За последние восемьдесят лет знаменитая экспедиция нацистов в Гималаи в 1938—1939 годах обросла невероятным количеством легенд, домыслов и слухов.
Рассказывали, будто немцы нашли в Лхасе следы инопланетной цивилизации и даже лично пообщались с инопланетянами, которые передали им послание для фюрера. Ходили слухи, что путешественники привезли Гиммлеру из Тибета эликсир бессмертия: в мае 1945 года он его выпил, и все решили, что он отравился; на самом деле он не умер, а сбежал — то ли в Южную Америку, то ли на другую планету.
В 2009 году прославился «Будда из космоса», или «Железный человек», — 25-сантиметровая 10-килограммовая статуэтка Будды, украшенная свастикой и вырезанная из метеорита, упавшего на Землю 10 тысяч лет назад. По легенде нацисты привезли ее именно из Тибета.
Недавняя экспертиза показала, правда, что хотя статуэтка действительно сделана из метеорита, но, скорее всего, никто не привозил ее из Лхасы. Просто европейский мастер, вырезав ее для мистиков-фашистов, снабдил ее подходящей легендой.
Ну и венец всего — история о хрустальном черепе, вдохновившая Спилберга на создание «Индианы Джонса». Якобы в незапамятные времена народ майя создал тринадцать таких черепов и неведомо каким способом разослал их по всему миру. Один из них немцы похитили в Тибете и привезли в подарок Гиммлеру. Череп существует и сегодня. Правда, в 2012 году его уронили во время съемок и откололи кусочек хрусталя. Мистики всей Земли решили, что теперь-то уж точно настанет конец света, якобы предсказанный в календаре майя. Однако декабрь 2012-го прошел без потрясений. Апокалипсис так и не наступил.
Что же на самом деле представляла собой экспедиция гитлеровцев в Тибет и удалось ли им найти то, что они так искали?
Подготовка
Основания для будущих слухов и легенд создал сам шеф СС Генрих Гиммлер. Он питал слабость ко всяким экзотическим теориям. Например, вместе с Гитлером верил в концепцию «всемирного льда», придуманную Гансом Хербигером. Это была стройная, красивая и совершенно фантастическая концепция, которую Хербигер, по собственному признанию, увидел во сне. По его идее, лед — это один из первоэлементов природы. Из него созданы и планеты, и спутники, и эфир. Предки арийцев, нордические сверхлюди, появились на свет именно в вечных снегах. Лед дал им силу и чистоту. Но в какой-то момент Луна (тоже созданная изо льда) врезалась в Землю. У нас на планете резко потеплело, лед растаял, и истинные арийцы смогли выжить только в Гималаях. Приспособив теорию Хербигера к своим расовым фантазиям, нацисты объявили теорию всемирного льда истинно арийской альтернативой «еврейской теории относительности». Ну как же было не поискать ее подтверждения в Тибете?
Еще одна теория, пленившая Гиммлера, принадлежала Герману Вирту. Согласно его концепции, мир создали две противоположные проторасы: гиперборейцы, пришедшие с севера, и выходцы с юга, населявшие протоматерик Гондвану. Выходило так, что немецкие бюргеры были потомками высокодуховных нордических гиперборейцев. Ну а всякие евреи, цыгане и негры происходили из Гондваны, за что и подлежали уничтожению. Эту чудную концепцию Гиммлер, считавший христианство «еврейскими выдумками», решил насадить в Германии вместо традиционной религии. Культовые артефакты, свидетельствующие о существовании нордической сверхрасы, тоже предполагалось привезти из Тибета.
Поэтому стоило Гиммлеру узнать, что знаменитый зоолог, орнитолог и охотник Эрнст Шефер ищет в США спонсоров для своей экспедиции в Тибет, как он срочно вызвал его в Германию. Надо отдать Шеферу должное — он возражал всесильному шефу СС. Серьезному ученому не улыбалось разыскивать в Гималаях следы белокурых бестий и их магических артефактов. Но Гиммлер был неумолим. Щедрое обеспечение экспедиции (около 130 тысяч рейхсмарок) выдавалось только на его условиях. В конце концов Шефер сдался. Он согласился набрать экспедицию из эсэсовцев, тем более что и сам состоял в СС еще с 1933 года. «Меня привлекали открывшиеся карьерные возможности», — объяснялся он потом.
Перед отъездом Шефер даже встретился с любимчиком Гиммлера Карлом Марией Виллигутом. Этот бывший полковник, много лет проведший в психбольнице, полагал себя инкарнацией германского бога Тора. Специально для Шефера он произнес невнятную проповедь: слушатель решил, что современный Тор крепко подсел на опиум.
Пьянки с ламами
Растянувшееся на год путешествие Шефера и его команды через британскую Индию и Гималаи шло с многочисленными задержками. Вместо захватывающих приключений экспедицию ждала смертельная скука. Чтобы развеяться, эсэсовцы охотились буквально на все, что движется. Знаменитейшим охотником был сам Шефер. Он стал первым европейцем, выследившим и убившим панду во время своих путешествий по Китаю. Товарищам было лестно охотиться под его началом. По возвращении на родину они сдали в Берлинский музей естетвенной истории 3500 высушенных трупиков птиц, 2000 птичьих яиц, 400 черепов и скелетов животных, а также несколько тысяч бабочек и других насекомых.
Особенности нацистской охоты были вполне узнаваемы. Из еды у них, по воспоминаниям участника, была «лапша, лапша и ничего, кроме лапши». Утешались выпивкой — прусским шнапсом. Особенно хорошо он шел на высоте пяти тысяч метров в Гималаях, где экспедиция застряла в безнадежном ожидании пропуска в Тибет.
Дело в том, что в 1938 году Тибет оставался закрытым государством. В Лхасу не пускали ни одного иностранца — даже англичан, взявших Тибет штурмом в 1903 году. Немцев выручило только обаяние Шефера. Экспедицию приехал проведать чиновник из Тибета. Шефер зазвал его в свою палатку из шкуры яка, хорошенько угостил, подарил ему печенье, резиновые сапоги и надувной матрас. И уже через несколько недель немцы первыми во всем мире получили письменный пропуск в запретное государство, выданный Шеферу как «знатоку ста наук».
22 декабря 1938 года немцы пересекли границу Тибета. Уже через два дня они поставили елочку и отпраздновали Рождество. А сразу после Нового года вошли в священную столицу Тибета — Лхасу. Там было минус 35. Все контакты с тибетскими ламами превратились в череду банкетов и вечеринок. «Пиво лилось рекой, а граммофон играл немецкие песни», — пишет современный историк. Обитатели священного города выучили, как по-немецки будет «пей до дна». А раздухарившиеся немцы принялись мерить черепа местных жителей, с хохотом убеждаясь, что эти низкорослые темноволосые люди ничего общего не имеют с истинными арийцами. Запланированная Гиммлером «встреча западной и восточной свастики» превратилась в пьяный дебош.
Однако пьянки с ламами принесли неожиданный результат. Дело в том, что во второй половине 30-х руководство Германии еще не определилось, с кем будет воевать. Один из планов состоял в том, чтобы при поддержке Советов вторгнуться в британскую Индию, лишить англичан их ценнейшей колонии, а затем добить их на острове. Реализовать эту идею можно было бы только с помощью Тибета.
Обаяние Шефера и реки пива обеспечили успех: он заручился обещанием помощи от лам. Радренг Ринпоче, правитель Тибета, написал послание «его светлости господину Гитлеру» и послал ему подарки — тибетского мастифа, золотую монету и мантию далай-ламы. В августе 1939 года экспедиция вернулась в Германию.
Результаты
Мистики впоследствии рассуждали просто. Раз нацисты засекретили результаты тибетской экспедиции, значит, было в них что-то таинственное и важное.
Однако секретность объяснялась просто. Успешную разведдеятельность Шефера нельзя было светить, так что тайное соглашение с руководством Тибета разглашать не стали. В остальном же экспедиция оказалась провальной. Ни следа гиперборейцев в Тибете не нашлось. Местные жители — было измерено более 400 черепов — выглядели как типичные представители «низшей расы». Теория «всемирного льда» рухнула — равно как и концепция «расовой чистоты».
Тибетская экспедиция повторила судьбу многочисленных экспедиций, которые снаряжались нацистской верхушкой. Ученые — как серьезные деятели, так и шарлатаны — использовали их как возможность подзаработать и прославиться. Нацисты надеялись, что экспедиции подтвердят их фантастические идеи. В результате очередная концепция с треском проваливалась, а ученый, подзаработав и отдохнув, довольный возвращался домой.
Доктор исторических наук Герберт Янкун, например, был талантливым исследователем наследия готов и викингов. Гиммлера он очаровал своей теорией о том, что прародиной готов (истинных арийцев, предков немцев) является Крым. Как только немцы оккупировали полуостров, Янкун отправился туда в экспедицию. Ни следа готов он там не нашел. Зато всласть пограбил крымские музеи. А когда финансирование его исследований иссякло, подал заявление о поступлении в разведку — там оклады и пайки были еще лучше.
Научное значение тибетской экспедиции было значительным — все-таки Шефер, помимо поисков гиперборейцев, сумел сделать много открытий. Среди привезенных им птиц был десяток новых видов. Интересные экземпляры были и среди насекомых. С его коллекцией до сих пор работают ученые в Берлинском музее естественных наук. Однако в начале 40-х разбираться с его достижениями времени не было. А в 1945-м сотоварищей Шефера по СС осудили в Нюрнберге. Сам он долго каялся. Его карьера ученого была практически сломана. Он вернулся к любимой охоте и закончил свои дни, печатаясь в журналах для охотников — только там нашлось место для статей знаменитого путешественника и зоолога, первого в мире иностранца, получившего «визу» в Тибет.
Рассказывали, будто немцы нашли в Лхасе следы инопланетной цивилизации и даже лично пообщались с инопланетянами, которые передали им послание для фюрера. Ходили слухи, что путешественники привезли Гиммлеру из Тибета эликсир бессмертия: в мае 1945 года он его выпил, и все решили, что он отравился; на самом деле он не умер, а сбежал — то ли в Южную Америку, то ли на другую планету.
В 2009 году прославился «Будда из космоса», или «Железный человек», — 25-сантиметровая 10-килограммовая статуэтка Будды, украшенная свастикой и вырезанная из метеорита, упавшего на Землю 10 тысяч лет назад. По легенде нацисты привезли ее именно из Тибета.
Недавняя экспертиза показала, правда, что хотя статуэтка действительно сделана из метеорита, но, скорее всего, никто не привозил ее из Лхасы. Просто европейский мастер, вырезав ее для мистиков-фашистов, снабдил ее подходящей легендой.
Ну и венец всего — история о хрустальном черепе, вдохновившая Спилберга на создание «Индианы Джонса». Якобы в незапамятные времена народ майя создал тринадцать таких черепов и неведомо каким способом разослал их по всему миру. Один из них немцы похитили в Тибете и привезли в подарок Гиммлеру. Череп существует и сегодня. Правда, в 2012 году его уронили во время съемок и откололи кусочек хрусталя. Мистики всей Земли решили, что теперь-то уж точно настанет конец света, якобы предсказанный в календаре майя. Однако декабрь 2012-го прошел без потрясений. Апокалипсис так и не наступил.
Что же на самом деле представляла собой экспедиция гитлеровцев в Тибет и удалось ли им найти то, что они так искали?
Подготовка
Основания для будущих слухов и легенд создал сам шеф СС Генрих Гиммлер. Он питал слабость ко всяким экзотическим теориям. Например, вместе с Гитлером верил в концепцию «всемирного льда», придуманную Гансом Хербигером. Это была стройная, красивая и совершенно фантастическая концепция, которую Хербигер, по собственному признанию, увидел во сне. По его идее, лед — это один из первоэлементов природы. Из него созданы и планеты, и спутники, и эфир. Предки арийцев, нордические сверхлюди, появились на свет именно в вечных снегах. Лед дал им силу и чистоту. Но в какой-то момент Луна (тоже созданная изо льда) врезалась в Землю. У нас на планете резко потеплело, лед растаял, и истинные арийцы смогли выжить только в Гималаях. Приспособив теорию Хербигера к своим расовым фантазиям, нацисты объявили теорию всемирного льда истинно арийской альтернативой «еврейской теории относительности». Ну как же было не поискать ее подтверждения в Тибете?
Еще одна теория, пленившая Гиммлера, принадлежала Герману Вирту. Согласно его концепции, мир создали две противоположные проторасы: гиперборейцы, пришедшие с севера, и выходцы с юга, населявшие протоматерик Гондвану. Выходило так, что немецкие бюргеры были потомками высокодуховных нордических гиперборейцев. Ну а всякие евреи, цыгане и негры происходили из Гондваны, за что и подлежали уничтожению. Эту чудную концепцию Гиммлер, считавший христианство «еврейскими выдумками», решил насадить в Германии вместо традиционной религии. Культовые артефакты, свидетельствующие о существовании нордической сверхрасы, тоже предполагалось привезти из Тибета.
Поэтому стоило Гиммлеру узнать, что знаменитый зоолог, орнитолог и охотник Эрнст Шефер ищет в США спонсоров для своей экспедиции в Тибет, как он срочно вызвал его в Германию. Надо отдать Шеферу должное — он возражал всесильному шефу СС. Серьезному ученому не улыбалось разыскивать в Гималаях следы белокурых бестий и их магических артефактов. Но Гиммлер был неумолим. Щедрое обеспечение экспедиции (около 130 тысяч рейхсмарок) выдавалось только на его условиях. В конце концов Шефер сдался. Он согласился набрать экспедицию из эсэсовцев, тем более что и сам состоял в СС еще с 1933 года. «Меня привлекали открывшиеся карьерные возможности», — объяснялся он потом.
Перед отъездом Шефер даже встретился с любимчиком Гиммлера Карлом Марией Виллигутом. Этот бывший полковник, много лет проведший в психбольнице, полагал себя инкарнацией германского бога Тора. Специально для Шефера он произнес невнятную проповедь: слушатель решил, что современный Тор крепко подсел на опиум.
Пьянки с ламами
Растянувшееся на год путешествие Шефера и его команды через британскую Индию и Гималаи шло с многочисленными задержками. Вместо захватывающих приключений экспедицию ждала смертельная скука. Чтобы развеяться, эсэсовцы охотились буквально на все, что движется. Знаменитейшим охотником был сам Шефер. Он стал первым европейцем, выследившим и убившим панду во время своих путешествий по Китаю. Товарищам было лестно охотиться под его началом. По возвращении на родину они сдали в Берлинский музей естетвенной истории 3500 высушенных трупиков птиц, 2000 птичьих яиц, 400 черепов и скелетов животных, а также несколько тысяч бабочек и других насекомых.
Особенности нацистской охоты были вполне узнаваемы. Из еды у них, по воспоминаниям участника, была «лапша, лапша и ничего, кроме лапши». Утешались выпивкой — прусским шнапсом. Особенно хорошо он шел на высоте пяти тысяч метров в Гималаях, где экспедиция застряла в безнадежном ожидании пропуска в Тибет.
Дело в том, что в 1938 году Тибет оставался закрытым государством. В Лхасу не пускали ни одного иностранца — даже англичан, взявших Тибет штурмом в 1903 году. Немцев выручило только обаяние Шефера. Экспедицию приехал проведать чиновник из Тибета. Шефер зазвал его в свою палатку из шкуры яка, хорошенько угостил, подарил ему печенье, резиновые сапоги и надувной матрас. И уже через несколько недель немцы первыми во всем мире получили письменный пропуск в запретное государство, выданный Шеферу как «знатоку ста наук».
22 декабря 1938 года немцы пересекли границу Тибета. Уже через два дня они поставили елочку и отпраздновали Рождество. А сразу после Нового года вошли в священную столицу Тибета — Лхасу. Там было минус 35. Все контакты с тибетскими ламами превратились в череду банкетов и вечеринок. «Пиво лилось рекой, а граммофон играл немецкие песни», — пишет современный историк. Обитатели священного города выучили, как по-немецки будет «пей до дна». А раздухарившиеся немцы принялись мерить черепа местных жителей, с хохотом убеждаясь, что эти низкорослые темноволосые люди ничего общего не имеют с истинными арийцами. Запланированная Гиммлером «встреча западной и восточной свастики» превратилась в пьяный дебош.
Однако пьянки с ламами принесли неожиданный результат. Дело в том, что во второй половине 30-х руководство Германии еще не определилось, с кем будет воевать. Один из планов состоял в том, чтобы при поддержке Советов вторгнуться в британскую Индию, лишить англичан их ценнейшей колонии, а затем добить их на острове. Реализовать эту идею можно было бы только с помощью Тибета.
Обаяние Шефера и реки пива обеспечили успех: он заручился обещанием помощи от лам. Радренг Ринпоче, правитель Тибета, написал послание «его светлости господину Гитлеру» и послал ему подарки — тибетского мастифа, золотую монету и мантию далай-ламы. В августе 1939 года экспедиция вернулась в Германию.
Результаты
Мистики впоследствии рассуждали просто. Раз нацисты засекретили результаты тибетской экспедиции, значит, было в них что-то таинственное и важное.
Однако секретность объяснялась просто. Успешную разведдеятельность Шефера нельзя было светить, так что тайное соглашение с руководством Тибета разглашать не стали. В остальном же экспедиция оказалась провальной. Ни следа гиперборейцев в Тибете не нашлось. Местные жители — было измерено более 400 черепов — выглядели как типичные представители «низшей расы». Теория «всемирного льда» рухнула — равно как и концепция «расовой чистоты».
Тибетская экспедиция повторила судьбу многочисленных экспедиций, которые снаряжались нацистской верхушкой. Ученые — как серьезные деятели, так и шарлатаны — использовали их как возможность подзаработать и прославиться. Нацисты надеялись, что экспедиции подтвердят их фантастические идеи. В результате очередная концепция с треском проваливалась, а ученый, подзаработав и отдохнув, довольный возвращался домой.
Доктор исторических наук Герберт Янкун, например, был талантливым исследователем наследия готов и викингов. Гиммлера он очаровал своей теорией о том, что прародиной готов (истинных арийцев, предков немцев) является Крым. Как только немцы оккупировали полуостров, Янкун отправился туда в экспедицию. Ни следа готов он там не нашел. Зато всласть пограбил крымские музеи. А когда финансирование его исследований иссякло, подал заявление о поступлении в разведку — там оклады и пайки были еще лучше.
Научное значение тибетской экспедиции было значительным — все-таки Шефер, помимо поисков гиперборейцев, сумел сделать много открытий. Среди привезенных им птиц был десяток новых видов. Интересные экземпляры были и среди насекомых. С его коллекцией до сих пор работают ученые в Берлинском музее естественных наук. Однако в начале 40-х разбираться с его достижениями времени не было. А в 1945-м сотоварищей Шефера по СС осудили в Нюрнберге. Сам он долго каялся. Его карьера ученого была практически сломана. Он вернулся к любимой охоте и закончил свои дни, печатаясь в журналах для охотников — только там нашлось место для статей знаменитого путешественника и зоолога, первого в мире иностранца, получившего «визу» в Тибет.
[ Регистрация | Вход ]