Удар из Космоса

12 февраля 1947 г. железно-никелевая глыба астероида 15-й звездной величины весом 2 тыс. т со скоростью 20 км/с вошла в воздушное пространство Приморского края. За несколько секунд уменьшившись до 70 т, на высоте 6 км глыба взорвалась и выпала на землю обильным метеоритным дождем.
Над всем Дальним Востоком пронеслись могучие раскаты громоподобного звука, а затем сразу же послышался длительный треск вперемежку с глухими взрывами, длившийся в течение нескольких секунд. Казалось, что происходит ожесточенная артиллерийская перестрелка. В некоторых местах эта картина дополнялась трясением почвы и воздушной волной, вследствие чего в квартирах дребезжали окна, выпадали стекла, осыпалась штукатурка и слетал снег с крыш домов.
А в небе клубился оставленный «болидом» след, который в течение часа оставался почти в неизменном виде и, медленно расходясь по небу, рассеялся только к вечеру. Так 70 лет назад произошло одно из замечательнейших природных явлений — падение Сихотэ-Алиньского метеорита.
Метеоритные пули
На розыски упавшего метеорита на следующий же день вылетел капитан Кульченко на самолете, пилотируемом летчиком Семеновым. Из районного центра Красноармейского района вылетел председатель райисполкома Спичкин вместе с пилотом Гурьевым. Эти два самолета долго летали над тайгой, разыскивая место падения, но их попытки оказались тщетными. Как и попытки группы учеников школы поселка Богуславец под руководством учителя Лутаенко.
15 февраля самолет Геологоуправления, пилотируемый Фирциковым и Агеевым, возвращался на свой аэродром. Пролетая над тайгой севернее правого притока Уссури, они обнаружили на фоне заснеженного леса большой темный участок. Они сразу поняли, что ими обнаружено именно место падения метеорита. В Комитете по метеоритам СССР о прошедшем событии было известно из сообщений прессы, вскоре пришли телеграммы от местных геологов, Красноармейского райкома КПСС и Дальневосточного геологического управления. В район падения была направлена специальная экспедиция, которая к концу апреля достигла места проведения работ. Возглавил экспедицию академик Фесенков.
«В месте падения тайга была опустошена, — описывали увиденное геологи. — Многие деревья были разбиты, их вершины срублены. Обломки древесных стволов висели на кронах уцелевших деревьев. Снег был уплотнен, и образовавшийся плотный наст свободно выдерживал человека. Среди этого хаоса зияли кратеры и воронки. Огромные кедры, поваленные с корнями, лежали радиально вокруг кратеров».
Участникам первой экспедиции удалось обнаружить 106 воронок диаметром от 1 до 28 м и глубиной до 6 м. «Метеориты были вообще трудно различимы от обломков горных пород, и поэтому для отыскания осколочных образцов приходилось применять такие вспомогательные средства, как миноискатель, — вспоминал участник экспедиции. — В одном случае большой осколок лежал просто на тропе, проложенной к одному из кратеров; по нему ежедневно ходили, но не замечали, и обнаружен он был только совершенно случайно. Бывали случаи, когда удавалось находить метеоритные осколки, вонзившиеся в стволы деревьев. Иногда такие «метеоритные пули» пробивали дерево насквозь, оставляя каналы в его стволе; они были способны пробить дерево диаметром около 0,5 м».
Осколки величиной от дробинки до глыб весом в 1745 кг покрыли площадь в 35 км2. Вывоз вещества с места падения начался уже через четыре месяца. Для этого даже проложили специальную дорогу. К середине 70-х ученые при содействии военных саперов обнаружили и вывезли более 3,5 тыс. обломков метеорита общим весом в 27 т. К настоящему дню ученые вывезли еще 4 т.
Метеориты попали в различные комитеты, институты, музеи, на космодром «Байконур». Самый большой выставили в павильоне «Космос» на ВДНХ. Проведя химический анализ, ученые определили, что Сихотэ-Алиньский метеорит состоит на 94% из железа, 5,5% — никеля, 0,38% — из кобальта. На этом интерес ученых к явлению иссяк, работа по его изучению прекратилась, и на место падения потянулись «пираты».
Что упало, то пропало
«На протяжении десятилетий вместо ученых в этом районе активно работали многочисленные искатели наживы, — рассказывали еще в 1999 г. корр. «К» ученые из экологического фонда «Сихотэ-Алинь» Александр Гульков и Александр Паничев. — Судя по предварительным оценкам, «пираты» вытащили уже от 10 до 15 т «железа», перелопатив местами каждый сантиметр земли». «Останки метеорита имеют большой коммерческий спрос и сильно ценятся у коллекционеров, — разъяснил директор Сихотэ-Алиньского заповедника Анатолий Астафьев. — Ищут их под заказ и доставляют непосредственно коллекционерам. Коллекционеры метеоритов собираются в Мюнхене на ярмарке минералов. Переправкой метеоритов на территорию Германии занимаются в основном жители Прибалтики».
«В Эстонии в метеоритах кумекают, — рассказал корр. «К» один из продавцов метеоритов Приморья. — Во-первых, у них там свои исследования подобного метеорита проходили, во-вторых, Германия рядом. В среднем за рубежом грамм метеорита стоит 30 центов. 60 дают за грамм, если кусочек металла имеет форму какой-нибудь зверюшки. В Москве грамм предлагают за 15 центов, а у нас в Приморье за 7. Некий американец Старр на останках Сихотэ-Алиньского метеорита сделал себе состояние в $750 тыс., т.к. Сихотэ-Алиньский считается одним из самых дорогих на рынке. И запасы метеорита у нас в Приморье еще есть. Например, в 50-х гг. крупный осколок весом в 500 кг переправляли от места падения по реке. У причалов Дальнереченска лодка опрокинулась, и полутонная глыба ушла в воду, где лежит и поныне. Доставать ее нужно лебедкой, затем порезать на кубики газовым резаком. Затем пилой на пластины. Пластины — на брелоки. Так дороже выйдет. Как, например, в Аргентине местные отрезали же от 15-тонного метеорита шесть больших кусков».
Последовать примеру Старра находится немало охотников и в самом Приморье. В 1986 г. сотрудник природоохранных органов Красноармейского района Павел Солдатов задержал в районе падения метеорита группу молодых людей из Москвы, из рюкзаков которых было извлечено свыше 60 кг осколков. Ребята божились всеми небесными явлениями, что посланы Академией наук и неким Союзом кузнецов России для сбора образцов, необходимых для научно-производственной деятельности. Но никаких документов у «кузнецов» не было, и метеориты были изъяты с составлением соответствующего протокола.
В августе 1999 г. были задержаны двое приморцев, у которых изъяли 4 кг метеоритов. 2 февраля 2000 г. в Новопокровке состоялся суд над этими «добытчиками», к тому времени подавшими исковое заявление с требованием вернуть им метеориты и конфискованный металлоискатель. Суд признал действия работников Госкомэкологии правомерными и вынес решение об изъятии «орудия совершения экологического правонарушения» — металлоискателя и передаче метеоритов музею.
Изымала метеоритное «добро» и таможня Приморья, 4 кг «вещдоков» хранятся и в природоохранном отделении «Тигр» Госкомэкологии во Владивостоке. В конце 1999 г. на Выборгской таможне был задержан немец, попытавшийся провезти 70 кг метеоритов, не принадлежащих российским музеям. На ученых страны стали выходить «братки» с требованиями-просьбами предоставить им информацию о местах предположительных падений метеоритов в РФ.
Изъять и продать
Однако добывать метеориты можно и законным путем, о чем рассказывал главный геолог Приморского края Николай Костерев: «Согласно «Закону о недрах», поскольку эти космические объекты лежат в земле, — их можно добывать. Но нужно иметь лицензию на добычу как минерального памятника природы. До сих пор никто ни одной лицензии у нас не получал. В 1995 г. приходила заявка из Москвы из Института физики Земли. Мы им дали ответ, сколько стоит лицензия для научной добычи, сколько — для коммерческой. Ответа не последовало. Я считаю, что найденные и изъятые метеориты нужно продавать на аукционах. И чтобы платили налоги.
Ученый Борис Семкин предлагал наладить к месту падения туристский маршрут и централизованно продавать туристам останки метеорита как сувениры, жители поселка Метеоритный — «организовать государственный скупочный пункт. Люди хоть какую-то копейку заработают. А то ведь в деревне жизнь сами знаете, какая…»