Патомский кратер

Piccy.info - Free Image Hosting
Знаменитый Патомский кратер, обнаруженный в 1949 году геологом Владимиром Колпаковым, до сих пор является одним из самых таинственных природных объектов в мире. Во-первых, непонятно, каким образом он появился на поверхности земли, а во-вторых, почему в течение пятидесяти лет никто не занимался его изучением. Лишь в 1971 году было сделано несколько фотографий с вертолета.
Piccy.info - Free Image Hosting
По размерам и внешнему виду он похож на лунный кратер. Высота около 40 метров, диаметр по гребню - 86 метров, по основанию - до 180 м. Приблизительный вес этой махины из дробленых известняковых глыб - около миллиона тонн. Кратер представляет собой конусовидный холм, состоящий из дробленого известняка. На вершине - воронка то ли метеоритного, то ли вулканического происхождения. На кратере растут несколько 200-летних лиственниц.
Среди местного населения носит название «Гнездо огненного орла».
Piccy.info - Free Image Hosting
В 1949 году молодой иркутский геолог Вадим Колпаков обследовал Бодайбинский район на предмет составления Геологической карты СССР. Такова была официальная задача. Заодно он должен был искать перспективные золотоносные ручьи - Бодайбинский район один из главных центров добычи золота в России уже более двух столетий - и залежи урановых руд.
«Патомский кратер я увидел, взобравшись на сопку, с расстояния примерно пять километров. Издали он напоминал шахтовый террикон, только почему-то белесый. Я даже подумал: «Откуда здесь люди?» Трудовых лагерей НКВД в этом районе не было - я знал точно. Разве что какие-то совсем уж секретные? Но тогда бы меня не отправили на георазведку этого района, а, наоборот, предложили бы держаться отсюда подальше. Вторая мысль - археологический артефакт? Но местные эвенки и якуты, при моем к ним уважении, отнюдь не древние египтяне. Строить каменные пирамиды они не могли, не обладая ни людскими ресурсами, ни нужными научными знаниями... Некоторое время я разглядывал загадочную насыпь в бинокль, но никакого движения так и не заметил. И решил спуститься...»
Геолог Колпаков сошел с намеченного маршрута и, рискуя не уложиться в жесткие сроки экспедиции, отправился изучать аномалию.
Piccy.info - Free Image Hosting
«Подобравшись ближе, я понял, что загадочный холм вовсе не дело рук человека. Скорее он напоминал идеально круглую горловину вулкана высотой в 70 метров - примерно с 25-этажный дом. Но вулканы на границе Якутии и Иркутской области не появляются уже несколько миллионов лет. А кратер был довольно свежий. Он расположился на склоне заросшей лиственницами сопки. На стенах и в самом кратере деревья еще не росли - несколько тоненьких лиственниц не в счет, - ветры не успели намести земли. Возраст аномалии я оценил в 50 - 200 лет. И еще одна загадка - поднявшись на кольцевой вал кратера, я обнаружил в самом центре впадины полукруглый купол диаметром 15 метров. В вулканах, даже потухших, таких куполов быть не может.

Piccy.info - Free Image Hosting
Позднее, в разговорах с якутами-охотниками, я узнал, что это место называют «Гнездо огненного орла». Почему - неизвестно. И нигде в мире подобных аномалий больше нет. В инопланетян и прочие гиперборейские цивилизации я не верю. Но и разумного объяснения дать не могу.»
Существует несколько десятков версий появления кратера. Вот некоторые из них.
Гипотеза 1 : Примерно в 600 километрах от Патомского кратера есть крупнейшее в России месторождение урановых руд. Не могло ли получиться так, что под кратером тоже были залежи урана? Началась самопроизвольная ядерная реакция, а потом - взрыв?
Николай РУМЯНЦЕВ, доктор геолого-минералогических наук, заслуженный геолог России:
« Я в составе Сосновской геологической экспедиции занимался в Иркутской области и Бурятии поиском урановых месторождений в 60-е годы прошлого века. Бодайбинский район хорошо изучен - на Патомском нагорье урана нет. Но даже если предположить, что он там был, природная урановая руда непроизвольно взорваться не может. А для того чтобы началась цепная реакция, условия нужны чуть ли не лабораторные - особое соотношение различных изотопов урана, свободный доступ углерода и т. д. В мире известен только один такой природный ядерный реактор - в урановом месторождении на юге Африки. Он «работает» уже два миллиона лет, и до сих пор там не набралось критической массы, необходимой для самопроизвольного взрыва.»
Piccy.info - Free Image Hosting
Гипотеза 2: Вулканическая. Морфология кратера в виде насыпного с крутыми склонами усеченного конуса с углублением на вершине типична для современных вулканических построек. Характерный пример таких образований — современный вулкан Карымский на Камчатке, где хорошо видны все структурные элементы, выделенные на Патомском кратере. В отличие от вулканических построек, образованных ювенильным материалом (шлак, пепел, бомбы, лава и др.), насыпные конусы могут состоять из обломков древних вмещающих пород — эруптивных или взрывных брекчий. Подобные структурные особенности резко отличают такие постройки от метеоритных кратеров, представленных более плоскими впадинами с невысоким кольцевым валом. Отношение иаметра к высоте Патомского кратера довольно характерно для образований вулканического происхождения.
Патомский кратер представляет собой зональную кольцевую структуру, отдельные зоны которой образовались в разное время. В процессе его формирования происходило по крайней мере трехкратное воздействие эндогенной энергии на мариинскую древнюю толщу терригенно-карбонатных пород. В результате последовательно образовались ранний и поздний кольцевые валы, кольцевой ров и центральная горка. Дендрохронологический анализ также говорит о повреждении растущих на кратере деревьев на разных этапах его формирования. Такие процессы возможны только при продолжительной эндогенной вулканической активности, но не при одноактном падении метеорита.
Несмотря на то, что Патомский кратер расположен на значительном удалении от областей активного четвертичного вулканизма (ближайшие вулканы находятся в верховьях р.Витим), Обручев не исключал возможность образования на Патомском нагорье небольших шлаковых или насыпных конусов вследствие извержения или прорыва газов.
Piccy.info - Free Image Hosting
Гипотеза 3 : Ученые и военные провели первые секретные испытания ядерного оружия в тайге, подальше от любопытных глаз.
Илья СОЛОМОНОВ, военный историк, кандидат исторических наук, подполковник в отставке:
« Статья геолога Колпакова о патомской аномалии была опубликована в январе 1951 года в журнале «Природа - новости науки». Последнюю дату примем за самое реальное доказательство существования кратера.
Первый ядерный взрыв в СССР был осуществлен 29 августа 1949 года под Семипалатинском. Первый подземный ядерный взрыв - в 1961 году, там же.
В Семипалатинске был оборудован отличный полигон, со всевозможными научными приборами-датчиками. Какой смысл было везти ядерный заряд в глухой таежный район на границу с Якутией? Учтите, что вертолетов, вездеходов и бульдозеров в то время не было. Я уверен, колонна ученых и военных с ядерным зарядом, буровой установкой и научной аппаратурой не смогла бы добраться в 1949 - 1951 годах до Патомского нагорья. К тому же известно, что в 1949 году в СССР еще не были открыты крупные месторождения урановых руд и в стране набралось урана лишь на один заряд, который и был взорван в Семипалатинске.»
Гипотеза 4 : Военные здесь уничтожили взрывчатку, оставшуюся со времен второй мировой войны
.Piccy.info - Free Image Hosting
Илья СОЛОМОНОВ:
« Откуда взялись большие запасы оружия в центре Восточной Сибири? Привезли из Дальневосточного и Забайкальского военных округов? На Тихом океане и на границе с Монголией тоже множество безлюдных участков, и взорвать оружие, а речь идет о тысячах тонн тротилового эквивалента, проще было там, чем опять же непонятно каким способом доставлять его и закапывать в неведомую сопку на границе с Якутией.»
Гипотеза 5 : Удар молнии
Андрей НИКОЛАЕНКО, зав. лабораторией атмосферы Росгидромета:
« Самые мощные молнии, на Земле - 200 миллионов киловатт. Этого недостаточно, чтобы поднять на поверхность миллион тонн камней, из которых состоит видимая часть Патомского кратера. Также молния не могла пробить в известняковой сопке канал глубиной в сотню метров, откуда бы их выдавило на поверхность. Если причиной образования кратера стала молния, то молния аномальная, каких пока никто не наблюдал.»
Гипотеза 6 : Взрыв метана или других природных горючих ископаемых
Николай РУМЯНЦЕВ:
« Вполне возможно. Но взорваться они могли, только если бы получили подпитку кислородом - то есть что-то должно было пробить сопку снаружи. Опять возвращаемся к версии с метеоритом.»
Гипотеза 7 : Извержение подземного вулкана
Сотрудники Иркутского института геохимии СО РАН еще в середине XX века установили: в данной местности вулканической деятельности уже миллионы лет.
Гипотеза 8 : Кратер - отвал странной шахты, выкопанной людьми
Геологи уверены, что кратер образовался в последние 100 - 200 лет. То есть древние мифические цивилизации Сибири - лемурийцы с гиперборейцами - не имели к нему отношения. Рабочая сила на возведение кратера могла быть набрана в трудовых лагерях ГУЛАГа. Но в Бодайбинском районе существовал единственный исправительно-трудовой лагерь. По данным Государственного архива РФ, Бодайбинлаг существовал с июля 1947-го по декабрь 1954-го. Численность заключенных - до 8400 человек, занятых на золотодобыче и лесозаготовках. Бодайбинлаг находился на расстоянии примерно 300 км от Патомского кратера. Для тайги это очень много. Да и с 1947-го (открытие лагеря) по 1949-й (обнаружение кратера Колпаковым) восемь тысяч рабочих не смогли бы «выворотить» миллион тонн камней из сопки.
Гипотеза 9 : это след от падения на землю огромного метеорита. Именно на ней настаивает открыватель кратера Владимир Колпаков. «То есть изначально все-таки метеоритное происхождение, но метеорит такой специфический. Каких никто никогда не видел» - говорит директор астрономической обсерватории ИГУ Сергей Язев.
Piccy.info - Free Image Hosting
Гипотеза 10 : «уфологическая» версия. В 1908 году над тайгой падал не метеорит, а звездолет пришельцев. Большая часть корабля взрывается и сгорает в атмосфере. А, например, двигатель или бак из суперплотного вещества упал там, где сейчас Патомский кратер. И лежит сейчас артефакт под сопкой.
Гипотеза 11: кимберлитовая трубка. В неофициальных разговорах специалисты предложили еще одну версию. Правда, никто не захотел публично заявлять о ней, поскольку выглядит она гораздо фантастичнее, чем предположения о сверхплотном метеорите. Патомский кратер может быть вышедшей на поверхность молодой «кимберлитовой трубкой» - особым геологическим телом, образовавшимся при прорыве газов сквозь земную кору. Только в таких трубках могут быть залежи алмазов!
Считается, что все кимберлитовые трубки на нашей планете появились миллиарды лет назад. И если предположить, что такие процессы в недрах Земли идут и сейчас, то придется менять всю теорию образования нашей планеты.
Ведущий научный сотрудник Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины профессор Борис УШАКОВ предлагает посерьезнее отнестись к шутливой версии геологов , что Патомский кратер - «несозревшая» кимберлитовая трубка.
« Примерные координаты кратера мне известны (мы их пока не разглашаем, дабы избежать нашествия туристов. - Ред.). На этой же широте в Псковской области есть Мишина гора. Размерами (более 30 кв. км) и формой она не похожа на Патомский кратер, но доказано, что когда-то тоже была «выдавлена» глубинными процессами.
Если по меридиану Мишиной горы «спуститься» в Южное полушарие, то мы попадем в район кимберлитовых трубок в ЮАР. На той же широте, что и алмазоносные районы в Южной Африке, кимберлитовые трубки сосредоточены и в Австралии. А этот район находится в точности на долготе Патомского кратера. Получается почти идеальный квадрат. Возможно, в недрах Земли произошел некий взрыв, и трещины пошли в четыре стороны, перпендикулярно друг другу.»
Кстати, Патомский кратер ведь находится относительно недалеко от якутских кимберлитовых трубок.
Химический состав всех главных типов пород, встреченных на Патомском кратере и вмещающей его терригенно-карбонатной мариинской свите, приведен в табл.1. В целом все проанализированные карбонатные породы по химическому составу практически не различаются. Подобный вывод можно сделать и в отношении редкоэлементного состава. Отмечается лишь незначительное уменьшение содержаний стронция относительно его уровня во вмещающих известняках мариинской свиты. Важно подчеркнуть, что элементы группы железа (Ni, Cr, Co, Cu, Sc) сохраняют весьма близкие и крайне низкие концентрации во всех исследованных известняках. При этом необходимо обратить особое внимание на Ni, который служит геохимическим индикатором метеоритного вещества. В известняках Патомского кратера и во вмещающей его толще его содержание весьма низкое, на уровне мало различимых концентраций.

В глыбах песчаников и сланцев внутри насыпного конуса резко возросло содержание CaO по сравнению с породами вмещающей толщи. Крайне интересно распределение элементов группы железа в терригенных породах. По сравнению с песчаниками и сланцами за пределами кратера отдельные глыбы на раннем кольцевом валу насыпного конуса значительно обеднены ими. Если говорить о важном для нас Ni, то его концентрация в песчаниках кратера уменьшается в два раза, а в сланцах — в четыре. Такое распределение Ni исключает участие метеоритного вещества в процессах формирования Патомского кратера.
Геологи утверждают, что еще несколько лет назад были обнаружены еще несколько подобных объектов. Есть документальные доказательства. А если учесть, что примерно в том же районе в 2002 году было зафиксировано падение Витимского болида, можно считать, что Бодайбинский район как магнитом притягивает различные явления космического масштаба.

Патомский кратер