Чем сталкерам нравится Чернобыльская зона

Острые ощущения, экстрим, уединение, стремление отвлечься от серых будней, почувствовать себя героем виртуальной игровой реальности – что толкает сталкеров в зону отчуждения? 32 года спустя аварии на ЧАЭС - крупнейшей катастрофы в истории атомной энергетики – «Вести» поговорили с людьми, которых снова и снова увлекают походы в Чернобыльскую зону, в том числе и нелегальные.

Мрачная романтика

Одноименная компьютерная игра сыграла немалую роль в популярности таких походов среди молодых людей, рассказывает экскурсовод и автор книги "Чернобыльская зона глазами сталкера" Кирилл Степанец, сталкер с 9-летним стажем. "Я родился и вырос в Киеве, с ранних лет слышал о Чернобыльской зоне, и у меня еще в юности возникло желание там побывать. К слову, мне всегда нравился экстремальный туризм. До того, как я стал чернобыльским сталкером, я ходил с друзьями на заброшенные заводы Киева и в тоннели метро", - вспоминает Кирилл.

Впервые Степанец отправился пешком в Чернобыльскую зону в 2009 году. "Это был такой бартер: я нашел через интернет сталкера, который взялся меня туда проводить, а я за это показал ему тоннели подземки", - говорит он. Сегодня хобби сталкера вышло на новый уровень - теперь Степанец, в качестве экскурсовода, сопровождает в зону отчуждения легальные туристические группы.




Впервые Степанец отправился пешком в Чернобыльскую зону в 2009 году.

Любопытно, что за прошедшие три десятка лет интерес молодых людей к сталкерству и их желание поставить свой собственный рекорд, повышая таким образом собственную самооценку, не только не уменьшился, но продолжает расти. "Только за последние пять лет количество сталкеров увеличилось раз в пятьдесят. Если в 2009-2010 годах их было всего около ста человек, то теперь - несколько тысяч, - рассказывает Кирилл. - При этом в зону отчуждения ходят представители абсолютно разных социальных статусов и профессий. Да, заметно большое количество офисных работников и айтишников, которые хотят отвлечься от монотонной работы. Много молодежи, очень много иностранцев. Все хотят ощутить атмосферу похода, экстрим и некую романтику", - говорит он.

В зону отчуждения ходят представители абсолютно разных социальных статусов и профессий.

Проще сдаться

Кроме любителей экстримального туризма и острых ощущений, в зону отчуждения ходят и желающие праздно отдохнуть c употреблением алкогольных напитков и различных нелегальных веществ. По словам Степанца, таких путешественников сегодня большинство: "Некоторые ведут себя слишком свободно - устраивают в Припяти дискотеки, гонки на велосипедах".



Полицейские отлавливают нелегальных туристов практически ежедневно. В среднем в день задерживают одного человека. "В основном сталкеры сами сдаются. До Припяти - 40 км. Время похода туда занимает два дня. Побыв там еще день, многие не хотят возвращаться обратно пешком, поэтому звонят в полицию и сдаются. Их забирают. Проще заплатить штраф, чем снова идти пешком два дня, да еще и с рюкзаком, который весит 15 кг", - объясняет Кирилл.

Как сообщили "Вестям" в полиции Киевской области, только официально отловленных сталкеров в зоне регистрируют около 300-400 человек в год (без учета зимних месяцев – зимой на поход в зону отваживаются немногие). А общий поток нелегалов в зоне отчуждения правоохранители приблизительно оценивают в 1000 – 1500 человек в год. При этом многие "самоходы" проникают в зону отчуждения по два-три раза, а некоторые и по десять раз за сезон, говорят в полиции.

Так, в октябре прошлого года на территории зоны отчуждения ЧАЭС были задержаны сразу три группы сталкеров, среди которых были двое граждан России. "Первую группу сталкеров, четверых молодых ребят, обнаружили в районе караула "Терехи". Вторую – в отселенном городе Припять. Туда в обход КПП проникли трое ребят. Третью группу сталкеров, которые незаконно проникли на территорию зоны отчуждения, правоохранители обнаружили в районе отселенного села Залесье. Там задержали пятерых молодых людей, среди них двоих граждан России: 24-летнего жителя Москвы и 28-летнего жителя Санкт-Петербурга", – сообщили в пресс-службе областной полиции.

В октябре прошлого года на территории зоны отчуждения ЧАЭС были задержаны сразу три группы сталкеров.

Тропы «самоходов»

Но, несмотря на частоту полицейских рейдов, отловить всех сталкеров крайне сложно, ведь зона отчуждения имеет протяженность около 400 км, поясняет глава отдела экологии флоры и фауны Чернобыльского радиационно-экологического заповедника Денис Вишневский: "Когда-то здесь было оцепление, сейчас его нет, и проникнуть в зону несложно. Фотоловушки часто фиксируют нарушителей. Но, конечно же, задерживают не всех".



По его словам, основные тропы маршрутов передвижения «самоходов» по территории зоны отчуждения уже видны невооруженным глазом. «Особенно те, по которым передвигаются развлекательно-вандальные группы туристов, - говорит Денис. - Особенно это заметно в заброшенных населенных пунктах: на стенах домов, облюбованных «самоходами», много граффити». Имеются в виду нацарапанные или написанные баллончиками клички сталкеров, несуразные графические символы, карикатуры и выражения из их сленга. Обычное дело – кучи мусора, оставленного сталкерами в заброшенных домах и на местах стоянок в лесу, рассказывает Вишневский.

"Отловить всех сталкеров крайне сложно", - говорит биолог Денис Вишневский.

Такое поведение дискредитировало явление сталкерства в глазах той части «самоходов», которые почитали зону как сакральную территорию, место единения с пустотой заброшенных территорий и первозданной, нетронутой человеком природой. "Открытых конфликтов с такими путешественниками у правильных сталкеров, как правило, не возникает, но некая конфронтация все же есть. У каждого из нас свои интересы, цели и взгляды на отдых. Мы в принципе редко пересекаемся", - объясняет Кирилл Степанец.

Конфликтов с такими путешественниками у правильных сталкеров, как правило, не возникает, но некая конфронтация все же есть.

Селфи перед смертью

Наиболее популярны среди сталкеров Припять, объект "Чернобыль-2", радиолокационная башню "Дуга", а также заброшенные здания и подземные тоннели. "Но есть и некоторые сталкеры-гурманы, которые уходят в удаленные села и любят насладиться тишиной леса или волчьим воем", - говорит Степанец.



Сталкеры напоминают, что экстремальные путешествия по зоне отчуждения не всегда безопасны. Так, 27 ноября прошлого года в зоне отчуждения под Чернобылем погиб сталкер Дмитрий Шкиндер. 33-летний мужчина сорвался со 150-метровой радиолокационной башни "Дуга", куда полез за острыми ощущениями вместе со своими приятелями. Перед смертью Дмитрий успел сделать селфи с вышки и выложить его в сеть.

27 ноября прошлого года в зоне отчуждения под Чернобылем погиб сталкер Дмитрий Шкиндер.

33-летний мужчина сорвался со 150-метровой радиолокационной башни "Дуга", куда полез за острыми ощущениями.

По мнению Дениса Вишневского, сегодняшних сталкеров врядли стоит рассматривать как спортсменов-экстремалов: «Самое правильное - относиться к ним как к любителям острых ощущений. Сталкеры - это скорее некие романтики, которые хотят побродить по необычным локациям и пощекотать себе нервы, убегая от полиции».

Рейтинг:
0.0 / 0
Просмотры:
1380
Теги материала:
что манит, сталкеры, Припять
Категории материала:
Статьи
Источник:

Комментарии к материалу (0)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]