Секреты живых мертвецов

"Мужчина лежал на земле, не проявляя никаких признаков жизни. На теле - никаких следов насилия. Вокруг прыгала толпа негров. Одни совсем голые, другие в длинных свободных рубахах. Всем распоряжался старик в вылинявшем армейском френче, с браслетом из слоновой кости на руке. Он покрикивал на остальных, размахивая руками.

Я попросил негра-проводника договориться со жрецом, чтобы тот позволил осмотреть мертвеца. Хотелось убедиться, что это действительно труп. Согласие было получено. Я присел на корточки над здоровенным парнем с широкой грудью и сильными руками. Быстро приподнял ему веки, чтобы проверить реакцию зрачков. Реакции не было, как и признаков биения сердца. Этот человек, без сомнения, был мертв.

Когда я отошел от трупа, десятка три негров вновь окружили его. Низкими голосами они затянули ритмичную песню. Хотя назвать песней то, что я слышал, было весьма трудно, скорее звучало нечто среднее между воем и рычанием. Они ревели все быстрее и быстрее, громче и громче. "Эти звуки услышит и мертвый", - подумал я. Каково же было мое изумление, когда именно так и случилось! Неожиданно мертвец провел рукой по груди и попытался повернуться на бок. Участники ритуала завопили еще громче.

Яростнее забили барабаны. Лежавший в центре круга парень перевернулся на живот и медленно встал на четвереньки. Его глаза, несколько минут назад не реагировавшие на свет, были широко раскрыты и смотрели на нас..." ак в начале XX века описал ритуал оживления мертвеца и превращения его в зомби врач, путешествовавший по Дагомее, откуда практика зомбирования была завезена на Гаити неграми-рабами. Речь идет о самом, наверное, потрясающем обряде Вуду - религии, которую исповедуют 80-90 процентов гаитян- ского населения. Жадный интерес к магии, тайным ритуалам различных сект на Западе, фильмы, романы создали вокруг Вуду фантастический ореол, породили множество небылиц. Вуду приписывают каннибализм, оргии, вызов злых духов и все мыслимые ужасы и кошмары, какие способно создать больное воображение западного человека.

А вот что сообщают этнографы, изучавшие религиозные верования гаитян. Вуду - религия, имеющая африканские корни, но претерпевшая значительные изменения под воздействием католицизма. У нее есть свои храмы, в которых служат бунганы и манбо (жрецы и жрицы). В городах их обычно называют "папа" и "мама". В деревнях обряды совершаются чаще всего на открытом воздухе. Во время служб звучат энергичные барабанные ритмы, песни, люди танцуют. Все это, по мнению вудуистов, необходимо, чтобы разогреть верующих, подготовить их к овладению духами, которым они поклоняются. Вызванный жрецом дух вселяется в кого-то из участников церемонии, и тот на время всего ритуала становится его "лошадью". В новом обличии дух поет, танцует, ест, разговаривает с людьми, дает советы, наказывает провинившихся. Люди, со своей стороны, поклоняются ему, подносят подарки, молят о прощении и защите. Крупные праздники длятся по нескольку дней, во время них устраиваются пиршества, приносятся в жертву птицы и животные.

Вуду учит, что человек состоит из нескольких частей: тела, погибающего после смерти, и четырех духов. Главные - "гро бонандж" и "ти бонандж". Гро бонандж примерно совпадает с тем, что мы называем сознанием, личностью. Когда человек умирает, считает Вуду, личность продолжает свое существование. Сразу после смерти она наиболее уязвима и может быть легко захвачена злым колдуном.

Ти бонандж - тоже часть личности, но в большей степени это резерв духовной энергии человека. Вудуисты верят, что, если колдун-священник обладает достаточной силой, он может захватить ти бонандж и использовать лишенное души тело в качестве раба.

Кстати, гаитянцы различают два вида зомби. Первый - это возвращенные к жизни мертвецы, лишенные души. Второй - души умерших, захваченные колдунами и используемые для магических целей.

Наиболее известной историей о превращении человека в зомби является драма Клэрвиуса Нарцисса. Фотография Нарцисса, сидящего на собственной могиле, обошла в свое время многие газеты мира. Имеются и убедительные документы, свидетельствующие о смерти Клэрвиуса 30 апреля 1962 года, когда он появился в госпитале Швейцера в городе Десшапеле. Харкал кровью, трясся, как в лихорадке, испытывал сильные боли во всем теле. Через три часа Нарцисс скончался. Сутки его тело находилось в морге, затем было предано земле.

И вот 18 лет спустя Нарцисс вдруг объявился в Лестре - деревне, находящейся в центральной части Гаити. Там он и встретился с Анжелиной Нарцисс - родной сестрой, когда-то присутствовавшей на его похоронах. Поначалу ему, естественно, не поверили. Но Клэрвиус напомнил родственникам кое-какие факты, которые не были известны никому за пределами семьи. И в конце концов был признан ими.

Нарцисс рассказал, что прекрасно помнит момент, когда доктор объявил о его смерти. Он был в полном сознании, когда гроб опускали в могилу, но не мог пошевелиться и закричать. Когда же комья земли застучали по крышке гроба, Нарциссу показалось, что он воспарил над могилой.

В ночь похорон из могилы его поднял священник Вуду. Он исхлестал свою жертву бичом и переправил на север, где Нарцисс вместе с другими зомби работал на сахарной плантации. Только после смерти хозяина рабам удалось бежать, и Нарцисс вернулся домой.

Долгое время изучением загадки зомби занимался психиатр Ламарк Дойон. Он исследовал все отчеты о живых трупах начиная с 1969 года. Хотя врач был убежден в реальности зомбирования, найти научное объяснение феномену он не мог. Ламарк не верил, что зомби - это оживленные мертвецы. По его мнению, жертвам просто давали какое-то снадобье, настолько замедлявшее обмен веществ, что они выглядели как настоящие покойники. Лжетрупов хоронили, а через несколько часов выкапывали и каким-то образом возвращали к нормальному состоянию.

Дойон стал искать этноботаника, разбирающегося в народной медицине. Поиски привели его к биологу Уэйду Дэвису, который в свое время познакомился на Гаити с неким Пьером - колдуном Вуду, согласившимся за внушительную сумму изготовить для ученого колдовское зелье. Целый день Дэвис провел с Пьером, наблюдая, как последний толчет и растирает в ступке необходимые ингредиенты. Наконец, колдун протянул ему пузырек. Содержимое его напоминало сухую черную грязь. Как выяснилось, снадобье состояло из частей жаб, морских червей, ящериц, тарантулов, человеческих костей и сушеной рыбы - местной родственницы знаменитой японской фугу.

Фугу - очень специфический деликатес. В Японии повар должен иметь специальную лицензию на ее приготовление, так как эта рыба чрезвычайно ядовита. Повар, правда, удаляет большую часть яда, но оставшаяся вызывает необычные ощущения: покалывание языка, губ, позвоночника, волнами пробегающую вверх-вниз эйфорию. Ежегодно несколько десятков японцев умирают из-за пристрастия к фугу. И симптомы отравления в основном совпадают с теми, что были в свое время зарегистрированы у Нарцисса.

Жертвы сохраняли сознание, но не могли двигаться и говорить. Один человек, "скончавшийся" после дегустации фугу, пришел в себя через 7 дней в морге. Другой очнулся, когда начали заколачивать его гроб.

Итак, Дэвису удалось установить, что именно ядовитая рыба является главным компонентом порошка зомби. Его втирают в кожу жертвы, и через несколько часов человека начинает тошнить, становится трудно дышать, в руках и ногах появляется ощущение покалывания, распространяющееся постепенно на все тело. Вскоре наступает паралич, губы синеют от недостатка кислорода. Быстро, иногда всего за шесть часов, обмен веществ настолько замедляется, что жертву невозможно отличить от настоящего мертвеца.

Когда Дэвис убедился, что зомби - вовсе не ожившие мертвецы, созданные посредством черной магии, его заинтересовала другая проблема. Что представляет собой зомбирование - преступления, совершаемые отдельными людьми, или некую социальную традицию?

Он беседовал с Нарциссом и неким Ти Фем, также подвергшимся зомбированию. Ученый выяснил, что оба считались в своих деревнях отверженными. Ти Фем был вором, а Нарцисс отказался от собственных детей и отнял у брата принадлежавшую тому по праву землю. И оба они, похоже, за свои преступления были наказаны священниками Вуду.

Дэвис считает, что тайные общества Вуду, существующие на Гаити с конца XVIII века, объединяли повстанцев, изгнавших с острова французских рабовладельцев. Эти общества и до сих пор являются как бы второй властью в стране. У них свои методы поддержания социального порядка. В том числе и угроза зомбирования как наказание за преступления. Причем наказание более жестокое, чем смерть, так как зомби лишается воли, души, независимости.

Казалось, Уэйд Дэвис рассеял еще одно заблуждение, раскрыл еще одну тайну, будоражившую воображение людей. Однако верящих в возможность зомбирования от этого не убавилось. И дело не в том, что людям хочется страшных сказок. Им просто хочется верить в возможность воскрешения. Ведь если самые современные средства реанимации могут возвратить человека к жизни максимум через несколько десятков минут после смерти, то жрецы Вуду говорят о десяти днях, шаманы Сибири - о семи, североамериканские индейцы и племена Новой Гвинеи - о шести.

Дело, конечно, не в том, кто "даст больше", а в устойчивости нашего представления о том, что возможно возвратиться к жизни в течение нескольких дней после кончины. Впрочем, вполне вероятно, что Дэвису и другим исследователям был открыт всего лишь один, к тому же не самый большой секрет Вуду. А главные свои тайны черные жрецы по-прежнему хранят за семью печатями...

Рейтинг:
0.0 / 0
Просмотры:
1692
Категории материала:
Аномальное и необьяснимое
Источник:

Комментарии к материалу (0)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]