Диббук-злой дух,демон


Диббук (דִּבּוּק, буквально – прилепление), в еврейских народных поверьях – злой дух, который вселяется в человека, овладевает его душой, причиняет душевный недуг, говорит устами своей жертвы, но не сливается с ней, сохраняя самостоятельность.

Рассказы о вселении злого духа были распространены в эпоху Второго храма. Они встречаются очень часто в талмудической и мидрашистской литературе; они содержатся и в евангелиях как отражение поверий периода зарождения христианства (от Матфея):

Иисус изгоняет бесов

(8:28) И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватых, вышедшие из гробниц, весьма свирепые, из-за которых никто не смел пройти тем путем.
(8:29) И вот они закричали: "Что Тебе до нас, Иисус, сын Божий? Ты пришел сюда прежде времени мучить нас?"
(8:30) Вдали же от них паслось большое стадо свиней.
(8:31) И бесы просили Его: "Если изгоняешь нас, позволь нам войти в стадо свиней."
(8:32) И Он сказал им: "Идите." И они, вышедши, пошли в стадо свиней; и вот, ринулось все стадо с крутизны в море и погибло."

Нечистый дух и выметенный дом

(12:43) "Когда же нечистый дух выйдет из человека, то бродит по везводным местам, ища покой, и не находит;"
(12:44) "Тогда он говорит: "Возвращусь в дом мой, откуда я вышел". И, пришедши, находит его незанятым, выметенным и убранным;"
(12:45) "Тогда он идет и берет с собой семь других духов, злейших себя и, вошедши, живут там; и становится последнее для человека того хуже первого. Так будет и с родом этим лукавым."

Из подобных рассказов и возникшего в 13 в. учения о временном вселении злого духа в тело человека (иббур, буквально "беременность"), которые слились в народном сознании с учением о переселении душ (гилгул, גִילְגּוּל – душа умершего, переселившаяся в живое тело) и с бытовавшим у многих народов представлением, что души непогребенных покойников становятся демонами, сложилось поверье о диббуке. Хотя термин диббук появился в еврейской литературе лишь в 17 в., отчеты на иврите и идиш об изгнании диббука известны с 1560 г. Диббук рассматривался как душа, утратившая вследствие отягощенности грехами способность к переселению. Будучи «оголенной душой», диббук ищет убежища в телах живых. Согласно поверью, диббук вселяется в тело человека, совершившего тайный грех.

Тема диббука неоднократно использовалась в литературе. Один из самых ранних известных рассказов появился в 1602 г. в книге Ма‘асе-бух. Классической интерпретацией является пьеса «Диббук» (1916) С. А. Ан-ского.

Рейтинг:
0.0 / 0
Просмотры:
14728
Категории материала:
Демонология
Источник:

Комментарии к материалу (0)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]