Древнее искусство оказалось ещё древнее

Поселение в пещере Гайссенклёстерле, располагающееся в Швабском Альбе на юго-западе Германии, заново датировали ученые из Оксфордского (Великобритания) и Тюбингенского (ФРГ) университетов. Используя усовершенствованные методы избавления от загрязнений материала, исследователи отодвинули дату возникновения ориньякской культуры ещё немного в глубь веков.

Дудочка из птичьей кости, найденная в пещере Гайссенклёстерле (здесь и ниже фото Тюбингенского университета).

Ориньяк — первая культура, в которой появляются искусство, музыка и прочие важнейшие культурные инновации, если верна гипотеза, полагающая, что всё это возникло в каком-то одном месте не позднее 40 тыс. лет назад и затем распространилось по всей Европе (Kulturpumpe Hypothesis).

42–43 тыс. лет назад — это самые ранние даты ориньякских отложений, полученные радиоуглеродным методом. Они предшествуют ориньякским датам для Италии, Франции, Англии и других регионов. Результаты согласуются с гипотезой Дунайского коридора, которая постулирует, что современные люди, добравшись до Европы, продвигались по долине Дуная, причём довольно быстро. Гайссенклёстерле — лишь одна из целого ряда пещер в Швабском Альбе, где обнаружены важные образцы личных украшений, изобразительного искусства, мифологических изображений и музыкальных инструментов.

Новые даты говорят также о том, что современные люди пришли на Верхний Дунай в чрезвычайно холодный период под кодовым обозначением H4 (четвертое явление Генриха). Явления Генриха, названные в честь морского геолога Хартмута Генриха, периодически происходили во время последнего ледникового периода и вызывались массовым отколом льда от ледникового панциря и его поступлением в Северную Атлантику. В четвертый раз это случилось около 40 тысяч лет назад и вызвало временное похолодание климата в Европе.

Ранее исследователи склонялись к тому, что люди пришли сразу после окончания холодов. Оказалось, современный человек появился на юго-западе Германии в то время, когда там обитали неандертальцы. Однако каких-либо признаков взаимодействия современных людей с ними не обнаружено. Несмотря на все усилия учёных, характер культурных связей между этими группами на Верхнем Дунае остаётся неясным.

В конечном счёте исследование указывает на Верхний Дунай как на самую вероятную родину ориньякской культуры. Что послужило стимулом — то ли суровый климат, то ли конкуренция с неандертальцами (которые, возможно, в чём-то даже превосходили наших предков), то ли какая-то иная социально-культурная динамика, — на этот вопрос ответят будущие исследования.

А эта — из бивня мамонта. Ниже представлены образцы древнейшей человеческой бижутерии в Европе.

Результаты исследования опубликованы в Journal of Human Evolution.