Корабли Римского императора Калигулы

Римский император Калигула - один из самых знаменитых императоров и прославился он, в основном, благодаря своей жестокости и буйному нраву. "Пусть ненавидят, лишь бы боялись"- часто любил повторять Калигула. Император, который, сделал своего любимого коня Инцитата сначала гражданином Рима, затем сенатором и после этого занес его в список кандидатов на консула, имел обыкновение плавать под парусом на своих захватывающих судах по озеру Неми.


С первых дней царствования Калигулу влекло озеро Неми со священным храмом Дианы. Само озеро известно как «зеркало Дианы», ее культ как Артемида в Греции зародился очень давно. Ее связывают с ритуалом посвящения и превращения. Этим чувственным культом овладел Калигула, он велел построить дворец для поклонения возле святилища богини. Культ Дианы позволял ему придаваться кровопролитию и извращениям под видом религиозного поклонения. Озеро Неми было для этого идеальным местом. Дворца было недостаточно, и он велел построить два огромных корабля, достойных самого могущественного человека на Земле. Согласно его указаниям первый корабль должен был стать плавучим Храмом Дианы, второй роскошным прогулочным судном для развлечений императора и его гостей. Калигула желал, чтобы большие корабли служили украшением озера. Письменных источников об их постройке, эксплуатации и гибели нет; историки приписывают корабли именно Калигуле, исходя из его репутации и из маркировки найденных на кораблях предметов.

Поблизости была построена верфь. В постройке принимали участие лучшие из лучших инженеров. Требования к кораблям были крайне сложны: низкая осадка, и в то же время должны быть достаточно широкими, чтобы держать равновесие под тяжелой надстройкой. Строительная технология была передовой.

Особенностью были серия голов животных из бронзы — к ним швартовались небольшие суда, на которых император прибывал с друзьями. Качество исполнения было на высоте. Среди находок были глиняные трубы, которые поддерживали пол и позволяли его обогревать. Это доказывает, что большие корабли были оснащены изощренной системой обогрева по всему судну. Во время раскопок был найден бронзовый кран. Он контролировал поступления воды в резервуары. Оттуда она поступала через свинцовые трубы на различные нужды. Система была уникальна и работала качественно, разница лишь в том, что крану было 2000 лет. Также найдено очень много гвоздей, с помощью которых крепились деревянные элементы, они были обработаны раствором, что защищало от коррозии. В движение суда приводились при помощи сотни гребцов.

Там были мраморные полы, водопровод с горячей и холодной водой. Это были плавучие дворцы с позолотой, мозаичными полами, а с другой стороны они отражали технические возможности римских судостроителей. На свинцовых трубах, которые были найдены на месте раскопок, ученые увидели странные знаки, которые значили имя деспотичного императора Калигула.

Согласно римскому историку Светонию, «лодки любви» были усеяны драгоценными камнями и имели достаточно места для бань, портиков, столовых, виноградников и фруктовых деревьев. Калигула мог пролежать весь день на любимом корабле, внимая хоровому пению и наслаждаясь танцами.

Суда были уничтожены после того, как 29-летний император был убит в своем дворце на холме Палатин в Риме своей собственной охраной. Имперские корабли были затоплены в рамках «damnatio memoriae» (лат. «проклятие памяти» — особая форма посмертного наказания в Древнем Риме для государственных преступников).

После четырнадцати веков забвения остовы кораблей были обнаружены кардиналом Просперо Колонна в 1444 году. Кардинал узнал, что на дне озера Неми в 16 милях к юго-востоку от Рима в районе Альбаво лежит остов огромного корабля. Рыбаки этой местности, издавна окутанной атмосферой тайны и легенд, часто вытаскивали сетями куски дерева и небольшие металлические предметы. Местные жители использовали древесину как топливо, металл же шел в переплавку на инструменты и оружие.

Кардинал, увлеченный тогдашней модой на античность, организовал на озеро Неми экспедицию, во главе которой поставил видного тогдашнего архитектора Баттисто Альберти, который исследовал затонувший корабль при помощи ныряльщиков и даже предпринял попытку поднять судно. Для этого на множестве деревянных бочек был сооружен настил, на котором установили лебедки с канатами. Однако с помощью этого немудреного устройства Альберти удалось лишь оторвать и поднять на поверхность кусок носа таинственного корабля.

Веком позже в 1535 году сеньор Франческо де Марчи попытайся еще раз исследовать корабль, используя примитивный водолазный костюм. Этот костюм, вернее, деревянный колокол, усиленный металлическими обручами, подвешивался на борту лодки и прикрывал верхнюю часть тела водолаза. С помощью такого устройства отважный де Марчи спустился на дно и стал одним из первых людей, испытавших на себе кесонную болезнь. Увы, результаты его исследований были незначительными. Он почти ничего не смог увидеть через маленький иллюминатор в колоколе, потому что вода в озере была очень мутной. Массу неприятностей доставили ему сонмы мелких рыбешек, которые плавали вокруг него, покусывая ее защищенные колоколом части тела. Так, же, как и Альберта, де Марчи попытался поднять корабль, но тоже безуспешно: он нанес лишь дополнительные повреждения корпусу.

В 1885—1889 годах британский посол в Италии лорд Сейвайл организовал экспедицию на Неми и освободил затонувшие корабли от всего самого ценного, крюками ободрав с загадочного судна почти все бронзовые орнаменты, мозаики, украшения из золота и мрамора. В дальнейшем все эти предметы стали достоянием британских музеев и частных коллекций.

В начале XX века подводные археологи обнаружили корпус еще одного судна. Оно лежало недалеко от берега и имело примерно 60 метров в длину и 20 в ширину. Корабль же, обнаруженный некогда кардиналом Колонна, был крупнее: 71 метр в длину и 21 в ширину.

Несмотря на то, что никаких письменных упоминаний об этих кораблях в античных писаниях не сохранилось, большинство историков сразу отнесли эти великолепные сооружения к эпохе безумного императора Калигулы, который будто бы использовал их как плавучие дворцы.

Исследования, проведенные в 20-х годах водолазами, показали, что корабли были действительно плавучими дворцами с постройками из мрамора, галереями, зелеными террасами с живыми деревьями и виноградом. После детального исследования барок Калигулы итальянское правительство приняло решение, что они есть национальное достояние. И в 1927 году Муссолини распорядился приступить к подъему.

В техническом отношении операция подъема не казалась особенно трудной. Соседнее с Неми озеро Альбано лежит несколько ниже по уровню. Предполагалось прорыть канал от одного озера к другому, слить в Альбано воды озера Неми и вытащить корабли Калигулы на берег. Операция началась в 1927 году и закончилась в 1932-м. Для осушения Неми рыть канал не пришлось: археологи обнаружили древний дренажный тоннель, который и был использован для осушения.

Откачка началась 20 октября 1928 года. Находкам предстояло потрясти мир. Оба корабля предстали впервые за 2000 лет. Их сохранность поразила даже археологов. Стало видно, как были построены античные большие корабли.

На дне были найдены хорошо сохранившиеся остовы кораблей. Корабль с тараном достигал 234 фута (71,3 м) в длину в целом и 220,96 фута (67,35 м) по ватерлинии. Ширина корабля была 65,6 фута, осадка 6,2 фута (1,9 м). Другой корабль, без тарана, имел длину 213,2 фута (65 м), ширину 77,4 фута (23,6 м), осадка его равнялась примерно 6,5 фута (2 м). На большем весла располагались не в корабельных бортах, а в выступающих за пределы борта помостах — апостиках, на каждое весло приходилось 4-5 гребцов. На меньшем судне не было ни апостиков, ни весел. По всей видимости, его буксировали большим судном или флотилией гребных лодок.

После того, как вода из Неми была спущена, на его илистом дне проложили рельсовые пути, и по ним на берег были вытащены уникальные сооружения, поразившие специалистов совершенством форм и мастерством исполнения.








Было поднято и отреставрировано очень много предметов того времени. Были найдены насосы для откачки воды, которая поступала во время плавания, несколько бронзовых изделий: головы зверей с причальными кольцами, статую сестры Калигулы, голову медузы Горгоны, руку-талисман, которая была прибита к корпусу судна, голову волчицы Ромула.

Одной из самых удивительных находок стали две уникальные вращающиеся платформы, обнаруженные на малом корабле. Под одной из платформ оказалось восемь бронзовых шаров, двигавшихся в желобе. Другая платформа лежала на восьми конических деревянных роликах, также движущихся в желобе. Обе конструкции напоминают подшипники качения, прототип которых был изобретен в XVI веке великим Леонардо да Винчи. Назначение этих платформ до сих пор" неизвестно, возможно, что они использовались как вращающиеся подставки для статуй.

Сосновые борта одного из кораблей были защищены от губительного действия воды просмоленной шерстью и тройной свинцовой обшивкой. Многие металлические части судов были позолочены. Изделия из бронзы и железа обладали высокой антикоррозионной стойкостью. Уточнились и размеры сооружений: большое судно оказалось длиной 73 метра и шириной 24, второй корабль был лишь немногим меньше. Хотя корпуса барок уцелели, надстройки были существенно повреждены как тяжестью мраморных изделий, так и попытками поднять суда на поверхность.



Корабли ещё хранили некоторые детали: например, искусно сделанная голова волка украшала концы бимсов, а палубы были покрыты мрамором и мозаикой.

Корабли имели по пять килей, на которых были установлены шпангоуты, обшитые сосновыми досками. Подводная часть судов была дополнительно защищена просмоленной шерстью и свинцовыми пластинами на медных гвоздях.

Заслуживает удивления и устройство для подъема якорей, в его конструкции применен кривошипно-шатунный механизм. По всей вероятности, это первый пример использования кривошипно-шатунного механизма, если не считать ручной мельницы. На кораблях Калигулы было два якоря. Один из них, изготовленный из дуба,— классическая конструкция с железными лапами и свинцовым штоком. Другой якорь тоже из железа и дерева по конструкции напоминал якоря, появившиеся в голландском флоте в XVIII веке.



Якорь с корабля Калигулы

Точно выяснить дату постройки судов не удалось, но, по надписям на орнаментах, археологи установили, что корабли были построены приблизительно в середине II века н.э. На тринадцати керамических плитах в надстройках обнаружили надписи, свидетельствовавшие о том, что они изготовлены неким Деймом — рабом Домицикса Афера. Афер умер в 59 году, поэтому корабли должны были быть построены до этой даты. Кроме того, на одной из свинцовых труб малого корабля была найдена надпись: «Собственность Кая Цезаря Авгуегуса Германикуса». Это полное имя Калигулы, который царствовал до 41 года.

Для необыкновенной находки итальянское правительство построило огромный музей на берегу Неми, где барки Калигулы экспонировались после консервации в 1944 году. 31 мая — 1 июня 1944, во время отступления немецких войск, музей и корабли были уничтожены пожаром. Следствие установило лишь косвенную связь между пожаром и действиями немецких войск (немецкая батарея, расположенная в 150 м от музея, была названа вероятной причиной «случайного» пожара). В настоящее время посетители восстановленного музея вынуждены довольствоваться осмотром полупустого музея с макетами знаменитых кораблей, исполненных в масштабе 1:5. Так были найдены, а потом потеряны для истории самые крупные и хорошо сохранившиеся римские корабли.

Рейтинг:
5.0 / 1
Просмотры:
13260
Категории материала:
Исследования,наука
Источник:

Комментарии к материалу (0)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]