Этот цветок любим во всем мире.
Лилия получила свое название от древнекельтского «ли-ли», что означает «белизна» («белый-белый»).
Первые изображения ее встречаются на критских вазах и фресках, начиная с 1750 года до нашей эры, а затем — у древних ассирийцев, египтян, греков и римлян.
В Персии во времена царствования Кира лилия была основным украшением газонов, внутренних двориков и водоемов. Столица Древней Персии Суза называлась городком лилий, и на гербе ее было изображено несколько цветов этого величественного растения.
Белая чудная лилия — этот символ невинности и чистоты — имеет также в мифологии свою интересную легенду. Греки приписывали ей божественное происхождение; по их словам, она выросла из молока матери богов — Юноны.
Рассказывают, что фиванская царица красавица Алкмена, мать Геркулеса, боясь мести ревнивой Юноны, чтобы укрыть рожденного ею от Юпитера Геркулеса, положила его под густой кустарник; но Минерва, знавшая божественное происхождение малютки, нарочно повела Юнону к этому месту и показала ей бедного, покинутого своей матерью ребенка.
Здоровый, прелестный мальчуган очень понравился Юноне, и как защитница и покровительница всех новорожденных она согласилась дать томившемуся от жажды малютке пососать своего молока. Но мальчик, почувствовав в ней инстинктивно своего врага, так сильно укусил ее, что она, вскрикнув от боли, грубо оттолкнула его. Молоко брызнуло и, разлившись по небу, образовало Млечный путь, а несколько капель его, упав на землю, превратилось в лилии. По этой-то причине цветы эти у греков носили также название и роз Юноны.
Кроме того, у древних греков лилия являлась символом надежды. Молодые гречанки в честь цветка соревновались в беге на празднествах Флоры, где победительницу непременно украшали венком белых лилий и каждая девушка тешила себя надеждой заполучить подобный венок. У древних римлян лилии служили признаком изысканного вкуса, богатые патриции украшали ими свою одежду и колесницы.
Кроме того, греки и римляне считая ее символом непорочности, увенчивали невесту и жениха венками из лилий и пшеничных колосьев в знак той чистой и полной изобилия жизни, которую им желают.
И у древних иудеев цветок этот пользовался большой любовью и славой непорочности. По еврейским сказаниям, он рос в раю как раз во время искушения Евы диаволом и мог оскверниться им; но и среди искушения остался он так же чист, как был, и ничья грязная рука не осмелилась коснуться его.
Вследствие этого евреи украшали им не только священные алтари свои, но нередко и чело своих венценосцев, как, например, царя Соломона.
Лилия встречается и у египтян, у которых ее изображение то и дело попадается в иероглифах и обозначает то кратковременность жизни, то свободу и надежду.
Лилия встречалась также и в древнегерманской мифологии, и бог грома Тор всегда изображался держащим молнию в правой руке, а скипетр, увенчанный лилией, в левой. Ею же украшалось чело древних обитателей Померании во время празднеств в честь богини весны, а благоухающий ее венчик служил в германском сказочном мире волшебным жезлом для Оберона и жилищем маленьких сказочных созданий — эльфов.
По этим сказаниям, каждая лилия имеет своего эльфа, который вместе с нею родится и вместе с нею умирает. Днем эльфы спят глубоко внутри цветка. А поздно вечером один из эльфов начинает раскачивать стебелек с цветком. Венчики этих цветов служат этим крошечным созданиям колокольчиками, и, качая их, они созывают на молитву своих благочестивых собратьев. Молитвенные эти собрания происходят обыкновенно в поздний вечерний час, когда в садах все успокоилось и погрузилось в глубокий сон. Тогда один из эльфов бежит к гибкому стеблю лилии и начинает его качать. Колокольчики лилий звонят и будят своим серебристым звоном сладко спящих эльфов. Крошечные существа просыпаются, вылезают из своих мягких постелек и молча с важностью отправляются в венчики лилий, которые служат им в то же время как бы молельнями. Здесь они преклоняют свои колена, складывают набожно ручки и благодарят в горячей молитве Создателя за ниспосланные им блага. Помолившись, они так же молча спешат назад в свои цветочные люлечки и вскоре опять засыпают глубоким, беспечным сном, свернувшись калачиком...
В Германии с лилией связано также немало сказаний о загробной жизни. Она, как и надгробная роза, служит у немцев свидетельством то преданности, то посмертной мести покойника. По народному поверью, ее никогда не сажают на могилу, а она сама вырастает здесь под влиянием какой-то невидимой силы, и вырастает преимущественно на могилах самоубийц и людей, погибших насильственной и вообще страшной смертью. Если она вырастает на могиле убитого, то служит знаком грозящей мести, а если на могиле грешника — то прощения и искупления им грехов.
Наконец, она служит как бы приветом покойника оставшимся на земле дорогим для него существам, вследствие чего существует даже
С распространением христианства белая лилия продолжала олицетворять собой чистоту и стала «цветком девы Марии». По преданию, архангел Гавриил явился к святой деве Марии с белой лилией в руке (правда, по другой версии, он пришел с оливковой ветвью). По христианской легенде, белая лилия выросла из слез Евы, изгнанной из рая.
Когда наступило мрачное средневековье с его зловещей «святой» инквизицией, та же самая лилия стала вдруг цветком позора. Лилию католическая церковь начинает использовать в ритуале сожжения «грешниц» на кострах. Красивейший цветок был превращен в символ мракобесия, надругательства над людьми. Знаком лилии клеймили преступников. На Руси белая лилия также считалась символом непорочности и чистоты, их часто дарили невестам. Чтилась лилия на Руси и как символ мира.
Лилии — первоклассные декоративные растения, и начало их культуры восходит к далекому прошлому. Древнейшая из культивируемых растений лилия белоснежная в диком виде встречается в Ливане, Палестине и Сирии. Еще за несколько тысячелетий до нашей эры лилии культивировали не только как декоративные, но и как лекарственные, косметические и пищевые растения. В России белые лилии начали культивировать при Петре I.
Самой редкой и самой ценной из лилий считается лилия королевская, родиной которой является узкая долина, затерянная среди гор Юго-Западного Китая. В 1903г. сюда впервые добрался английский ботаник Э. Вильсон, которому и принадлежит приоритет в открытии этого растения с белоснежными цветами. Луковицы лилий были доставлены в Англию, а из Англии ее лилейное высочество отправилось в триумфальное шествие по садам и паркам мира.
Но самой прекрасной из всех считается лауенбургская лилия. О ее происхождении существует очень красивая легенда.
Дело происходило близ городка Лауенбурга. Прелестная крестьянская девушка Алиса отправилась с матерью в лес за хворостом, и по дороге они неожиданно повстречали властителя этой страны графа Лауенбургского, большого дон-жуана и волокиту. Прельстившись ее красотою, граф тотчас же приглашает ее прийти к себе в замок и обещает обогатить ее и сделать счастливейшей из смертных.
Зная его жестокость и упорство, мать для виду тоже уговаривает Алису согласиться на предложение графа, но как только он уезжает, бежит с дочерью в соседний монастырь и умоляет настоятельницу укрыть их от преследований графа.
Вскоре, однако, граф открывает их убежище, берет со своими рыцарями приступом монастырь и похищает несчастную. Обхватив ее крепко, он мчится с ней на коне в свой замок и в полночь въезжает к себе на двор. Но горный дух вступается за нее, похищает у нее душу, и граф привозит к себе Алису уже мертвой.
Ее снимают с коня, и в том месте, где ее ноги коснулись земли, вырастает чудная белая лилия, которая в народе слывет с тех пор под названием «лауенбургская лилия».
Когда впервые расцвела лаенбургская лилия, то выглядела она столь нарядно, что дикие цветы склонили перед ней венчики, деревья затрепетали листьями, а воздух был напоен чудесным запахом. С влагой в венчике она была похожа на жемчужину.
Лилия получила свое название от древнекельтского «ли-ли», что означает «белизна» («белый-белый»).
Первые изображения ее встречаются на критских вазах и фресках, начиная с 1750 года до нашей эры, а затем — у древних ассирийцев, египтян, греков и римлян.
В Персии во времена царствования Кира лилия была основным украшением газонов, внутренних двориков и водоемов. Столица Древней Персии Суза называлась городком лилий, и на гербе ее было изображено несколько цветов этого величественного растения.
Белая чудная лилия — этот символ невинности и чистоты — имеет также в мифологии свою интересную легенду. Греки приписывали ей божественное происхождение; по их словам, она выросла из молока матери богов — Юноны.
Рассказывают, что фиванская царица красавица Алкмена, мать Геркулеса, боясь мести ревнивой Юноны, чтобы укрыть рожденного ею от Юпитера Геркулеса, положила его под густой кустарник; но Минерва, знавшая божественное происхождение малютки, нарочно повела Юнону к этому месту и показала ей бедного, покинутого своей матерью ребенка.
Здоровый, прелестный мальчуган очень понравился Юноне, и как защитница и покровительница всех новорожденных она согласилась дать томившемуся от жажды малютке пососать своего молока. Но мальчик, почувствовав в ней инстинктивно своего врага, так сильно укусил ее, что она, вскрикнув от боли, грубо оттолкнула его. Молоко брызнуло и, разлившись по небу, образовало Млечный путь, а несколько капель его, упав на землю, превратилось в лилии. По этой-то причине цветы эти у греков носили также название и роз Юноны.
Кроме того, у древних греков лилия являлась символом надежды. Молодые гречанки в честь цветка соревновались в беге на празднествах Флоры, где победительницу непременно украшали венком белых лилий и каждая девушка тешила себя надеждой заполучить подобный венок. У древних римлян лилии служили признаком изысканного вкуса, богатые патриции украшали ими свою одежду и колесницы.
Кроме того, греки и римляне считая ее символом непорочности, увенчивали невесту и жениха венками из лилий и пшеничных колосьев в знак той чистой и полной изобилия жизни, которую им желают.
И у древних иудеев цветок этот пользовался большой любовью и славой непорочности. По еврейским сказаниям, он рос в раю как раз во время искушения Евы диаволом и мог оскверниться им; но и среди искушения остался он так же чист, как был, и ничья грязная рука не осмелилась коснуться его.
Вследствие этого евреи украшали им не только священные алтари свои, но нередко и чело своих венценосцев, как, например, царя Соломона.
Лилия встречается и у египтян, у которых ее изображение то и дело попадается в иероглифах и обозначает то кратковременность жизни, то свободу и надежду.
Лилия встречалась также и в древнегерманской мифологии, и бог грома Тор всегда изображался держащим молнию в правой руке, а скипетр, увенчанный лилией, в левой. Ею же украшалось чело древних обитателей Померании во время празднеств в честь богини весны, а благоухающий ее венчик служил в германском сказочном мире волшебным жезлом для Оберона и жилищем маленьких сказочных созданий — эльфов.
По этим сказаниям, каждая лилия имеет своего эльфа, который вместе с нею родится и вместе с нею умирает. Днем эльфы спят глубоко внутри цветка. А поздно вечером один из эльфов начинает раскачивать стебелек с цветком. Венчики этих цветов служат этим крошечным созданиям колокольчиками, и, качая их, они созывают на молитву своих благочестивых собратьев. Молитвенные эти собрания происходят обыкновенно в поздний вечерний час, когда в садах все успокоилось и погрузилось в глубокий сон. Тогда один из эльфов бежит к гибкому стеблю лилии и начинает его качать. Колокольчики лилий звонят и будят своим серебристым звоном сладко спящих эльфов. Крошечные существа просыпаются, вылезают из своих мягких постелек и молча с важностью отправляются в венчики лилий, которые служат им в то же время как бы молельнями. Здесь они преклоняют свои колена, складывают набожно ручки и благодарят в горячей молитве Создателя за ниспосланные им блага. Помолившись, они так же молча спешат назад в свои цветочные люлечки и вскоре опять засыпают глубоким, беспечным сном, свернувшись калачиком...
В Германии с лилией связано также немало сказаний о загробной жизни. Она, как и надгробная роза, служит у немцев свидетельством то преданности, то посмертной мести покойника. По народному поверью, ее никогда не сажают на могилу, а она сама вырастает здесь под влиянием какой-то невидимой силы, и вырастает преимущественно на могилах самоубийц и людей, погибших насильственной и вообще страшной смертью. Если она вырастает на могиле убитого, то служит знаком грозящей мести, а если на могиле грешника — то прощения и искупления им грехов.
Наконец, она служит как бы приветом покойника оставшимся на земле дорогим для него существам, вследствие чего существует даже
С распространением христианства белая лилия продолжала олицетворять собой чистоту и стала «цветком девы Марии». По преданию, архангел Гавриил явился к святой деве Марии с белой лилией в руке (правда, по другой версии, он пришел с оливковой ветвью). По христианской легенде, белая лилия выросла из слез Евы, изгнанной из рая.
Когда наступило мрачное средневековье с его зловещей «святой» инквизицией, та же самая лилия стала вдруг цветком позора. Лилию католическая церковь начинает использовать в ритуале сожжения «грешниц» на кострах. Красивейший цветок был превращен в символ мракобесия, надругательства над людьми. Знаком лилии клеймили преступников. На Руси белая лилия также считалась символом непорочности и чистоты, их часто дарили невестам. Чтилась лилия на Руси и как символ мира.
Лилии — первоклассные декоративные растения, и начало их культуры восходит к далекому прошлому. Древнейшая из культивируемых растений лилия белоснежная в диком виде встречается в Ливане, Палестине и Сирии. Еще за несколько тысячелетий до нашей эры лилии культивировали не только как декоративные, но и как лекарственные, косметические и пищевые растения. В России белые лилии начали культивировать при Петре I.
Самой редкой и самой ценной из лилий считается лилия королевская, родиной которой является узкая долина, затерянная среди гор Юго-Западного Китая. В 1903г. сюда впервые добрался английский ботаник Э. Вильсон, которому и принадлежит приоритет в открытии этого растения с белоснежными цветами. Луковицы лилий были доставлены в Англию, а из Англии ее лилейное высочество отправилось в триумфальное шествие по садам и паркам мира.
Но самой прекрасной из всех считается лауенбургская лилия. О ее происхождении существует очень красивая легенда.
Дело происходило близ городка Лауенбурга. Прелестная крестьянская девушка Алиса отправилась с матерью в лес за хворостом, и по дороге они неожиданно повстречали властителя этой страны графа Лауенбургского, большого дон-жуана и волокиту. Прельстившись ее красотою, граф тотчас же приглашает ее прийти к себе в замок и обещает обогатить ее и сделать счастливейшей из смертных.
Зная его жестокость и упорство, мать для виду тоже уговаривает Алису согласиться на предложение графа, но как только он уезжает, бежит с дочерью в соседний монастырь и умоляет настоятельницу укрыть их от преследований графа.
Вскоре, однако, граф открывает их убежище, берет со своими рыцарями приступом монастырь и похищает несчастную. Обхватив ее крепко, он мчится с ней на коне в свой замок и в полночь въезжает к себе на двор. Но горный дух вступается за нее, похищает у нее душу, и граф привозит к себе Алису уже мертвой.
Ее снимают с коня, и в том месте, где ее ноги коснулись земли, вырастает чудная белая лилия, которая в народе слывет с тех пор под названием «лауенбургская лилия».
Когда впервые расцвела лаенбургская лилия, то выглядела она столь нарядно, что дикие цветы склонили перед ней венчики, деревья затрепетали листьями, а воздух был напоен чудесным запахом. С влагой в венчике она была похожа на жемчужину.
[ Регистрация | Вход ]