Буддистский монах Йонге Мингьюр Ринпоче: «Счастье – внутри нас»

Журналы «Time» и «National Geographic» называют его «самым счастливым человеком на Земле». Йонге Мингьюр Ринпоче - один из выдающихся современных тибетских мастеров медитации, его книга «Будда, мозг и нейрофизиология счастья» переведена на более чем 20 языков. Только что на русском языке вышла его новая книга «Радостная мудрость».

Ринпоче родился в Непале в семье мастера буддисткой медитации и получил классическое духовное образование. Вместе с тем он участвовал в исследованиях воздействия медитации на мозг - в проекте, для которого его лично выбрал сам далай-лама. Уже больше 10 лет Йонге Мингьюр Ринпоче путешествует по миру с лекциями и семинарами, делясь секретами своего счастья и радостной мудрости.

Если в первой своей книге («Будда, мозг и нейрофизиология счастья») Ринпоче говорит о своем видении медитации, о связи физики с наукой, а так же о своем собственном опыте, то вторая книга – «Радостная мудрость»- о том, как применять медитацию в повседневной жизни.

Например, о том, как подружиться со своими проблемами.

«Обычно у людей два подхода к проблемам: они говорят им или «Так точно!» или «Убирайся вон!», то есть воспринимают их или как своего босса или как своего врага. Но есть ещё третий способ - сделать их своим другом. Я так и сделал и стал использовать панику как подспорье в своей медитации. Паника стала моим лучшим учителем и другом. Как же подружиться с проблемами? Для этого нужны три вещи: внимание, сопереживание и правильное понимание. Бесполезно сидеть и уговаривать себя: «Я должен подружиться с проблемой, я должен…» Внимание — это осознание своей проблемы. Сопереживание в данном контексте - это умение трансформировать проблему: повернуться к ней лицом и просто сказать ей «привет!». А правильное понимание - это когда мы все больше присматриваемся к нашей проблеме, и тогда она перестает казаться нам столь огромной и распадается на части. Её можно сравнить с пеной для бритья - сначала она похожа на большой плотный шарик, а затем мы видим, что она на самом деле состоит из пузырьков, которые затем лопаются. Так и наша проблема распадается на части и теряет свою силу», - говорит буддист.

Корреспондент интернет-издания «Частный корреспондент» поговорила с Ринпоче о его понимании счастья и о медитации:

Ч.К: В первой книге вы говорили, что все ищут счастья, но большинство людей не знают, что это такое. Кто-то считает, что счастье - это отсутствие крупных неприятностей, кто-то считает это неким экстатическим состоянием, в котором невозможно находиться долго. А что такое счастье для вас?

Р.: Это переживание покоя, радости, удовлетворенности, которое не зависит от внешних обстоятельств и явлений и находится внутри нас.

Ч.К:Вы говорите, что лучший путь к счастью — медитация.

Р: Да, медитация и мудрость. Мудрость - это глубокое и подлинное понимание жизни. Например, вы обладаете мудростью, когда вы принимаете то, что имеете; когда вы этому радуетесь и за это благодарны. А также когда вы понимаете природу непостоянства. В каком-то смысле это тоже медитация, но другого вида - для этого не нужно сидеть и следить за дыханием.

Ч.К: Как правило, под словом «медитация» люди подразумевают какое-то измененное состояние сознания. А вы говорите о медитации как о чем-то очень обыденном; как о чем-то, чем мы уже обладаем, но что мы просто не замечаем. Так что же такое медитация?

Р: Это самое простое и обыкновенное состояние, но оно же и необыкновенное. Самое необычное - всегда что-то обычное. Это не концептуальный опыт, очень спокойный, умиротворенный и естественный. Это нечто, что всегда в вас присутствует, но что вы просто не замечаете. Как, например, пространство. Мы бы не могли без него существовать, однако немногие его осознают.

Ч.К: А что можно посоветовать тем людям, которые начинают медитировать и ожидают получить некий сверхъестественный опыт? А когда этого не происходит, разочаровываются?

Р: Это можно сравнить с тем, как днём, когда ярко светит солнце, мы пытаемся включить лампу, чтобы стало ещё светлее. Но лампа нам особо не помогает, так как уже и так светло. Вы просто не видите того света, который уже существует вокруг вас, и хотите сделать так, чтобы было ещё светлее, а это не работает. Ч.К: А что делать, если во время медитации происходит что-то, что нас сильно раздражает? Как подружиться с такими раздражающими обстоятельствами?

Р: Для этого нужно подружиться с 6-ю вещами: во-первых, это 5 органов чувств. И тогда всё, что вы увидите, услышите, понюхаете, ощутите и попробуете на вкус, станет помогать вам в медитации. А шестая вещь, с которой нужно подружиться, — это то, что я называю monkey mind — необузданный ум, подобный скачущей обезьяне. И тогда мысли и эмоции тоже можно будет использовать как подспорье в медитации. Это включает в себя и любые негативные состояния: панику, депрессию, страх, гнев. Даже саму мысль «я не знаю, что такое медитация» можно использовать как подспорье в медитации. Тогда ничто не сможет стать помехой для вашей медитации, и вы сможете медитировать где угодно и когда угодно. Так что нет никакого оправдания тому, чтобы не медитировать. Однако сначала нужно подружиться с пятью органами чувств, а затем уже приступать к неспокойному уму.

Ч.К: Приходилось слышать, что люди говорят: «Даже у него — у человека, родившегося в Гималаях в семье мастера медитации — были приступы паники. Что же тогда говорить о нас, простых смертных? Мы со своими проблемами за всю жизнь не разберемся!» И у многих опускаются руки.

Р: Будда сказал, что все мы одинаковые. Будда сам был такой же, как все. И если Будда смог это сделать, то и все мы можем превзойти свои проблемы и прийти к мудрости. Например, я практиковал, и мои приступы паники прекратились. Ваше прошлое, семья, культура - все это не имеет значения. Ученые проводили исследования, в которых они просили медитировать людей, которые никогда раньше этого не делали. Они медитировали час в день на протяжении 8 недель. И ученые обнаружили, что даже за этот короткий период позитивная активность их мозга увеличилась на 10—15%!

Ч.К: Иногда человек думает: «У меня ничего не получается, я полный ноль»…

Р: Важно помнить, что ноль — замечательное число, это начало всего, он таит в себе море возможностей.

Ч.К: Вы говорили, что во время медитации важно расслабиться и «всё отпустить», но что «отпускать» - не значит «сдаваться». В чем же разница?

Р: Разница в том, что когда мы сдаемся, в этом нет мудрости. А в «отпускании» мудрость есть, так как вы правильно понимаете ситуацию. Например, взять эту чашку с чаем. Если вы слишком напряжены, то придётся приложить огромные усилия, чтобы просто её держать, ваша рука будет дрожать, и чай разольётся. Если вы решите: «Пожалуй, я лучше выпью чаю позже. Или на следующей неделе. Или в следующем месяце», то никакого результата не будет. Значить, вы сдались. А можно просто спокойно и расслабленно взять чашку и выпить чай, это и значить «отпустить».

Ч.К: А как быть с привычками, от которых мы хотели бы избавиться, но к которым мы очень привязаны? Например, как бросить курить?

Р: Если вы курите, то приобретаете два вида плохих привычек, один из них в уме, другой — в теле. Поэтому нужно изменить свои привычки. Во-первых, нужно пытаться разобраться со своим умом. И для этого очень хорошо подходит медитация. Потому что если это ваша привычка, то вы не можете просто сказать себе: «Я не буду больше курить», тогда еще больше захочется. Поэтому когда возникает мысль о сигаретах, нужно начать медитацию, например, на дыхании, на звуке. Или просто используйте саму мысль о сигарете как объект медитации. Также нужно изменить своё поведение — возможно, сменить обстановку, на несколько дней уехать куда-нибудь, где не разрешается курить, например в монастырь.

Ч.К: Сегодня ученые стали признавать связь ума и тела, науки и медитации, о чем вы и пишете в своей книге «Будда, мозг и нейрофизиология счастья». Возможно, именно поэтому книга и стала бестселлером, ведь для западного человек мнение науки важно?

Р: Меня с детства интересовали звезды, планеты, человеческий мозг, я всегда задавал много вопросов.

Начиная писать, я остро почувствовал, что мне необходимо научиться жить в равновесии: с одной стороны, вести активную социальную жизнь с семьёй и друзьями, с другой — огородить для себя отдельный участок, чтобы бывать одному. Тогда же я заинтересовался медитативными упражнениями, которые, помимо прочего, также способствуют глубокому расслаблению.

Поэтому я не только получил классическое буддистское образование, но и много встречался с западными учёными. Я и сам был в роли подопытного кролика: мне делали функциональную МРТ, чтобы проследить воздействие медитации на мой мозг. И то, что учёные обнаружили, изучив меня и других опытных практикующих, показалось им таким невероятным, что они даже сначала подумали, что оборудование дало сбой. А обнаружили они то, что мозг обладает пластичностью, то есть что он способен на изменения. Ещё лет 10—15 лет назад считалось, что вы обречены всю жизнь жить с тем мозгом, который получили при рождении. А сейчас учёные признают, что даже если вы родились депрессивным человеком, то вы можете измениться и стать более радостным. Второе их важное открытие состоит в том, что один из лучших способов изменить мозг к лучшему — это ежедневная медитация. Третье важное открытие состоит в том, что эти положительные изменения в мозге полезны для физического тела — улучшается иммунитет, уходят проблемы с высоким давлением, снижается уровень стресса. Ведь напряжение ума может изменить клетки в теле, что приводит к болезням. А медитация даёт уму свободу. Обычный человек не может долго на чём-то концентрироваться, а тот, кто медитирует, может, к тому же он может менять и степень концентрации. У обычных людей нет этой свободы управления умом — они не хотят сердиться, а сердятся и ничего не могут с этим поделать, не хотят бояться, но боятся.

Ч.К: Подобное «сближение» науки и медитации — новый мировой тренд?

Р: Да. Я участвую в ежегодных конференциях института Mind and Life Institute. На эти встречи приезжают очень известные учёные, обладатели Нобелевской премии и большие знатоки буддизма. Они встречаются и говорят о науке, буддизме и медитации. Все приходят к тому, что буддизм даёт человеку доброе сердце, а современная наука — острый ум. Если их соединить, то мир и жизнь в нём станут лучше. В этом году темой нашей беседы были «Альтруизм и сострадание в бизнесе». Мы говорили о том, что текущий экономический кризис возник из-за жадности. Ещё 10 лет назад многие знаменитые бизнесмены считали, что состраданию нет места в бизнесе, что в этой сфере нужно быть жёстким, опережать конкурентов. Но такой подход и привёл к кризису. А если у вас доброе сердце, то вы можете лучше вести дела, так как бизнес в большой степени построен на доверии. А если вам не будут доверять, то не будут хотеть и иметь с вами дела.

Ч.К: В христианстве есть понятие «первородный грех». Буддизм же учит, что все люди изначально добродетельны. Есть ли в этом противоречие и как его разрешить?

Р: Все зависит от того, с какой стороны посмотреть. В буддизме мы говорим, что наша истинная природа прекрасна. Она похожа на бриллиант. Но иногда так бывает, что драгоценный камень скрыт под слоем грязи. Ваша истинная природа - это бриллиант, а все скрывающие его загрязнения - страдания, проблемы, отрицательные эмоции, искажённое восприятие мира — и можно назвать грехом. Но в буддизме мы считаем, что их можно устранить. Если бы ваша природа была тёмной, как уголь, то этот уголь никогда не смог бы стать ярким и чистым, как бриллиант, даже если его долго мыть. А мы можем измениться.

Рейтинг:
0.0 / 0
Просмотры:
11427
Категории материала:
Экстрасенсы,гадалки
Источник:

Комментарии к материалу (0)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]