Хатшепсут – дочь бога Амона-Ра и женщина-фараон

Хатшепсут – дочь бога Амона-Ра и женщина-фараон
В темноте лекционного зала с белой поверхности экрана, освещенного едва различимо гудящим проектором, на аудиторию смотрела одна из самых великих правительниц древности – женщина-фараон 18-ой династии Хатшепсут, великая Маат-Ка-Ра, третья женщина-фараон на египетском престоле. Виктор Солкин, президент ассоциации по изучению Древнего Египта «МААТ», в течение почти двух с половиной часов с упоением и вдохновением рассказывал о годах правления Хатшепсут. Слушатели лекции вместе с ним перенеслись в далекие времена, прогулялись по древним храмовым постройкам и ритуальным комнатам, заглянули в гробницы умерших правителей. Живая, пульсирующая история правления и смерти одной из самых прекрасных женщин Древнего Египта, без сомнения, стоила того, чтобы ее узнать.


Царица Хатшепсут была дочерью третьего фараона XVIII династии Тутмоса I и царицы Яхмес. При жизни отца Хатшепсут стала «Супругой Бога» — верховной жрицей фиванского бога Амона. Как свидетельствуют дошедшие до нас источники, у Хатшепсут была всего одна родная сестра – Нефрубити. После смерти Тутмоса I она вышла замуж за своего сводного брата Тутмоса II (сына Тутмоса I и Мутнофрет), правившего всего неполных 4 года. Преемственность царской династии была сохранена, так как Хатшепсут была чистых царских кровей, однако династический кризис заключался в том, что потенциальная женщина-фараон – явление экстраординарное для патриархального древнеегипетского общества, общества восточного по своему типу.

Именно здесь мы впервые сталкиваемся с весьма интересной вещью, которая станет едва ли не основополагающей для всего правления и всей жизни Хатшепсут. Согласно египетским представлениям того времени, мужчины и женщины обладают разными типами духовной энергии. Мужчина-фараон, встававший во главе Египта, обеспечивал распространение определенного, мужского типа энергии, которая на духовном уровне связывала всю страну в единой целое, связывала всех живущих в ней людей. Фараон обеспечивал постоянное обновление этой энергии и тем самым был как бы гарантом сохранности, благополучия и единства всего Египта. Женщина обладала другим видом энергии, значит^ женщина-фараон не могла обеспечить выполнения тех же функций, что и фараон мужчина. Это в теории. А на практике... На практике Хатшепсут стала править Египтом.

Обычно считается, что Хатшепсут был довольно сильной, смелой и влиятельной личностью. Она достигла значительного влияния и силы «при дворе» ещё при жизни своего отца и мужа и фактически могла править вместо Тутмоса II. После смерти Тутмоса II, двенадцатилетний Тутмос III был провозглашён единоличным фараоном, а Хатшепсут — его регентом. О периоде регентства Хатшепсут свидетельствуют многие дошедшие до нас ее изображения. На них, как показал собравшимся Виктор Солкин, она всегда изображается вместе с Тутмосом.

Чтобы править страной, Хатшепсут, как и всем ее предшественникам (мужчинам и женщинам – не важно), необходимо было иметь надежную опору. Традиционно фараоны всегда находили поддержку в среде воинства и армии. Но женщина не могла рассчитывать на такое, поэтому Хатшепсут обратилась к жречеству. Период активного «ублажения» высшего жречества вылился в создание многочисленных архитектурных памятников, многие из которых дошли до нас, пусть и сильно пострадавшими. Сегодня, реконструированными и восстановленными, их можно увидеть, например, в музее под открытым небом в Египте.

После восхождения на престол Хатшепсут была провозглашена фараоном Египта под именем Мааткара Хенеметамон и дочерью Амона-Ра (в образе Тутмоса I), тело которой было создано самим богом Нумом. Легенда, созданная вокруг Хатшепсут, не является чем-то уникальным – божественное происхождение приписывалось правителям Египта – но все же заслуживает внимания. Согласно этой легенде, Хатшепсут была зачата не Тутмосом I и его женой – к матери Хатшепсут явился сам бог Амон-Ра в образе Тутмоса. Таким образом Хатшепсут и приобретала статус его дочери. Это еще один элемент легитимизации ее правления – «божественный брак», во время которого сам бог Амон снизошел с небес к земной царице Яхмес для того, чтобы зачать «свою дочь» Хатшепсут.

Став фараоном, Хатшепсут начала свое постепенное «превращение в мужчину». Это не было спланированным, заранее принятым, жестким политическим решением. Скорее, это похоже на жизненную позицию, менявшуюся колебавшуюся раз за разом то в одну, то в другую сторону. На протяжении всего своего правления Хатешпсут изображалась в то в мужском образе, то в женском. То ее титулы указывали в женском роде, то в мужском. Часто и в женском, и в мужском роде в тексте одного и того же памятника! Первоначально статуи и изображения Хатшепсут представляли её с женской фигурой, но в мужских одеждах, а в позднейших аналогах ее образ был окончательно трансформирован в мужской. Прообразом таких изображений Хатшепсут можно считать немногие сохранившиеся статуи царицы Нефрусебек, для которых также характерна комбинация мужского и женского канона.

Как здесь уже упоминалось, Хатшепсут при своем воцарении взяла себе новое имя, Мааткара, переводящееся как Истина (маат) — двойник (ка) бога Солнца (Ра). Ключевое слово здесь — маат — древнее египетское выражение порядка и правосудия, которое было установлено богами. Называя себя Мааткара, Хатшепсут вероятно заверяла своих людей, что они имели законного правителя на троне. При этом, как это было принято в египетской цивилизации, доказывать свое могущество и законность необходимо делами, поступками. Под поступками в Древнем Египте обычно понимались (у фараонов, конечно) архитектурные свершения. Строительные планы Хатшепсут были весьма честолюбивы и столь же грандиозны.

Она начала с воздвижения двух обелисков высотой 29.5 м в большом комплексе храма Амона в Карнаке. Рельефы, изображающие это событие, показывают пару колоссальных «столбов», каждый весом приблизительно в 450 тонн, буксируемых по Нилу на судне, длина которого составляла около 60 метров. Посвященные богу солнца, они были обиты электрумом — сплавом золота и серебра.

Но подлинным воплощением величия Хатшепсут, безусловно, может быть назван комплекс, известный сегодня как Дейр эль-Бахри, построенный ею на западе Фив. Храм расположен в основании высоких известняковых утесов и считается одним из архитектурных чудес древнего мира. К нему ведут ряды колоннад и внутренних дворов, а от самого берега моря к нему была проложена дорога, открытая солнцу. Нижние уровни были когда-то украшены садами с ароматными деревьями и искусственными т-образными озерами, в которых вместо воды наливали молоко священных коров.

При Хатшепсут была снаряжена экспедиция в страну Пунт, известную так же, как Та-Нечер — «Земля Бога». Эта экспедиция, о которой мы знаем по сохранившимся рисункам на гробницах и храмах, стала одним из самых запоминающихся событий времен ее правления. Местонахождение страны Пунт сейчас точно не установлено (скорее всего, побережье Восточной Африки в районе Африканского Рога — современного полуострова Сомали). Контакты с Пунтом были прерваны в эпоху Среднего царства, однако они были жизненно необходимы, так как Пунт был основным экспортёром миррового дерева. Мирра не росла в Египте, однако была для египтян очень ценна – мирра и ладан были основными благовониями Древнего Царства и весьма ценились. Рельефы храма в Дейр эль-Бахри представляют все подробности этой кампании. Художники детально изобразили флот Хатшепсут, особенности ландшафта Пунта с лесами благовонных деревьев, экзотическими животными и домами на сваях. Из Пунта в Египет экспедиция привезла мирровые деревья, погруженные в специальные кадки, которые позже были высажены в садах Хатшепсут – очередная попытка перенести эти растения в египетскую землю увенчалась крахом. Слишком жаркий климат, ужасная почва – все это сделало невозможным жизнь деревьев в созданных ради них садах, и вскоре они погибли.

Еще одна интересная история правления и жизни Хатешпсут связана с ее дочерью – Нефрурой. Нефрура носила титул «Супруги Бога» и изображалась в виде наследника престола. Изображения Нефруры, воспитателем которой был фаворит Хатшепсут Сенемут, с накладной бородкой и локоном юности часто трактуются как доказательство того, что Хатшепсут готовила себе наследницу, «новую Хатшепсут». Однако наследником (а позже и соправителем Тутмоса II) всё же считался сын её мужа и наложницы Исиды, будущий Тутмос III.

Ее воспитатель Сенемут был весьма интересной личностью – он начал свою деятельность в военной сфере еще при отце Хатшепсут и к концу ее правления был уже глубоким старцем. Сам он был выходцем из простой и бедной семьи, однако за свою долгую карьеру достиг многого и был одним из влиятельнейших людей Древнего Египта. Настолько влиятелен был Сенемут, что мог (только представьте!) позволить себе упоминать свое имя рядом с именем фараона, мог позволить себе быть изображенным в ее храмах (сделано это было, правда, довольно хитрым способом – его изображали в углах комнат так, что изображения не были видны, когда торжественная процессия следовала с ладьей бога внутрь во время религиозного обряда). На одной из статуй воспитатель держит дочь Хатшепсут на коленях – это была традиционная поза, в которой изображали фараонов, признающих, принимающих своих детей. Другая статуя изображает Сенемута, обнимающего девочку и закрывающего ее тело своими одеждами – невиданная степень интимности, близости и «родства», никогда прежде не свойственная египетскому канону. В гробнице Синемута, которую он планировал расположить рядом с заупокойным храмом самой Хатшепсут, найден также и перстень с ликом богини любви, подаренный ему правительницей. Все это породило догадки о тесных личных связях фараона и ее фаворита не только у нас, но и у современников событий – сохранились даже карикатуры неизвестных древних художников, на которых Сенемут изображается занимающимся сексом с женщиной в парике фараона!

После смерти Хатшепсут править Египтом стал Тутмос III. Наследство великой женщины-фараона подверглось разрушению. Долгое время считалось, что это было признаком ненависти к ней со стороны Тутмоса. Но ученые, вновь изучив археологические свидетельства, пришли к потрясающему заключению, что разрушение, начавшееся по более ранней теории сразу после смерти Хатшепсут, на самома деле было начато лишь примерно 20 лет спустя, в конце длинного царствования Тутмоса III. А значит, причина была не в личной неприязни, а скорее в самом факте того, что женщина занимала мужской «пост». Тутмос стремился стереть не память о Хатшепсут вообще, а память о ней, как о женщине-фараоне – опасный прецедент лучше всего уничтожить, чтобы навсегда предотвратить возможность другой сильной женщины когда-либо встать в длинную линию египетских правителей.

Но память о Хатшепсут стереть не удалось. Ее жизнь, ее деяния и легенды о ней дошли до нас. Благодаря стараниям многих историков, археологов, исследователей Египта о великом фараоне Хатшепсут можно узнать, например, из таких вот лекций, что проводит ассоциация «МААТ». Но лучше всего о себе сказала, конечно, сама Маат-Ка-Ра: «Вот, мечется сердце мое туда и обратно, думая, что же скажут люди, те, что увидят памятники, мной сотворенные, спустя годы и будут говорить о том, что я совершила…»

Рейтинг:
0.0 / 0
Просмотры:
12711
Категории материала:
Статьи
Источник:

Комментарии к материалу (0)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]