещеры, но кормушка была пуста, люди забыли о нем. Так ему казалось… И он снова забрался вглубь пещеры.

Но люди не забыли про дракона, к несчастью последнего. Новоявленный наследник княжеского престола объявил, что тот, кто придумает как извести дракона получит его драгоценную шкуру. И такой человек нашелся, это был Скуба, подмастерье одного из сапожников, который давно мечтал открыть собственную мастерскую, а тут появился такой шанс.

Руководствуясь указаниями Скубы дружинники забили овцу и начинили ее потроха дёгтем, смолой и серой, тщательно зашили и отнесли к пещере, где обитал дракон, положив возле кормушки. Затем отошли на безопасное расстояние. Смок долго не выходил, но, наконец, голод снова заставил его выбраться из пещеры. Вскоре он заметил овцу. И в сердце дракона снова появилась надежда. Ведь о нем не забыли, его по-прежнему любят, и ему снова приносят еду!

10. Сейчас местами в пещере довольно сыро, но во времена Смока все было иначе. Дракон регулярно просушивал пещеру своим пламенем, так как очень любил тепло.

Дракон был страшно голоден, он набросился на овцу и стал заглатывать ее большими кусками. Но вскоре почувствовал неладное. Все внутренности были пронизаны болью, сера и смола попавшие внутрь дракона вступили в реакцию и Смок больше не мог контролировать пламя внутри себя. Он бросился к реке и стал пить воду, но ничего не помогало, вода внутри превращалась в пар и становилось только хуже, его буквально разрывало изнутри. В глазах дракона стояли слезы и непонимание…

Смок погиб в страшных мучениях… А единственный оставшийся в живых сын князя Крака поспешил к отцу, чтобы представить ему свой рассказ о смерти брата и объявить себя победителем дракона. Сапожнику Скубе же, как и было обещано, досталась шкура Смока. К чести последнего надо сказать, что он не был таким уж плохим человеком и только недавно обустроился в этих местах. Беда была в том, что он, как и многие, поверил братоубийце.

Поверил ему и отец, оплакивая смерть старшего сына, но приветствуя, как победителя дракона. Поверила и сестра… Почти поверила, ведь она давно чувствовала, как в одном из братьев зреют плоды зависти. Ванда уговорила отца поехать в поселение у реки, чтобы лично забрать кости брата и совершить обряд захоронения, как велят традиции.

Но оказалось, что нет никаких обглоданных костей, жители деревни нашли труп младшего Крака с проломленным от удара топора черепом, и никаких следов от укусов дракона. Нашелся и свидетель убийства – молодой пастушек, который видел страшное преступление, но долго не решался никому рассказать, боясь кары и несправедливости. И вся правда вскоре вышла наружу. Вот только никого вернуть уже было нельзя, ни молодого юношу, ставшего жертвой зависти родного брата, ни дракона Смока, невольно вплетенного в эти интриги и погибшего еще более страшно…

Старый князь Крак остался со своим двором в поселении у реки и основал на холме свою столицу, ему хотелось хоть как-то возместить жителям потерю их любимого дракона Смока. Через много лет, оно станет известно по всему миру как Краков. Братоубийца был лишен прав на наследство и изгнан из страны. Ему было предписано не возвращаться в эти места под страхом смерти. А по смерти князя Крака на княжеский престол взошла его дочь – Ванда.

Что касается сапожника Скубы, то он, как и рассчитывал, смог основать свою собственную мастерскую. А из драгоценной драконьей шкуры он сделал несколько тысяч пар прекрасных сапог. Да вот только в поселении близ холма никто, ни один житель, ни купил себе ни одной пары. И Скуба был вынужден уехать. Он, конечно, разбогател, но уже далеко от этих мест, которые верно хранили память о добром драконе Смоке.

Жива память о драконе и в наше время, нигде, ни в одном другом городе, кроме Кракова, вы не найдете столько милых сувениров с изображением дракона Смока, это и различные книжки, рисунки, раскраски, блокнотики, это и магнитики, и памятные монетки, это и кондитерские изделия, это и бессчётное количество замечательных плюшевых драконов. А вот изображений тех, кто вольно, либо невольно участвовал в гибели Смока, здесь практически не найти.

Жители, может даже подсознательно, хотят вычеркнуть эту грустную часть из своей памяти, нет тут и игрушек с сапожником Скубой, нет и сценок убийства дракона, так распространенных в других местах. В их памяти добрый дракон Смок всегда будет жив, и всегда будет талисманом города, который сможет защитить его от всех бед и напастей. А в 1972 году, у подножия Вавельского холма был установлен и памятник Смоку, возле той самой пещеры, в которой когда-то и обитал дракон, и где он так любил греться на ласковом солнышке на берегу реки Вислы.

Рейтинг:
0.0 / 0
Просмотры:
1327
Теги материала:
Вавельский дракон, Легенда
Категории материала:
Мифы и Легенды
Источник:
https://ren-ar.livejournal.com/184990.html

Комментарии к материалу (0)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]