Лабиринт — тип каменного сооружения в виде лабиринта, выложенного на поверхности земли крупными либо мелкими камнями. Встречается в Карелии, островах Белого моря, Кольском полуострове, Скандинавии, Британских островах, Новой земле. Иногда относят к так называемым мегалитическим сооружениям.
Всего на Соловках обнаружено 35 лабиринтов, большая часть из них разбросана по территории Большого Заяцкого острова. Выложенные из мелких и крупных булыжников орнаменты различаются по размерам и рисунку. Чаще всего они построены в виде спирали или двух спиралей, вписанных одна в другую. У лабиринта только один вход, который в то же время служит и выходом: человек, решивший пройти по лабиринту и соблюдающий его правила, через некоторое время с удивлением обнаружит, что вышел в том же месте, где и зашёл.
Возраст лабиринтов – около трёх тысяч лет, утверждают археологи. Кто именно оставил на островах эти причудливые узоры из камней, достоверно не известно. По одной из версий, это были древние поморские племена, давно преданные забвению, по другой – северные мореходы, исследовавшие холодные воды Дышащего моря, в наши дни именуемого Белым. Сторонники этой гипотезы подкрепляют свои доводы тем, что почти все лабиринты расположены на побережье.
Однако и в этой, казалось бы, правдоподобной теории не всё так просто. Если предположить, что лабиринты и вправду служили древними капищами, то как объяснить тот факт, что далеко не под всеми насыпями удалось обнаружить остатки могильников? В своё время видный советский археолог А.Я. Брюсов, брат поэта-символиста В.Я. Брюсова, пытался обнаружить останки под одним из лабиринтов на Большом Заяцком острове. Результаты его неудачных раскопок и сегодня можно увидеть, приехав на Соловки: не сумев найти и следа захоронений, археолог, видимо, так сильно огорчился, что забыл за собой убрать и бросил вывороченные из земли булыжники прямо у входа в лабиринт.
Существуют и куда более прозаические предположения о целях строительства лабиринтов. Например, исследователь Леонид Ершов говорил о календарном значении каменных рисунков, а карельский краевед И.М. Мулло утверждает, что они являлись не чем иным, как схемами, ориентируясь по которым первобытные рыбаки строили ловушки для рыбной ловли.
Как бы то ни было, гипотезы остаются гипотезами: ни одна из них так и не получила достаточных подтверждений. По сей день далёкие северные острова продолжают манить любознательных путешественников и учёных, жаждущих разгадать загадку и понять, каково же истинное значение лабиринта. Решение, возможно, даст ответ на другой, куда более глобальный вопрос: как могло случиться, что символ лабиринта появился в обиходе совершенно различных древних народов приблизительно в один и тот же период времени на всех пяти обитаемых континентах?
ЛАБИРИНТ ДРИТВИК
Это - самый западный из известных на данный момент каменных лабиринтов Севера. Расположен на мысу, обращенном в сторону Гренландии. Выложенный небольшими черными камнями лабиринт, имеет четкую ориентацию по сторонам света (вход на север). Центр и вход лабиринта не сообщаются. Исландский лабиринт, независимо от его датировки и культурной привязки, занимает особое место в общемировой традиции каменных лабиринтов.
Солове́цкие острова́ (поморск. Соловки́, карельск. Solokka от саамского Suollek — букв. «острова») — архипелаг в Белом море на входе в Онежскую губу. Площадь — 347 км². Это самый крупный по площади архипелаг Белого моря[1]. Соловецкие острова состоят из шести крупных островов:
Соловецкий (Большой Соловецкий) остров — 246 км²
Анзерский остров, или Анзер — 47 км²
Большая Муксалма — 17 км²
Малая Муксалма — 0,57 км²
Большой Заяцкий остров — 1,25 км²
Малый Заяцкий остров — 1,02 км²
В архипелаг входит также более 100 малых островков.
Соловецкий архипелаг, а также пятикилометровая акватория Белого моря, включены в состав особо охраняемой территории — Федерального государственного учреждения «Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник». На Большом Соловецком острове находится зона строгой заповедности.
Ахеология региона:
Археологические источники Архангельской области можно разделить на первобытные и средневековые. В историческом краеведении они составляют многочисленную группу движимых и недвижимых культурных ценностей.
Вещественные исторические источники образуют замкнутый комплекс, элементами которого являются: 1) орудия труда, оружие; 2) керамика (глиняная посуда и изделия из глины); 3) украшения; 4) поселения и жилища; 5) могильники и погребения; 6) памятники культа и святилища; 7) петроглифы (рисунки на скалах); 8) палеозоологические и археоботанические материалы (кости животных, споры растений) и т.д. Изучение названных компонентов во взаимосвязи позволяет реконструировать историческое прошлое человеческого общества.
Заселение территории архангельского Севера началось, вероятно, в эпоху древнекаменного века. Палеолитические стоянки обнаружены в бассейне реки Печоры, около Полярного круга. Это следы древних охотников на мамонта и шерстистого носорога. На карте области отмечено множество пунктов находок палеозоологического материала – кости мамонта, овцебыка, шерстистого носорога, но орудий палеолитического человека почти не обнаружено, исключение составляют единичные находки в среднем течении Северной Двины (дер. Ступино и Ичково).
Значительную и более многочисленную группу археологических памятников составляют стоянки охотников и рыболовов эпохи неолита, медно-бронзового и железного веков (IV–I тысячелетия до н.э.) Наиболее известные памятники: Галдарея-I, II и III, Зимняя Золотица, Ненокса, Красная Гора, Могильники, Усть-Яренга (дюнное Беломорье), Кузнечиха и Орлецы (в низовьях Северной Двины), Явроньга и Ковозеро (бассейн Пинеги и Северной Двины), Печорская стоянка около Нарьян-Мара и открытые недавно стоянки на островах Белого моря (Соловецкие острова, о. Моржовец).
Несомненный интерес представляют памятники первобытного искусства архангельского Севера. К ним относятся рисунки на стенах грота около деревни Курга в Пинежском районе. Продолжается изучение каменных лабиринтов Соловецкого архипелага; вместе с другими культовыми памятниками Соловков они образуют древние святилища и датидуются II–I тысячелетиями до н.э., I тысячелетием н.э.
За последние годы исследованы некоторые группы средневековых городищ, прежде всего важские и двинские. Вопрос о хронологии и этнической принадлежности этой группы памятников имеет принципиальное значение для изучения процесса освоения северных территорий славянским населением. Сведения письменных источников (Устав Святослава 1137 г.; летописные сведения) и археологические характеристики большинства известных науке городищ не дают оснований считать их «чудскими» и датировать их периодом ранее XIII в. Это позволяет рассматривать первоначальный процесс освоения славянским населением северных земель по Онеге, Северной Двине и ее притокам как мирный процесс и связывать появление укрепленных поселений с совершенно иной, более поздней эпохой и с другой военно-политической обстановкой на Севере. Таким образом, памятники, ранее считавшиеся «чудскими», хронологически относятся к двум периодам – XII–XV вв. и XVII в. Обследование городищ по Ваге, Вели, Устье, Кокшеньге, проведенное А.В.Никитиным, показало, что большинство из них лишено культурного слоя или его мощность весьма незначительна и что это – городища, служившие временным убежищем в тревожное время. Интересные результаты принесли раскопки древнейшего городища Среднего и Нижнего Подвинья – Орлецкого (О.В.Овсянников).
На реке Ваге, в 17 км к северу от Шенкурска, изучен Пинежский городок – укрепленная усадьба новгородского боярина Василия Степановича (середина XV в.). Археологическое обследование Емецкого городка XV в. позволило детально определить конструкцию деревянно-земляных сооружений оборонительной системы крепости-городка, которые, кроме того, являли собой начальный этап городской жизни на средневековом Севере (О.В.Овсянников).
[ Регистрация | Вход ]